Судья Тедеева Е.А. Дело 33а-8689/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 августа 2019 г. г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А.,
судей Хожаиновой О.В., Юсуповой Л.А.,
при секретаре Журавской Т.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Чередникова Виктора Николаевича к территориальной избирательной комиссии Раздольненского района Республики Крым о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Раздольненского района Республики Крым от 29 июля 2019 г. №91/1253-1 об отказе Чередникову Виктору Николаевичу, выдвинутому избирательным объединением «Крымское республиканское отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в регистрации кандидатом в депутаты Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым второго созыва по Ручьевскому десятимандатному избирательному округу и обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты, по апелляционной жалобе Чередникова Виктора Николаевича на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 8 августа 2019 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия,
установила:
решением 70 сессии Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым первого созыва от 18 июня 2019 г. №681 назначены выборы депутатов представительного органа муниципального образования Ручьевское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым – Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым второго созыва на 8 сентября 2019 г.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ), частью 2 статьи 19 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 17-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым» (далее – Закон Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 17-ЗРК) решением Избирательной комиссии Республики Крым от 5 июня 2019 г. №3/52-2 на территориальную избирательную комиссию Раздольненского района Республики Крым возложены полномочия избирательных комиссий муниципальных образований поселений Раздольненского района Республики Крым, в том числе Ручьевского сельского поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ, пунктом 4 статьи 19 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. №17-ЗРК, постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от 5 июня 2019 г. № 3/52-2 решением территориальной избирательной комиссии Раздольненского района Рреспублики Крым (с полномочиями избирательных комиссий муниципальных образований Раздольненского района Республики Крым) от 22 июня 2019 г. №83/1078-1 на территориальную избирательную комиссию Раздольненского района Республики Крым возложены предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ, Законом Республики Крым от 5 июня 2014 г. №17-ЗРК на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Раздольненского района Республики Крым второго созыва полномочия окружной избирательной комиссии Ручьевского десятимандатного избирательного округа по выборам депутатов Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым второго созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии Раздольненского района Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии Ручьевского десятимандатного избирательного округа по выборам депутатов Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым) от 29 июля 2019 г. №91/1253-1 «Об отказе Чередникову Виктору Николаевичу, выдвинутому избирательным объединением «Крымское республиканское отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в регистрации кандидатом в депутаты Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым второго созыва по Ручьевскому десятимандатному избирательному округу» (далее - решение ТИК Раздольненского района от 29 июля 2019 г. №91/1253-1) Чередникову Виктору Николаевичу, выдвинутому избирательным объединением «Крымское республиканское отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», отказано в регистрации кандидатом в депутаты Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым второго созыва по Ручьевскому десятимандатному избирательному округу.
Чередников В.Н. обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Раздольненского района Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии Ручьевского десятимандатного избирательного округа по выборам депутатов Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым) от 29 июля 2019 г. №91/1253-1 «Об отказе Чередникову Виктору Николаевичу, выдвинутому избирательным объединением «Крымское республиканское отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в регистрации кандидатом в депутаты Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым второго созыва по Ручьевскому десятимандатному избирательному округу»; обязать территориальную избирательную комиссию Раздольненского района Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии Ручьевского десятимандатного избирательного округа по выборам депутатов Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым) зарегистрировать Чередникова Виктора Николаевича кандидатом в депутаты Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым второго созыва по Ручьевскому десятимандатному избирательному округу.
Требования мотивированы тем, что 9 июля 2019 г. административным истцом в порядке, предусмотренном статьей 40 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 г. №17-ЗРК, представлено в Территориальную избирательная комиссию Раздольненского района Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии Ручьевского десятимандатного избирательного округа по выборам депутатов Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым) заявление о согласии баллотироваться по Ручьевскому десятимандатному избирательному округу по выборам депутатов Ручьевского сельского совета Раздольненского района и все необходимые документы. 19 июля 2019 г. в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. №17-ЗРК истец представил в адрес административного ответчика документы для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением - Крымское Республиканское отделение Коммунистической партии Российской Федерации, а именно: первый финансовый отчет, а также информацию об изменениях в сведениях о кандидате. На основании указанных документов административным ответчиком принято решение от 29 июля 2019 г. №91/1253-1, которым Чередникову В.Н. отказано в регистрации его кандидатом в депутаты Ручьевского сельского совета Раздольненсоко района Республики Крым второго созыва по Ручьевскому десятимандатному избирательному округу, в связи с непредставлением в полном объеме документов, необходимых для регистрации кандидатом. С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным, поскольку в нем не указано какие документы не были им представлены. При этом информация об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных, была подана ошибочно и ее предоставление не является обязательным. Указывает, что избирательной комиссией не были соблюдены требования, установленные пунктом 2 статьи 48 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. №17-ЗРК об извещении.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 8 августа 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Чередникова Виктора Николаевича отказано.
