Дело № 2-201/2020
72RS0008-01-2020-000199-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Заводоуковск 3 марта 2020 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Дмитриевой М.Ю.,
с участием
прокурора Чернышевой А.В.,
представителя ответчика Правительства
Тюменской области П.Е.Н.,
при секретаре Семеновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-201/2020 по исковому заявлению Заводоуковского межрайонного прокурора в защиту интересов А.Н.И. к Правительству Тюменской области, Администрации Заводоуковского городского округа о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Заводоуковский межрайонный прокурор (далее прокурор) в интересах А.Н.И. (далее истец) обратился в суд с иском к Правительству Тюменской области (далее ответчик, Правительство ТО), Администрации Заводоуковского городского округа (далее ответчик, Администрация ЗГО) о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивирует тем, что А.Н.И., ... года рождения, осталась без попечения родителей, так как мать – А.О.Н. признана недееспособной (решение Заводоуковского районного суда от ...), отец – А.И.В. ограничен в родительских правах (решение Галичского районного суда Костромской области от 07.02.2017 года). Приказом отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Заводоуковского городского округа от 01.11.2010 №548 над малолетней А.Н.И. установлена опека. Согласно приказа Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) от 29.01.2020 №359 А.Н.И. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированных жилых помещений на территории Заводоуковского городского округа. Согласно справке, выданной администрацией Заводоуковского городского округа от 20.03.2017 №45 у А.Н.И., отсутствует право жилого помещения по договору социального найма на территории Заводоуковского городского округа. Согласно информации ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 15.03.2017 года у А.Н.И. недвижимое имущество, зарегистрированное по праву собственности отсутствует. Согласно выпискам из реестра Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области по состоянию на 22.03.2019 сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении А.Н.И. отсутствуют. До настоящего времени истец, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигнув совершеннолетия и, являясь дееспособным, находясь на учете в качестве нуждающегося в сводном списке детей (лиц), подлежащих обеспечению жильем, жильем не обеспечен. По правовому обоснованию требований, ссылаясь на ст. 11 ЖК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит:
Обязать Правительство Тюменской области предоставить А.Н.И., ... года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Заводоуковского городского округа, общей площадью не менее 18 кв.м.
Обязать администрацию Заводоуковского городского округа после предоставления специализированного жилого помещения Правительством Тюменской области заключить с А.Н.И. договор найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании помощник Заводоуковского межрайонного прокурора Ч.А.В., поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме.
Истец А.Н.И., представитель ответчика администрации Заводоуковского городского округа, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (л.д.57, 62), в судебное заседание не явились.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд проводит судебное заседание в отсутствие истца, представителя ответчика администрации ЗГО.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области П.Е.Н., действующая на основании доверенности от 29.04.2019 года, в судебном заседании исковые требования признала, полагает иск подлежащим удовлетворению.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит требования, заявленные прокурором подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Согласно статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В силу ч.7 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются таким лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных, применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 3.3. Постановления Правительства Тюменской области от 29.12.2012 N 583-п жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Законом Тюменской области от 07.10.1999 года №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (далее Закон Тюменской области №137) установлены категории граждан, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, порядок их учёта и предоставления им жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда. Так же предусмотрено предоставление указанным категориям лиц по месту их жительства или месту временного пребывания в границе соответствующего муниципального района или городского округа благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и требованиям в соответствии с нормой предоставления не менее 18 квадратных метров общей площади.
Согласно ст.2 Закона Тюменской области от 3.10.2012 года №78 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае если дети (лица), оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.30.1 Закона Тюменской области № 137 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Из материалов дела (копии паспорта, копии свидетельства о рождении, приказа Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) №1094-п от 24.04.2017 г., справки Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) от 29.01.2020 года № 359, решения Заводоуковского районного суда от 08.04.2009 г., Решения Галичского районного суда Костромской области от 07.02.2017 г. (л.д. 9, 10, 11,12, 13,14,18,19, 20, 21, 22, 23) судом установлено, что А.Н.И., ... года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать - А.О.Н. решением Заводоуковского районного суда Тюменской области от 08.04.2009 года признана недееспособной, а отец А.И.В. решением Галичского районного суда Костромской области от 07.02.2017 года ограничен в родительских правах в отношении несовершеннолетней дочери А.Н.И., ... года рождения. А.Н.И. приказом Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) от 24.04.2017 г. №1094-п включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору найма специализированного жилищного фонда на территории Заводоуковского городского округа Тюменской области.
