24 RS0016-01-2021-000073-64
Дело № 2-842/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2021 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Я.А., при секретаре Прокудиной Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора ЗАТО г. Железногорск к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о предоставлении субсидий М ацуганову М. А.
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурор обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» (далее по тексту Ответчик) в интересах ребенка-инвалида Мацуганова М.А. с требованием об обязании Ответчика предоставить ребенку-инвалиду меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 % в форме субсидий путем их возобновления за период с 01.10.2013 г. по 09.08.2019 г., мотивируя свои требования следующим.
Мацуганов М.А. является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена с 20.04.2009 г. Мацуганов М.А. зарегистрирован и проживает по адресу <адрес>37. Мацуганов М.А. имеет право на предоставление мер социальной поддержки – льгот, предусмотренных ст. 17 Федерального закона № 181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на оплату не ниже 50% жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг. Указанной мерой социальной поддержки Мацуганов М.А. пользовался до 01.09.2013 г. В связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг, ответчиком с 01.10.2013 г. принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки.
Ссылаясь на требования ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прокурор просит обязать Ответчика предоставить ребенку-инвалиду меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 % в форме субсидий путем их возобновления за период с 01.10.2013 г. по 09.08.2019 г.
Прокурор Вертилецкая А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Истец Мацуганов М.А., его законный представитель в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Представитель ответчика КГКУ «УСЗН» в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Из представленного представителем ответчика отзыва следует, что компенсация расходов истцу была прекращена, поскольку у истца имеется задолженность по оплате коммунальных услуг, причины, по которым образовалась задолженность, уважительными не являются, заявила о пропуске срока исковой давности.
Выслушав пояснения участников процесса, ознакомившись с представленными странами доказательствами, суд приходит к следующему.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой статьи 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Согласно подпункта "в" пункта 9 статьи 23 указанного Закона (в редакции, действовавшей в спорый период) орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, в том числе, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно пункта 4 статьи 20.1 указанного Закона края (в редакции закона, действующей на период спорных правоотношений) предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Принимая во внимание, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что наличие у истца задолженности по оплате коммунальных услуг за два и более месяца на территории Красноярского края в спорный период не могло являться основанием для прекращения предоставления ей как лицу, являющемуся инвалидом третьей группы, меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем решение Управления социальной защиты населения администрации ЗАТО г.Железногорск о прекращении предоставления истцу указанных мер социальной поддержки, предусмотренных положениями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации является незаконным, а право истца подлежит судебной защите путем удовлетворения заявленных прокурором требований.
При этом суд не может принять во внимание возражения ответчиков о том, что право прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотрено положениями п. 2 ст. 20.1, п. п. «в» п.9 ст. 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804.
Так, Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 03.06.2015 N 53-АПГ15-24 об отмене решения Красноярского краевого суда от 29.01.2015 и признании недействующими отдельных положений пункта 1 статьи 13 и пункта 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.
С учетом изложенного, поскольку законных оснований для прекращения предоставления меры социальной поддержки в спорный период не имелось, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Органом исполнительной власти Красноярского края, оказывающим государственные услуги в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан, является Министерство социальной политики Красноярского края, которое осуществляет функции и полномочия учредителя КГКУ «УСЗН» (распоряжение Правительства Красноярского края от 01.09.2014 № 630-р.).
Законом края от 04.06.2019 № 7-2828 «О внесении изменений в Законы края о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» в Закон Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» внесены изменения, в соответствии с которыми, срок осуществления органами местного самоуправления городского округа Железногорск государственных полномочий, в том числе по назначению (отказу в назначении) МСП по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан, ограничен 01 октября 2019 года.
Приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 11.07.2019 № 473-ОД утверждена новая редакция Устава КГКУ «Управление социальной защиты населения», согласно п. 2.4.1.1. которого с 01.10.2019 на территории ЗАТО Железногорск учреждение исполняет функции и оказывает государственную услугу по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг (подп.48)
Из материалов дела следует, что Мацуганов М.А. является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена с 20.04.2009 г., Истец зарегистрирован и проживает по адресу <адрес>37, имеет право на предоставление мер социальной поддержки – льгот, предусмотренных ст. 17 Федерального закона № 181 от 24.112.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на оплату не ниже 50% жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг. Указанной мерой социальной поддержки Мацуганов М.А. пользовался до 01.09.2013 г. В связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг, ответчиком с 01.10.2013 г. принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки.
Анализируя установленные обстоятельства, в совокупности с приведенными выше положениями законодательства, отсутствие предусмотренных законом оснований для прекращении предоставления мер социальной поддержки, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, что наличие у Истца задолженности по оплате коммунальных услуг не может являться основанием для прекращения в предоставлении ему, как инвалиду субсидий и дополнительных мер социальной поддержки в размере 50% по оплате данных услуг, в связи с чем решение о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки является незаконным.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования иска о предоставлении Истцу меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 % в форме субсидий путем их возобновления за период с 01.10.2013 г. по 09.08.2019 г., основаны на законе.
Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности судом не принимаются как основания для отказа в иске по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В судебном заседании установлено, что материальный истец узнала о нарушенных своих правах, только после проведенной проверки прокуратурой ЗАТО Железногорск.
Кроме того, принимая во внимание, что иск прокурором предъявлен в защиту социальных прав инвалида, правовых оснований для применения срока исковой давности, предусмотренный гражданским законодательством, к данным правоотношениям у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования, удовлетворить.
Обязать Краевое Государственное Казенное Учреждение «Управление социальной защиты населения» (КГКУ «УСЗН») предоставить Мацуганову М. А. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% в форме субсидий путем их возобновлении с 01.10.2013 г. по 09.08.2019 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Железногорском городском суде 7 апреля 2021 г. с 17 часов.
Судья Я.А. Щербакова