Мотивированное решение изготовлено 10.11.2015 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд<адрес>
в составе: председательствующего судьи Бабкиной Н.А.,
при секретареФИО5,
c участием истцаФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуФИО1 ФИО3 с ограниченной ответственностью «ФИО4» о взыскании суммы долга,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1обратился в суд с иском к ООО «ФИО4» о взыскании суммы долга. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ООО «ФИО4» был заключен депозитарный договор№ ******, в соответствии с которым ответчик оказывает истцу депозитарные услуги по открытию счета депо владельца, хранению сертификатов ценных бумаг, осуществление операций по переходу прав собственности на ценные бумаги, содействие истцу в реализации прав владельца, закрепленных ценными бумагами, осуществление иных операций, сопутствующих депозитарной деятельности, в соответствии с законодательством и нормативными документами ФСФР Российской Федерации, Клиентским регламентом депозитария. С момента заключения договора до ДД.ММ.ГГГГ истец совершал операции с ценными бумагами на ММВБ, размещая в депозитарии ответчика ценные бумаги: акции ОАО «Мечел» (MTLR) в количестве 1885 штук, акции ОАО «Сбербанк России» (SBER) в количестве 1 штука. В ноябре ДД.ММ.ГГГГ года на его адрес поступило письмо от ответчика, в котором истцу сообщалось о приостановлении деятельности ответчика, после чего ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о переводе акций в депозитарий ОАО «Газпромбанк», повторно с аналогичным заявлением истец обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ. Однако, несмотря на неоднократные устные и письменные обращения ответчик свои обязательства по переводу акций не исполнил, в связи с чем ФИО1 просит возложить на ответчика обязанность перевести акции: ОАО «Мечел» (MTLR) в количестве 1885 штук, акции ОАО «Сбербанк России» (SBER) в количестве 1 штука в депозитарий ОАО «Газпромбанк». Впоследствии ФИО1 уточнил исковые требования, просил взыскать в свою пользу с ответчика сумму долга, равную стоимости акций, в размере 124484, 80 рублей (исходя з стоимости 1 акции ОАО «Мечел» - 65, 99 рублей, 1 акции ОАО «Сбербанк» - 93, 65 рублей на момента вынесения решения).
ИстецФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «ФИО4» в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявил.
Третье лицо временный управляющий ООО «ФИО4» ФИО4 Н.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причины неявки, возражений по иску своевременно в суд не представил.
В силу ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов, ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом.
Договор между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарным договором (договором о счете депо). Депозитарный договор должен быть заключен в письменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой составной частью заключенного депозитарного договора.
Заключение депозитарного договора не влечет за собой перехода к депозитарию права собственности на ценные бумаги депонента. Депозитарий несет ответственность за сохранность депонированных у него сертификатов ценных бумаг.
Согласно ст. 39 Федерального закона «О ценных бумагах» депозитарная деятельность осуществляется на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Банком России.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «ФИО4» заключен депозитарный договор № ******. В соответствии с условиями договора, Депозитарий оказывает Депоненту депозитарные услуги (открытие счета депо владельца, хранение сертификатов ценных бумаг, учет и удостоверение прав на ценные бумаги, осуществление операций по переходу права собственности на ценные бумаги, содействие Депоненту в реализации прав владельца, закрепленными ценными бумагами, осуществление иных операций), а Депонент принимает их и оплачивает.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ.1 депозитарного договора депозитарий обязан в случае прекращения действия настоящего Договора, в том числе при ликвидации/реорганизации Депозитария, а также в случае отзыва у него лицензии на осуществление депозитарной деятельности либо приостановления срока ее действия вернуть Депоненту принадлежащие ему ценные бумаги по его первому требованию.
Приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № ОД-3203 аннулированы лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами и депозитарной деятельности, выданные ООО «ФИО4».
В силу ст. 39.2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» в случае принятия Банком России решения об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг организация, в отношении которой было принято такое решение, обязана прекратить обязательства, связанные с осуществлением соответствующей профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (в том числе по возврату имущества клиентам), в срок, установленный решением Банка России, который не может быть более одного года. Обязательства по депозитарным договорам прекращаются с соблюдением требований, установленных нормативными актами Банка России.