Не согласившись с указанным решением, Чередников В.Н. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает, что им был соблюден, предусмотренный действующим законодательством порядок выдвижения в кандидаты в депутаты и регистрации в качестве кандидата. Ссылается на то, что избирательная комиссия не уведомила надлежащим образом истца о выявленных недостатках и лишила его возможности устранить недостатки.
В судебном заседании Чередников В.Н., его представители ДонченкоИ.Г., Балашов С.С. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Представить Территориальной избирательной комиссии Раздольненского района Республики Крым Жукова Н.Д., Шило Р.П. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Избирательной комиссии Республики Крым ШевченкоИ.А. просила решение суда оставить без изменения.
Представитель Крымского республиканского отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, учитывая их надлежащее извещение.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Корчагиной А.В., полагавшей, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Из материалов дела следует, что в соответствии с решением территориальной избирательной комиссии Раздольненского района Республики Крым (с полномочиями избирательных комиссий муниципальных образований Раздольненского района Республики Крым) от 19 июня 2019 г. №82/1058-1 прием избирательных документов, представляемых кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований Раздольненского района Республики Крым второго созывав в территориальную избирательную комиссию Раздольненского района осуществляется по следующему графику: с 22 июня 2019 г. в рабочие дни с понедельника по пятницу – с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 часов по местному времени; 12 июля 2019 г. – с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 18.00 часов по местному времени (день, в который истекает срок предоставления документов о выдвижении кандидата); 27 июля 2019 года – с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 18.00 часов по местному времени (день, в который истекает срок предоставления документов для регистрации кандидата).
9 июля 2019 г. Чередниковым В.Н. в территориальную избирательную комиссию Раздольненского района Республики Крым (далее ТИК Раздольненкого района) было подано уведомление о выдвижении кандидата в депутаты Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым второго созыва по Ручьевскому десятимандатному избирательному округу.
Согласно подтверждению получения документов от 9 июля 2019 г., Чередниковым В.Н. были представлены: заявление кандидата о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата; копия документа, подтверждающего подачу кандидатом заявления о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства; свидетельство о регистрации некоммерческой организации «Крымское республиканское отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»; решение II этапа внеочередной Конференции Крымского республиканского отделения «Коммунистической Партии Российской Федерации» Крымским республиканским отделением политической партии «Коммунистической Партии Российской Федерации» от 30 июня 2019 г. о выдвижении кандидата в депутаты; постановление II этапа внеочередной Конференции Крымского республиканского отделения «Коммунистической Партии Российской Федерации» от 30 июня 2019 г. о наименовании и эмблеме; копия паспорта гражданина Российской Федерации; копия диплома об образовании; справка с основного места работы; сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; согласие на обработку персональных данных.
Каких-либо замечаний по содержанию и форме поданных 9 июля 2019г. документов со стороны избирательной комиссии не имелось.
Таким образом, необходимые условия для надлежащего уведомления избирательной комиссии, в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ о выдвижении кандидата Чередникова В.Н. были им надлежащим образом выполнены.
19 июля 2019 г. Чередниковым В.Н. в ТИК Раздольненкого района были поданы документы для регистрации кандидата в депутаты Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым второго созыва по Ручьевскому десятимандатному избирательному округу.
Согласно подтверждению получения документов от 19 июля 2019 г., Чередниковым В.Н. были представлены: первый финансовый отчет; сведения об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидате; две фотографии.
Как усматривается из материалов дела, представленная 19 июля 2019 г. Чередниковым В.Н. информация содержит сведения об изменениях в сведениях о кандидате в депутаты Раздольненского сельского совета Раздольненского района Республики Крым второго созыва по Раздольненскому десятимандатному избирательному округу, в которой уведомил окружную избирательную комиссию Раздольненского десятимандатного избирательного округа об изменениях в сведениях, ранее представленных им для уведомления о выдвижении: ранее представленный документ «Решение II этапа внеочередной Конференции Крымского республиканского отделения «Коммунистической Партии Российской Федерации» заменить на документ «Постановление II этапа внеочередной Конференции Крымского республиканского отделения «Коммунистической Партии Российской Федерации». Причина внесения изменений наличие опечаток.
