Дело № 2-135/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 марта 2019 г. г. Горняк
Локтевский районныйсуд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Фуртовой И.С.,
при секретаре Чехлатых Е.С.,
с участием заместителя прокурора Локтевского района Паршикова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах Воробьёвой Екатерины Николаевны к Министерству здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «ЦБ Локтевского района» о признании бездействия незаконным и обязании совершить действий,
УСТАНОВИЛ:
В Локтевский районный суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «ЦБ Локтевского района» о возложении обязанности организовать и обеспечить бесплатную доставку до места проведения процедуры гемодиализа обратился прокурор Локтевского района в интересах Воробьёвой Е.Н. обратился прокурор Локтевского района указав, что прокуратурой Локтевского района Алтайского края в связи с поступившим обращением Воробьёвой Е.Н., 07.11.1958 года рождения, проведена проверка исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе, относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации.
Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя представление медицинских услуг (п.3 ст.2 Федерального закона № 323-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляется, в том числе, специализированная медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (ст. 34 Федерального закона № 323-ФЗ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 № 115-О, провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регулирующих оказание гражданам медицинской помощи.
Воробьёва Е.Н. имеет диагноз:хроническая болезнь почек С5Д путем гемодиализа с 2017 г.
В настоящее время основным способом лечения хронической почечной недостаточности является почечная терапия, которая осуществляется посредством гемодиализа.
Воробьёвой Е.Н., согласно врачебным рекомендациям в качестве одного из видов лечения требуется гемодиализ не реже 3 раз в неделю по 4 часа.
Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках постановления Правительства РФ от 08.12.2017 №1492 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", а также Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 29.12.2018 №482.
Ближайшим на расстоянии около 100 км. от г.Горняка Локтевского района Алтайского края лечебным учреждением, в котором организовано оказание специализированной медицинской помощи посредством гемодиализа пациентам с хронической почечной недостаточностью является КГБУЗ «Городская больница №2, г.Рубцовск».
Как установлено в ходе проведения проверки, Воробьёва Е.Н. является инвалидом первой группы бессрочно, проживает в г.Горняке Локтевского района. Имея хроническое заболевание почек, она вынуждена проходить регулярное, не реже 3 раз в неделю по 4 часа лечение программным гемодиализом вКГБУЗ «Городская больница №2» в г. Рубцовск. Данная процедура для Воробьёвой Е.Н. является жизненно необходимой.
С учетом отдаленности медицинского учреждения, Воробьёва Е.Н. вынуждена периодически добираться на общественном транспорте либо на личном автомобиле. При этом, проезд в г. Рубцовск и обратно для получения лечения обходится около 15000 рублей в месяц. Кроме того, для лечения ей необходимы лекарственные препараты, часть из которых Воробьёва Е.Н. приобретает за свой счет.
Пропуск необходимой процедуры гемодиализа может привести к летальному исходу.
Из информации КГБУЗ «ЦБ Локтевского района» следует, что бесплатная транспортировка от места жительства до места проведения процедуры гемодиализа в г. Рубцовск лиц, страдающих хроническим заболеванием почек не осуществляется, финансирование на данный вид расходов КГБУЗ «ЦБ Локтевского района» из средств краевого бюджета в 2018 и 2019 г.г. не выделялось.
Из информации Администрации Локтевского района следует, что транспортировка больных в медицинские учреждения Администрацией района не осуществляется.
Однако, географическая удаленность между населенными пунктами (г.Горняк Локтевского района Алтайского края и г. Рубцовск Алтайского края), состояние здоровья Воробьёвой Е.Н., нуждающейся в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении в отделении гемодиализа, невозможность проведения гемодиализа по месту жительства свидетельствуют о том, что проезд от места жительства к месту получения данной процедуры является неотъемлемой частью вида медицинских услуг.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41 часть 1).
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья, в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ, является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.
Частью 1 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с приведенными положениями федерального законодательства постановлением правительства Алтайского края от 29.12.2018 №482 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Программа).
В соответствии с разделом 1 Программа устанавливает: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно; нормативы объема медицинской помощи; нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи; подушевые нормативы финансирования; порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты; порядок и условия предоставления медицинской помощи.
