Дело № 2а-1336/2022
73RS0001-01-2022-001598-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2022 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе
судьи Кузнецовой О.В.,
при секретаре Ивановой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Червякова ФИО12 к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Калашниковой ФИО13, начальнику ОСП по Ленинскому району УФССП России по Ульяновской области Матросову ФИО14, УФССП России по Ульяновской области о признании незаконными действий судебного пристава – исполнителя, возложении обязанностей снизить размер удержания и возвратить незаконно удержанные денежные средства,
установил:
административный истец Червяков С.А. обратился в суд с указанным административным иском. Требования мотивированы следующим. В отношении Червякова С.А. в ОСП по Ленинскому району возбуждено исполнительное производство №-ИП от 24.09.2013 на основании исполнительного листа ВС № от 15.05.2013, выданного Ленинским районным судом г.Ульяновска по делу №2-363/2013, предмет исполнения – задолженность в размере 1494591,13 руб. Червяков С.А. является получателем пенсии по старости в размере 15888,86 руб. 23.12.2021 судебным приставом – исполнителем ОСП по Ленинскому району Калашниковой Е.Е. вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию в размере 50%. 25.12.2021 Червяков С.А. обратился к ней с заявлением о снижении процента удержания до 10%, поскольку после удержания с пенсии 50% ему остается 7944,43 руб., этой суммы недостаточно для оплаты коммунальных услуг и проживания. Ответ на данное заявление Червяков С.А. не получил. 11.01.2022 он повторно обратился к судебному приставу – исполнителем ОСП по Ленинскому району Калашниковой Е.Е. с аналогичным заявлением. 25.01.2022 ею вынесено постановление об отказе в удовлетворении ходатайства в связи с тем, что к заявлению не приложена справка из ПФР. Червяков С.А. считает данный отказ незаконным, поскольку судебный пристав самостоятельно могла запросить в ПФР данную справку. 08.02.2022 Червяков С.А. обратился к судебному приставу – исполнителю ОСП по Ленинскому району Калашниковой Е.Е. с требованием не обращать взыскание на пенсию в размере величины прожиточного минимума, приложил справку о начислении пенсии. Ответ на данное обращение не получен. Истец имеет регистрацию в Москве, получает пенсию по месту регистрации в Москве, прожиточный минимум для пенсионеров в Москве составляет 14009 руб. С учетом уточнения требований административный истец просит суд признать незаконными действия судебного пристава – исполнителя ОСП по Ленинскому району Калашниковой Е.Е. по незаконному неуменьшению процента удержания из пенсии с 50% до 10% по обращениям от 25.12.2021 и 11.01.2022 за январь и февраль 2022 года, по незаконному удержанию из пенсии 50% без сохранения прожиточного минимума за март 2022 года, по ненаправлению постановления в ПФР для исполнения; обязать судебного пристава – исполнителя ОСП по Ленинскому району Калашникову Е.Е. снизить процент удержания из пенсии до 10% за январь и февраль 2022 года, снизить процент удержания из пенсии до 11% с марта 2022 года, возвратить незаконно удержанные денежные средства в размере 18775,67 руб. за период с января 2022 года по март 2022 года.
В судебное заседание административный истец Червяков С.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Его представитель Серкова К.Н. в судебном заседании доводы, изложенные в административном иске, поддержала, представила заявление об уточнении исковых требований, просит уточненные требования удовлетворить.
Административный ответчик – судебный пристав исполнитель ОСП по Ленинскому району УФССП России по Ульяновской области Калашникова Е.Е. в судебном заседании уточненные требования административного истца не признала, представила отзыв и дополнение к отзыву, копии материалов исполнительного производства, просит в иске отказать.
Административный ответчик – начальник ОСП по Ленинскому району УФССП России по Ульяновской области Матросов Р.Т. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён.
Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области Приходько С.А. в судебном заседании требования административного истца не признал, представила письменное возражение, просит в иске отказать.