В соответствии с Письмом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № ******-Т «О депозитарной деятельности» поскольку депозитарной деятельностью является деятельность по хранению и / или учету ценных бумаг, принадлежащих другим лицам, обязательства могут считаться урегулированными при условии перечисления со счета депо всех ценных бумаг, принадлежащих клиентам, при их погашении или перечислении их на другой счет депо этого клиента в другом депозитарии по указанию клиента.
Аннулирование у кредитной организации лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг не должно препятствовать исполнению перед клиентами обязательств, возникших из депозитарных договоров до аннулирования лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Таким образом, кредитная организация не вправе отказываться от исполнения поручений клиентов по переводу ценных бумаг в другие депозитарии, поскольку в данном случае кредитная организация исполняет обязательства по возврату имущества, собственником которого она не является.
Как следует из отчета об исполнении операции от ДД.ММ.ГГГГ и ответчиком не оспаривается, ДД.ММ.ГГГГ на счет депо, открытый на имя ФИО1, у депозитария ООО «ФИО4» на основании депозитарного договора № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, зачислены обыкновенные именные акции ОАО «Мечел» (MTLR), в количестве 1885 штук, обыкновенные именные акция ОАО «Сбербанк России» в количестве 1 штука.
Как следует из пояснений истца, в связи с отзывом у ООО «ФИО4» лицензии, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о переводе ценных бумаг с открытого на его имя в ООО «ФИО4» брокерского счета на счет депо, открытый в депозитарии ОАО «Газпромбанк», для чего предоставил необходимые реквизиты.
Однако, до настоящего времени обязанность по возврату депоненту акций ответчиком ООО «ФИО4» не исполнена, акции не переведены для зачисления в Депозитарий ОАО «Газпромбанк». Доказательств обратного в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.
Согласно ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом. При этом односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
В соответствии с п. 3 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В соответствии с ч. 2 ст. 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.
Пунктом 4.11 Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от ДД.ММ.ГГГГ N 36 предусмотрена обязанность депозитария незамедлительно передать клиенту (депоненту) принадлежащие ему ценные бумаги по его первому требованию, а также в случаях прекращения действия депозитарного договора или ликвидации депозитария.
Поскольку ООО «ФИО4 «ФИО4» не является собственником спорных ценных бумаг, взаимные обязательства по договору прекращены, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ООО «ФИО4 «ФИО4» стоимости акций, хранящихся на счете депо, подлежат удовлетворению.
В соответствии с котировками стоимость принадлежащих истцу 1 885 акций ОАО «Мечел» составляет на дату вынесения решения – 124391 рубль 15 копеек (65, 99 руб. х 1885), стоимость 1 акции ОАО «Сбербанк России» согласно котировкам составляет – 93 рубля 65 копеек. Общая стоимость акций составила 124484 рубля 80 копеек.
Доказательств иной рыночной стоимости акций сторонами не представлено, возражений против представленной истцом оценки ООО «ФИО4» не заявлено.
На основании изложенного, суд полагает необходимым взыскать с ООО «ФИО4» в пользу ФИО1 стоимость принадлежащих ему акций согласно котировкам на дату вынесения решения в размере 124484 рубля 80 копеек
Также на основании ст. 88, 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 10 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, поскольку исковые требования удовлетворены, суд взыскивает в его пользу с ООО «ФИО4» понесенные истцом по делу расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей 00 копеек, в пользу государства с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3269 рублей 70 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 223-235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 ФИО3 с ограниченной ответственностью «ФИО4» о взыскании суммы долга, - удовлетворить.
Взыскать с ФИО3 с ограниченной ответственностью «ФИО4» в пользуФИО2 сумму долга в размере 124484 рубля 80 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Взыскать с ФИО3 с ограниченной ответственностью «ФИО4» государственную пошлину в размере 3 269 рублей 70 копеек в доход государства.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления
Судья: Н.А.Бабкина.