Согласно разделу 5 Программы источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, краевого бюджета, средства обязательного медицинского страхования.
В соответствии с разделом 2 Программы гражданам Российской Федерации в рамках Программы бесплатно предоставляются:
первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.
В силу п. п. 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1271-н терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
Финансирование данного вида специализированной помощи на территории Алтайского края на 2019 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы, утвержденной постановлением правительства Алтайского края от 29.12.2018 №482.
Пунктом 16 раздела «Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования» письма Минздрава России от 13.12.2017 №11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" предусмотрено, что заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов; при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Положениями п. 6 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ утвержден один из основных принципов охраны здоровья - доступность медицинской помощи, который, также реализуется через организацию транспортной доступности для пациентов.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 № 151 (далее - Положение), Министерство здравоохранения Алтайского края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности.
В соответствии с п. 2.1 Положения Министерство здравоохранения Алтайского края в установленной сфере деятельности наделено полномочиями, в том числе, по разработке и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; по обеспечению оказания населению Алтайского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья относится создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Анализ вышеприведенных нормативно-правовых актов свидетельствует, что транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа, является в данном случае составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услуги по транспортировке Воробьёвой Е.Н., страдающей хронической болезнью почек, от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, должна быть возложена на Министерство здравоохранения Алтайского края и Администрацию Локтевского района Алтайского края.
Аналогичная правовая позиция подтверждена апелляционными определениями судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 26.01.2016 (дело № 33-1470/2016), от 22.03.2016 (дело № 33-5564/2016), апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20.07.2016 (дело № 33-12192/2016), определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.04.2012 № ВАС-4081/12 по делу № А46-3617/2011, а также апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 06.06.2017 г. (дело № 33-5855-2017).
В силу п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право на получение квалифицированной юридической помощи.
Прокурор в силу полномочий, предоставленных ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
Согласно ч. 1 ст. 31 ГПК РФ иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца.
Принимая во внимание, что Воробьёва Е.Н. проживает на территории Локтевского района и состоит на диспансерном учете в КГБУЗ «ЦБ Локтевского района», учредителем которого является Министерство здравоохранения Алтайского края, настоящее исковое заявление предъявляется в Локтевский районный суд Алтайского края, т.е. по месту нахождения одного из ответчиков - КГБУЗ «ЦБ Локтевского района».
Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В судебном заседании процессуальный истец - прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить.
Материальный истец Воробьёва Е.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была надлежаще извещена, просила рассмотреть дело в её отсутствие в связи с невозможностью участия в судебном заседании по состоянию здоровья.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края в судебном заседании не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика - КГБУЗ «ЦБ Локтевского района» Григор Е.И. в судебном заседании исковые требования не признала, полагает, что КГБУЗ «ЦБ Локтевского района» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку их финансирование осуществляется Министерством здравоохранения Алтайского края. Кроме того просила учесть, что у КГБУЗ «ЦБ Локтевского района» отсутствуют денежные средства для проведения указанных мероприятий.
Представитель третьего лица - администрации Локтевского района Мясоедов А.И. полагает возможным отнести разрешение исковых требований на усмотрение суда, поскольку данным решением не затрагиваются права администрации Локтевского района.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, которые надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
Выслушав объяснения процессуального истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Воробьёва Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу <адрес>, является инвалидом первой группы бессрочно, страдает:хронической болезнью почек путем гемодиализа с ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию здоровья Воробьёва Е.Н. нуждается в получении медицинской помощи методом заместительной терапии гемодиализ, который проводится в КГБУЗ «Городская больница №2 г. Рубцовска», куда больная добирается самостоятельно.
Согласно выписке из истории болезни, предоставленной отделением диализа КГБУЗ «Городская больница № 2 г. Рубцовска», Воробьева Е.Н. - инвалид 1 группы, находится на лечении программным гемодиализом в отделении диализа г. Рубцовска с 12.05.2015 г.; режим гемодиализов 3 раза в неделю по 4 часа.
