2-236/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2017 года г.Суоярви
Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Елисеевой Т.П.
при секретаре Виноградовой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каримовой Т.С. к Администрации Суоярвского городского поселения, третьи лица Дроняк П.И., Кузьмин А.В., Кузьмина А.А., Кузьмина А.А. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма
установил:
Иск предъявлен к Администрации Суоярвского городского поселения по тем основаниям, что жилой дом по адресу: ... где проживает истец по договору социального найма признан непригодным для проживания, однако ответчик не предоставил истцу иного жилого помещения. Истец в судебном порядке просит обязать Администрацию Суоярвского городского поселения предоставить благоустроенное жилое помещение площадью не ниже занимаемого в черте населенного пункта г.Суоярви.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признал, пояснил, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и состоящими на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Третьи лица Дроняк П.И., Кузьмин А.В. иск поддержали.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч. 1, ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в ЖК РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке. При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством являлось объективная нуждаемости семьи истца в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ. Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
В судебном заседании установлено, что истец проживает по адресу: ... по договору социального найма. В жилом помещении так же зарегистрированы Дроняк П.И., Кузьмин А.В., Кузьмина А.А., Кузьмина Л.А. Постановлением Администрации Суоярвского городского поселения № от хх.хх.хх г. указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Истцом не представлено доказательств того, что она в установленном порядке признана малоимущей, поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, суд не усматривает законных оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцу и членам ее семьи жилое помещение по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 103, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Суоярвский районный суд Республики Карелия
Судья Елисеева Т.П.