Заинтересованные лица Долгоруков Н.В., Щеголев О.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Судом установлено, что в ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области в отношении должника Червякова С.А. на исполнении у судебного пристава-исполнителя Калашниковой Е.Е. находится сводное исполнительное производство №-СД о взыскании задолженности с Червякова С.А. задолженности на общую сумму 1884783,87 руб., где в состав сводного входит исполнительное производство №, возбужденное 24.09.2013 на основании исполнительного листа ВС № от 15.05.2013, выданного Ленинским районным судом г.Ульяновска по делу № 2-363/13 о взыскании с Червякова С.А. в пользу Щеголева О.Г. задолженности в размере 1494591 рублей 13 копеек.
Судебному приставу-исполнителю Калашниковой Е.Е. от должника Червякова С.А. поступали заявления о снижении процента удержания. Ответы на заявления направлялись в адрес должника в установленные законом сроки. В ответ на заявление от 25.12.2021 о снижении процента удержания, поступившее в ОСП 27.12.2021, судебным приставом-исполнителем Калашниковой Е.Е. 14.01.2022 вынесено постановление об отказе в удовлетворении ходатайства, направлено в личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
В ответ на повторное аналогичное заявление Червякова С.А. от 10.01.2022 о снижении процента удержания, поступившее в ОСП 13.01.2022, судебным приставом-исполнителем Калашниковой Е.Е. 25.01.2022 вынесено постановление об отказе в удовлетворении ходатайства, направлено в адрес должника заказным письмом, номер почтового отправления 43200067981570.
В ответ на заявление Червякова С.А. от 08.02.2022 о сохранении прожиточного минимума, поступившее в ОСП 10.02.2022, судебным приставом-исполнителем Калашниковой Е.Е. 24.01.2022 вынесено постановление об удовлетворении ходатайства, направлено в адрес Червякова С.А. заказным письмом, номер почтового отправления 43200068953323.
25.02.2022 судебным приставом-исполнителем Калашниковой Е.Е. вынесены постановление от 23.12.2021 об отмене мер по обращению взыскания на пенсию должника и постановление об обращении взыскания на пенсию должника с удержанием в размере 16%. Данные постановления направлены Червякову С.А. в его личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Возможность удержания из трудовой пенсии и пенсии по старости на основании исполнительных документов предусмотрена Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст.26 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» удержания из трудовой пенсии производятся, в том числе, на основании исполнительных документов. Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии. Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов трудовой пенсии.
Порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина урегулирован нормами главы 11 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Часть 1.1 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» введена Федеральным законом от 29.06.2021 N 234-ФЗ, который вступил в силу с 1 февраля 2022 года.
Согласно ч.1.1 ст.99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае, если в постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), удержание денежных средств осуществляется с соблюдением требования о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.
На момент вынесения судебным приставом – исполнителем Калашниковой Е.Е. постановления об обращении взыскания на пенсию от 23.12.2021 часть 1.1 ст.99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не действовала, Федеральный закон «Об исполнительном производстве не содержал ограничений размера удержаний в зависимости от денежной суммы, остающейся после производства удержаний.
При определении размера удержаний необходима совокупность двух основополагающих положений: соблюдения конституционного принципа исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основного содержания прав должника, в частности, с тем, чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.
В соответствии с ч.2 ст.99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований. В данной норме не содержится запрета на установление размера удержания в максимальном пределе.
В связи с тем, что задолженность должником в полном объеме не погашена, судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об обращении взыскания на доходы должника в размере 50 %. Решение об установлении указанного размера удержаний было обусловлено следующим: существенный размер долга по исполнительному производству; должником не предпринято никаких мер по уплате долга; необходимостью соблюдения прав взыскателя на получение причитающихся денежных средств.
Суд считает необоснованным довод административного истца о том, что судебный пристав-исполнитель не учел величину прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в городе Москве, чем нарушил его права. Червяков С.А. к своему заявлению не приложил документы, подтверждающие размер его дохода, сведения о его имущественном положении и составе семьи, указанное им не оспаривается.