По сообщению администрации Локтевского района указано, что КГБУЗ «ЦБ Локтевского района» 03.12.2018 г. направлено ходатайство в Министерство здравоохранения Алтайского края о рассмотрении возможности финансирования транспортировки в медицинское учреждение для получения лечения гемодиализом больного.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека;
Пунктом 2 ст. 19 Федерального закона № 323 установлено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от № 323 является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).
В силу положений п. 2 ст. 9 Федерального закона № 323 органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов
медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (п. п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ).
В целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323).
В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона № 323 финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 16 Письма Минздрава Российской Федерации от 13.12.2017 №11-7/10/2-8616 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено, что заменительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов; при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.
Из содержания п. 21 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данным органом за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе специализированной медицинской помощи.
Постановлением Администрации Алтайского края от 26.12.2017 № 480, действующим на момент разрешения спора, утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, устанавливающую перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, которым медицинская помощь оказывается бесплатно; порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, и способы ее оплаты.
Источником финансового обеспечения данной Программы, согласно разделу V, являются средства федерального, краевого бюджетов, средства обязательного медицинского страхования. Данным же разделом также установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказываются, как первичная медико - санитарная помощь, так и специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов данной помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, в том числе болезнях мочеполовой системы.
Согласно разделу II указанной Программы гражданам Российской Федерации бесплатно предоставляется специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Разделом V Территориальной программы предусмотрено, что финансовое обеспечение при сосудистых осложнений сахарного диабета (нефропатии), лечение которых проводится методом диализа, застрахованным лицам осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 1.1, подпунктом 1 пункта 2.1.1 положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 05 декабря 2016 года №151 (далее -
Положение), Министерство здравоохранения Алтайского края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности. Министерство в установленной сфере деятельности осуществляет реализацию на территории Алтайского края единой государственной политики в области охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности, разработку приоритетных направлений развития здравоохранения края.
Согласно подпункту 7 пункта 2.1.1 Положения Министерство осуществляет обеспечение оказания населению Алтайского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях.
Перевозка граждан, нуждающихся в соответствующей медицинской помощи, в лечебные учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде процедуры гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, является составной частью мероприятия по оказанию услуги, охватывается понятием медицинской помощи, обязанность по организации которой, в силу закона, возложена на субъект Российской Федерации, интересы которого в области здравоохранения представляет ответчик (Министерство здравоохранения Алтайского края), учитывая тот факт, что гемодиализ на территории населенного пункта, где проживает истец (г. Горняк Локтевского района) не проводится, необходимая доступность медицинской помощи не обеспечена, такая услуга доступна в ближайшем населенном пункте - г. Рубцовске, при необходимости Воробьёвой Е.Н. в данной медицинской помощи три раза в неделю, принимая во внимание тот факт, что расходы на перевозку до лечебного учреждения, проводящего процедуру гемодиализа, в состав тарифа за счет средств ОМС не входит, суд приходит к выводу, что на Министерстве здравоохранения Алтайского края лежит обязанность по финансированию перевозки нуждающихся в медицинской помощи граждан до лечебного учреждения и обратно с целью оказания специализированной медицинской помощи - гемодиализа. Суд также исходит из того, что администрация Алтайского края гарантировала за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории Алтайского края оказание специализированной медицинской помощи, включая проведение лечения методом диализа, следовательно обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услугой по транспортировке Воробьёвой Е.Н. от места жительства до места получения специализированной медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа лежит на Министерстве здравоохранения Алтайского края, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Транспортная доступность и так называемая географическая доступность означает, что каждый человек может обратиться к врачу в пределах границ населенного пункта, где он проживает, либо в течение разумного времени передвижения до медицинского учреждения с учетом доступных транспортных средств.
В данном случае значительное удаление специализированного медицинского учреждения, оказывающего, в том числе, Воробьёвой Е.Н., заместительную почечную терапию методом программного гемодиализа, от места его постоянного жительства, создает для него значительные трудности, связанные с необходимостью по жизненным показаниям 3 раза в неделю для получения медицинской услуги ездить из г. Горняка Локтевского района в г. Рубцовск, что свидетельствует о нарушении принципа доступности медицинской помощи гражданам, поскольку в данном случае доступность медицинской помощи напрямую зависит от физической возможности инвалида 1 группы преодолевать для получения каждой такой жизненно необходимой процедуры расстояние более 160 километров за свой счет, несмотря на состояние своего здоровья.
