Дело № 2-2493/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 07 ноября 2017 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Мартыновой И.А.,
при секретаре Друговой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Селезневой Т. В. к ГУ-УПФ России в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края об оспаривании решения (в форме сообщения-уведомления от ДАТА) об отказе в удовлетворении заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,
УСТАНОВИЛ:
Селезнева Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ России в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края об оспаривании решения (в форме сообщения-уведомления от ДАТА) об отказе в удовлетворении заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, указав в обоснование исковых требований, что отсутствие свидетельства о рождении ребенка (ДАТА у истца родилась мертвой первая дочь, о чем отделом ЗАГС администрации Ленинского района г. Барнаула Алтайского края выдана справка о рождении НОМЕР, факт рождения ДАТА второго ребенка подтвержден свидетельством о рождении) не является законным основанием для отказа в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал.
В судебном заседании истец, действуя самостоятельно и через представителя, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ГУ-УПФ России в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края просила в удовлетворении требований истцу отказать.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Согласно части 1 статьи 3 данного Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01 января 2007 года.
В соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).
Для реализации права на дополнительные меры государственной поддержки лица, указанные в ч. 1, 3 - 5 ст. 3 настоящего Федерального закона вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке) (ч. 1 ст. 5 ФЗ от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"); при этом в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации ими этого права предусматривается ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, который должен содержать информацию о каждом таком лице, в том числе сведения о его детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство), в связи с чем должны быть представлены реквизиты свидетельств о рождении детей (п.8 ч.2. ст.4 ФЗ от 29.12.2006, п.14 приложения к Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал).
Статьей 47 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 6 и 8 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" предусмотрено, что документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является свидетельство о рождении. При этом свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, в соответствии со статьей 20 указанного Закона не выдается; по просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка, следовательно, требование о предоставлении реквизитов свидетельства о рождении может быть выполнено только в случае рождения живого ребенка.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 № 1441-О-О, закрепляя в статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право женщин, родивших второго ребенка или последующих детей после 1 января 2007 года, на дополнительные меры государственной поддержки, законодатель не уточняет, является ли основанием возникновения этого права лишь сам факт рождения двоих или более детей вне зависимости от того, родились они живыми или мертвыми. Это, однако, не свидетельствует о неопределенности правового регулирования в указанной части, его противоречивости. Анализ положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в системной связи с иными его предписаниями (в частности, преамбулой, частью 2 статьи 3, пунктом 3 части 1.3 и частью 4 статьи 10, частью 3 статьи 11), а также ряда других нормативных актов позволяет прийти к выводу, что законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым (т.е. связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка).
Как усматривается из материалов дела и не спаривается сторонами, ДАТА Селезнева Т.В. родила первого мертворожденного ребенка, что подтверждается справкой о рождении НОМЕР от ДАТА (л.д.8). Свидетельство о рождении первого ребенка не выдавалось.
У Селезневой Т.В. имеется дочь ФИО3, ДАТА года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении III-ТО НОМЕР, выданным Новоалтайским межрайонным отделом ЗАГС управления ЗАГС ДАТА (л.д.7).
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у истца, родившей первого ребенка мертвым, не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки после рождения дочери ФИО3, ДАТА года рождения, в связи, с чем отказ пенсионного органа явился правомерным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Селезневой Т. В. к ГУ-УПФ России в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края об оспаривании решения (в форме сообщения-уведомления от ДАТА) об отказе в удовлетворении заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий И.А. Мартынова