Приказом Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Заводоуковского городского округа №548 от 01.11.2010 г. (л.д. 23) А.О.В. назначена опекуном над малолетней А.Н.И., ... года рождения.
Согласно копии паспорта, сообщению отдела по вопросам миграции МО МВД России «Заводоуковский» (л.д. 17,33) А.Н.И., ... года рождения значится зарегистрированной по месту жительства по адресу: ... с 01.06.2016 года по настоящее время.
Согласно ответа Администрации Заводоуковского городского округа от 20.03.2017 г. № 45 (л.д. 36) у А.Н.И., ... года рождения, зарегистрированного по адресу: ... отсутствует право на жилое помещение по договору социального найма на территории Заводоуковского городского округа.
Из справки АО «Ростехивентаризация – Федеральное БТИ» №08-000160 от 15.03.2017 г. (л.д. 35) следует, что информация о зарегистрированных правах на территории с. Упорово и Упоровского района, г. Заводоуковска и Заводоуковского района, г. Ялуторовска и Ялуторовского района Тюменской области за А.Н.И. ... года рождения отсутствует.
Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 18.02.2020 г. (л.д. 61) информация о правах А.Н.И. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости отсутствует.
Таким образом, А.Н.И., исходя из положений вышеуказанных норм действующего законодательства и представленных по делу доказательств имеет право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда на территории Заводоуковского городского округа Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м. Правительство Тюменской области обязано обеспечить А.Н.И., жилой площадью из специализированного жилого фонда Тюменской области не менее установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Тюменской области от 24.04.2006 № 101-п «О реализации полномочий в области жилищных отношений», Главное управление строительства Тюменской области осуществляет принятие решения об утверждении номенклатуры жилых помещений (количество, площадь и наименование муниципального образования), необходимых для приобретения (строительства), для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилых помещений из специализированного жилищного фонда Тюменской области, в текущем году.
В соответствии с подпунктами 6 и 7 п.8 ст.1 Закон Тюменской области от 26.12.2014 N 125 (ред. от 26.09.2019) "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" (принят Тюменской областной Думой 18.12.2014), отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области полномочия органов государственной власти Тюменской области:
по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) (п.6);
по заключению с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области и осуществлению предусмотренных действующим законодательством прав и обязанностей наймодателя, за исключением осуществления капитального ремонта указанных жилых помещений (п.7).
Следовательно, обязанность принять решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения и заключить с А.Н.И., договор найма на специализированного жилого помещения, после обеспечения предоставления Правительством Тюменской области из специализированного государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории Заводоуковского городского округа общей площадью не менее 18 кв.м., лежит на Администрации Заводоуковского городского округа. А, учитывая, что Главное управление строительства Тюменской области осуществляет принятие решения об утверждении номенклатуры жилых помещений (количество, площадь и наименование муниципального образования) с указанием категории граждан, которым предоставляются жилые помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области без персонифицирования граждан, в отношении которых необходимо органу муниципального образования принять решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, то прокурором правомерно заявлен иск как к Правительству Тюменской области предоставлении жилья А.Н.И., так и к администрации Заводоуковского городского округа о принятии решения предоставления конкретному лицу – А.Н.И., как лицу, из числа детей оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и заключению с ним договора найма специализированного жилого помещения.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Заводоуковского межрайонного прокурора в защиту интересов А.Н.И. к Правительству Тюменской области, Администрации Заводоуковского городского округа о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области представить А.Н.И., ... года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Заводоуковского городского округа, общей площадью не менее 18 кв.м.
Обязать Администрацию Заводоуковского городского округа, после предоставления специализированного жилого помещения Правительством Тюменской области, заключить с А.Н.И., ... года рождения, договор найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Заводоуковского городского округа, площадью не менее 18 кв.м.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы, принесения представления в Заводоуковский районный суд Тюменской области.
Судья М.Ю. Дмитриева
Мотивированное решение будет составлено 6.03.2020 года.