Мотивированное решение изготовлено 21 января 2019 года
Дело № 2-108/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2019 года ЗАТО г.Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Петровой О.С.
при секретаре Романовой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцевой Юлии Александровны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, к администрации ЗАТО г.Североморск, Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск о признании нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Зайцева Ю.А., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1., обратилась в суд с иском администрации ЗАТО г.Североморск о признании нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск.
В обоснование заявленных требований, а также в судебном заседании истец указала, что она и ее несовершеннолетний сын ФИО1. проживают и зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: ***, при этом она имеет в собственности 1/4 доли указанного жилого помещения. Всего в жилом помещении зарегистрированы и проживают 5 человек, общая жилая площадь составляет 35,7 кв.м., то есть, по 7,14 кв.м. на 1 человека.
24.01.2018 истец обратилась в администрацию ЗАТО г.Североморск с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, однако 02.03.2018 в принятии на учет ей отказано со ссылкой на наличие в ее собственности жилого помещения в виде 1/4 доли, в связи с чем на нее приходится 12,48 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает установленную Решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 27.02.2006 № 123 учетную норму жилого помещения для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
Не согласившись с отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, истец полагала ошибочной позицию ответчика относительно расчета метража, приходящегося на каждого из зарегистрированных лиц, обосновывая свою позицию тем, что необходимо учитывать не общую, а жилую площадь квартиры.
Со ссылками на положения ст.ст.309, 310 ГК РФ просила признать ее и несовершеннолетнего сына имеющими право на постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Щедрин М.М., допущенный к участию в деле в деле в качестве представителя истца, в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам иска.
Представитель ответчиков администрации ЗАТО г.Североморск и Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск Бальон В.Д. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, указал, что в соответствии с Решением Совета депутатов МО ЗАТО г. Североморск от 27.02.2006 № 123 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в ЗАТО г.Североморск» установлена для признания за гражданином права на постановку на учет учетная норма 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. При этом Решение Совета депутатов от 27.02.2006 № 123 не является основанием для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, а определяет норму жилой площади при которой лицо, может быть признано нуждающимся в постановке на учёт для предоставления жилых помещений по договорам социального найма в ЗАТО г.Североморск.
Исходя из положений ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданин признается нуждающимся в постановке на учёт для предоставления жилых помещений по договорам социального найма при наличии одновременно двух условий - учетная норма общей площади жилого помещения на одного члена семьи составляет 12 и менее квадратных метров, утвержден размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи – 19 816 руб.
Зайцева Ю.А. 24.01.2018 обратилась с заявлением в администрацию ЗАТО г. Североморск, предоставив документы, из которых следует, что она зарегистрирована и проживает совместно с членами семьи в трехкомнатной квартире по адресу: ***, общей площадью 62,4 кв.м., является собственником 1/4 доли и имеет равные с членами семьи право пользования жилым помещением. При этом на каждого члена семьи, проживающего в жилом помещении, приходится по 12,48 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает установленную Решением Совета депутатов МО ЗАТО г. Североморск от 27.02.2006 № 123 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в ЗАТО г.Североморск» учетную норму жилого помещения, необходимую для постановки истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск, привлеченное к участию в деле в порядке ст. 47 ГПК РФ, в судебное заседание представителя не направило, в письменном мнении полагало возможным иск удовлетворить в случае представления истцом соответствующих доказательств.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 ст.51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно части 2 этой же статьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. При этом принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3, 4 ст. 52 ЖК РФ).
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и ведения данного учета определен Законом Мурманской области от 07.07.2005 № 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».
Согласно ст. 1 указанного Закона жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьями 4, 6, 7 настоящего Закона.
На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане Российской Федерации при наличии следующих оснований:
постоянное или преимущественное проживание в данном городском округе, городском (сельском) поселении;
признание нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
признание малоимущими и (или) наличие права состоять на учете по иным основаниям (п.1 ст. 4 Закона № 646-01-ЗМО).
Таким образом, законом субъекта РФ установлена обязанность органа местного самоуправления предоставлять по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда определенным категориям граждан.
В соответствии с п.3 ст. 4 Закона № 646-01-ЗМО в целях настоящего Закона граждане признаются малоимущими уполномоченным органом с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, определяемых согласно приложению к настоящему Закону.