Доводы стороны ответчика о том, что транспортировка больных на гемодиализ в амбулаторных условиях законом не предусмотрена, проезд до места проведения процедуры гемодиализа подлежит оплате за счет пациента, основаны на ошибочном толковании вышеприведенных правовых норм.
Не включение в состав тарифа на обязательное медицинское страхование расходы на доставку пациентов на гемодиализ в рамках программы государственных гарантий медицинская эвакуация пациентов, страдающих почечной недостаточностью, а также то, что доставка пациентов для прохождения гемодиализа является транспортной услугой, обеспечение амбулаторных больных транспортными услугами не входит в компетенцию Министерства здравоохранения Алтайского края не является основанием для отказа в удовлетворении иска и возложении на указанное Министерство заявленной в иске обязанности, поскольку администрация Алтайского края гарантировала за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории Алтайского края оказание специализированной медицинской помощи, включая проведение лечения методом диализа, при этом оказание такой помощи возложено на Министерство здравоохранения Алтайского края.
Ссылка ответчика об отсутствии норм права о включении транспортировки больных для оказания специализированной медицинской помощи в состав специализированной медицинской помощи и в стандарт по оказанию такой помощи является необоснованной, т.к. по существу противоречат нормам ст. ст. 10, 11 Федерального закона № 323, согласно которым оказываемая медицинская помощь (в т.ч. и специализированная) должна быть доступна, отказ в медицинской помощи недопустим, а фактически из-за отдаленности лечебного учреждения нуждающиеся в постоянной медицинской помощи граждане лишены возможности получить жизненно необходимую процедуру гемодиализа, которая должна предоставляться им бесплатно.
Отсутствие принятых нормативных актов субъекта о возможности возмещения расходов по транспортировке, не указание такого обязательства в качестве расходного обязательства не может нарушать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации), при наличии обязанности субъекта Российской Федерации по финансированию таких расходов (п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ, п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Поскольку судом установлено, что среди участников Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Алтайском крае на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 24.12.2014 № 578, а также аналогичной Территориальной программы на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 30.12.2016 № 457, администрация Локтевского района не значится, выполнение указанных программ возложено вышеуказанными правовыми актами на субъект Российской Федерации - Алтайский край.
Таким образом, полномочия в сфере оказания специализированной медицинской помощи органу местного самоуправления субъектом Российской Федерации не передавались, следовательно, оснований для возложения на администрацию Локтевского района Алтайского края обязанности по транспортировке материального истца Воробьёвой Е.Н., страдающей хронической почечной недостаточностью, не имеется.
Суд полагает, что совокупность вышеизложенных обстоятельств установленных в судебном заседании даёт основания полагать, что надлежащим ответчиком по делу будет являться Министерство здравоохранения Алтайского края, в связи с чем в удовлетворении исковых требований к КГБУЗ «ЦБ Локтевского района» следует отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным; вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Принимая во внимание наличие по настоящему делу особых обстоятельств, связанных с состоянием здоровья материального истца Воробьеёвой Е.Н., являющейся инвалидом 1 группы, необходимостью по жизненным показаниям получения им специализированной высокотехнологичной медицинской помощи в КГБУЗ «Городская больница № 2 г. Рубцовска» по графику проведения гемодиализа - 3 раза в неделю, её имущественное и социальное положение, суд считает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах Воробьёвой Екатерина Николаевны - удовлетворить частично.
Возложить на Министерство здравоохранения Алтайского края обязанность по организации и обеспечению доставки Воробьёвой Екатерины Николаевны, 07.11.1958 года рождения, страдающей хронической болезнью почек, проживающего на территории Локтевского района Алтайского края, с места фактического её проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно, по графику гемодиализа, обеспечить финансирование указанных мероприятий.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах Просаловой Людмилы Ивановны к Министерству здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «ЦБ Локтевского района» - отказать.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Фуртова
Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2019 года