Червяков С.А. не сообщил судебному – приставу - исполнителю, что является директором ООО МКК «ДЕНЬГИ-ЗАЙМ». Трудоустройство административного истца и получение им заработной платы в указанной организации, несообщение об этом судебному приставу – исполнителю не оспорено представителем административного истца.
Из материалов исполнительного производства следует, что должник Червяков С.А., имея в собственности имущество, длительное время не исполняет решение суда.
Согласно сведений из ГИБДД по Ульяновской области за Червяковым С.А. зарегистрировано транспортное средство НИССАН МУРАНО 2011года выпуска, гос.номер №. В связи с этим судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете регистрационных действий в отношении в отношении вышеуказанного транспортного средства. Из объяснения Червякова С.А., имеющихся в материалах исполнительного производства, следует, что указанный автомобиль продан.
Согласно сведений из Управления Росреестра по Ульяновской области Червяков С.А. является собственником квартиры по адресу: <адрес>; кадастровый №, площадью: 76.9 кв.м. В связи с этим судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете на совершение действий по регистрации, которое посредством электронного взаимодействия направлено в Управление Росреестра по Ульяновской области.
С учетом изложенного у судебного пристава – исполнителя имелись основания для установления вышеуказанного процента удержания из пенсии должника.
Установленный судебным приставом – исполнителем размер удержания с пенсии должника позволяет соблюсти баланс интересов сторон исполнительного производства, а именно для кредитора - максимально возможное погашение задолженности, для должника - сохранение материальной возможности удовлетворения минимальных потребностей, исходя из величины прожиточного минимума.
В соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум - минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 12.10.2021 № 1597-ПП "Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве на 2022 год" величина прожиточного минимума в Москве на 2022 г. для пенсионеров установлена в размере 14009 руб.
Согласно сведений, полученных от судебного пристава – исполнителя Калашниковой Е.Е., за период с января 2022 по март 2022 денежные средства на депозитный счет поступали следующим образом: за январь 2022 - 0 руб.; за февраль 2022 - 7 944,43 руб., за март 2022 - 7 944,43 руб. и 2175 руб.; с учетом прожиточного минимума Червякову С.А. были возвращены денежные средства в размере 3890 руб. Доказательства обратного не представлены.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах:
1) законности;
2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
3) уважения чести и достоинства гражданина;
4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации);
5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Указанные изменения в п.4 ст.4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" внесены Федеральным законом от 29.06.2021 N 234-ФЗ, который вступил в силу с 1 февраля 2022 года. В п.4 ст.4 данного закона указано на сохранение заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума.
Принимая во внимание размер пенсии и размер заработной платы Червякова С.А., с учетом установленного судебным приставом – исполнителем размера удержания, у Червякова С.А. ежемесячно остаются денежные средства в размере не менее величины прожиточного минимума.
Основания для возложения на административного ответчика обязанности по возврату удержанных сумм отсутствуют. Постановление об обращении взыскания на пенсию должника от 25.12.2021, на основании которого произведены удержания, истец не оспаривал, отсутствует судебный акт о признании его незаконным.
Таким образом, административными ответчиками не нарушены требования действующего законодательства, а также не нарушены права и законные интересы административного истца.
Доказательств, подтверждающих, что административными ответчиками нарушены права и законные интересы должника, а также подтверждающих наступление неблагоприятных для должника последствий, административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска Червякова С.А.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Червякова ФИО15 к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Калашниковой ФИО16, начальнику ОСП по Ленинскому району УФССП России по Ульяновской области Матросову ФИО17, УФССП России по Ульяновской области о признании незаконными действий судебного пристава – исполнителя, возложении обязанностей снизить размер удержания и возвратить незаконно удержанные денежные средства отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Кузнецова
В окончательной форме решение будет изготовлено 14.04.2022.