Размер дохода и стоимость имущества для признания граждан малоимущими устанавливаются представительными органами городских округов и городских (сельских) поселений.
Во исполнение ст. 14, ст. 50 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 1 Закона Мурманской области от 07.07.2005 N 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» Решением Совет депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 27.02.2006 № 123 установлена учетная норма площади жилого помещения исходя из уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в ЗАТО г. Североморск в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Согласно решению Совета депутатов МО ЗАТО г. Североморск № 354 от 28.02.2018 определен размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в размере 19 816 руб. для признания граждан малоимущими, в целях постановки на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма в ЗАТО г. Североморск.
Для подтверждения статуса малоимущих, граждане, подавшие заявление о принятии на учет, предоставляют документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих подачи заявления о принятии на учет.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как установлено судом и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, Зайцева Ю.А. и ФИО1. с 12.12.2017 зарегистрированы по месту жительства в трехкомнатной квартире, общей площадью 62,4 кв.м., расположенной по адресу: ***
В указанном жилом помещении также зарегистрированы и проживают ФИО2. и ФИО3. с 18.01.1989 по настоящее время, а также ФИО4 с 10.06.2002 по настоящее время.
Собственниками жилого помещения по 1/4 доли являются Зайцева Ю.А., ФИО2., ФИО3. и ФИО4., что подтверждается справкой формы № 9, свидетельствами о государственной регистрации права от 25.01.2006.
24.01.2018 Зайцева Ю.А. обратилась в администрацию ЗАТО г.Североморск с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма составом семьи 2 человека: ее и сына Зайцева М.А., предоставив пакет необходимых документов.
02.03.2018 администрацией ЗАТО г.Североморск ей отказано в принятии на учет со ссылкой на то обстоятельство, что на каждого из зарегистрированных и проживающих в жилом помещении лиц приходится 12,48 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает установленную Решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 27.02.2006 № 123 учетную норму жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
Не согласившись с отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, полагая его необоснованным, Зайцева Ю.А. полагает, что ответчиком неверно произведен расчет учетной нормы приходящейся на каждого проживающего жилой площади, поскольку, по мнению истицы, необходимо учитывать размер не общей, а жилой площади квартиры.
Однако данный довод суд не принимает, полагая его основанным на неверном толковании действующего законодательства.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно Решению Совета депутатов МО ЗАТО г. Североморск от 27.02.2006 № 123 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в ЗАТО г.Североморск» установлена для признания за гражданином права на постановку на учет учетная норма 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Таким образом, в силу прямого указания, содержащегося в приведенной правовой норме, учетная норма определяется исходя из размера общей, а не только жилой площади жилого помещения.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что на каждого из зарегистрированных в спорном жилом помещении лиц приходится по 12,48 кв.м. общей площади (62,4 кв.м. : 5), что превышает норму учетной площади, предусмотренную Решением Совета депутатов от 27.02.2006 № 123.
Доводы стороны истца о том, что при определении уровня обеспеченности жилым помещением следует учитывать только долю истца в занимаемом жилом помещении, суд также полагает ошибочными, поскольку истицей не представлено доказательств того, что ее права пользования квартирой каким-либо образом ограничивалось остальными сособственниками.
При разрешении заявленных требований суд принимает во внимание, что на иждивении истицы находится несовершеннолетний сын ФИО1., 2014 года рождения, которому установлена инвалидность (***), что подтверждается справкой МСЭ-2016 № 1196024, выданной Бюро МСЭ № 3 (педиатрического).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем положениями указанной статьи предусмотрена возможность предоставления жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Однако наличие инвалидности не является самостоятельным основанием для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, оценив доводы сторон, представленные в их обоснование доказательства, с учетом установленных ст.ст. 12 и 56 Гражданского процессуального кодекса РФ принципов состязательности и равноправия сторон, суд приходит к выводу об отсутствия правовых оснований для признания за истицей, действующей также в интересах несовершеннолетнего ребенка, права на принятие на учет для получения жилья по договору социального найма.
Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Зайцевой Юлии Александровны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, к администрации ЗАТО г.Североморск, Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск о признании нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий О.С. Петрова