29 июля 2019 г. решением ТИК Раздольненского района №91/1253-1 Чередникову Виктору Николаевичу, выдвинутому избирательным объединением «Крымское республиканское отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», отказано в регистрации кандидатом в депутаты Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым второго созыва по Ручьевскому десятимандатному избирательному округу, на основании пункта 3 части 3 статьи 48 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 г. №17-ЗРК, в связи непредставлением в полном объеме документов, необходимых для регистрации кандидатом в депутаты Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым второго созыва по Ручьевскому десятимандатному избирательному округу.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение ТИК Раздольненского района является законным, принятым в пределах представленных полномочий в соответствии с Законом Республики Крым от 5 июня 2014 г. №17-ЗРК.
С указанными выводами судебная коллегия согласится не может, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 г. №17-ЗРК регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответственно окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования при наличии документов, указанных в статьях 33 и 34 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частях 1, 3 и 4 статьи 40, частях 1 - 3 статьи 41 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в окружную избирательную комиссию, избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, на которую распространяется действие частей 2 - 5 статьи 42 настоящего Закона, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидата, списка кандидатов ее региональным отделением или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
Соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов принимает решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
В силу пункта 2 статьи 48 Закона Республики Крым от 5 июня 2014г. №17-ЗРК при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, письменно извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
В письменном извещении должны содержаться: время заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов; указание на то, какие сведения о кандидате представлены в неполном объеме; указание на то, какие требования закона к оформлению документов не соблюдены; срок, в течение которого кандидат, избирательное объединение вправе вносить уточнения и дополнения в документы.
Не позднее чем за один день до дня заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частью 1, пунктами 1 - 3 части 3, пунктами 3 - 5 части 4 статьи 40, пунктами 1 - 3 части 4 статьи 41 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Аналогичные требования к документам, представленным для регистрации кандидатов и к возможности их исправления, изложены в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 48 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. №17-ЗРК основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата содержится в подпункте «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
В целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», регулирующих вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, представления документов для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в избирательные комиссии, заверения списков кандидатов, списков кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, регистрации кандидатов, списков кандидатов Постановлением Центральной избирательной комиссией России от 11 июня 2014 г. № 235/1486-6 утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4.12.2 указанных Методических рекомендаций, в извещении, направляемом кандидату избирательной комиссией, должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения.
Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения, при их отсутствии - направляется в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения.
Решением территориальной избирательной комиссии Раздольненского района Республики Крым (с полномочиями избирательных комиссий муниципальных образований Раздольненского района Республики Крым) от 19 июня 2019 г. №82/1058-1 утвержден Порядок приема и проверки документов, представляемых кандидатами в территориальную избирательную комиссию Раздольненского района (с полномочиями окружной избирательной комиссии, на выборах представительных органов муниципальных образований Раздольненского района Республики Крым второго созыва (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 6.2.1 Порядка при выявлении неполноты сведений о кандидатах, несоблюдения требований закона к оформлению документов, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата предусмотрено Законом Республики Крым, Рабочая группа готовит информацию об этом для принятия соответствующего решения территориальной избирательной комиссии «Об извещении о выявлении неполноты сведений о кандидатах, несоблюдения требований закона к оформлению документов, представленных в территориальную избирательную комиссию Раздольненского района».
В извещении указываются: какие конкретно сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата; какие из представленных документов оформлены с нарушением требований закона, и в чем заключается соответствующее нарушение; какие документы, необходимые для уведомления о выдвижении кандидата, отсутствуют; в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки (пункт 6.2.3. Порядка).
В силу пункта 6.2.5. Порядка кандидат вправе присутствовать на заседании избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. ОИК извещает уполномоченного представителя избирательного объединения, кандидата о дате, времени и месте проведения заседания.
Из материалов дела следует, что 26 июля 2019 г. на заседании ТИК Раздольненского района было принято решение №90/1210-1 «Об извещении кандидата в депутаты Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым второго созыва по Ручьевскому десятимандатному избирательному округу Чередникова Виктора Николаевича о выявлении неполноты сведений о кандидатах, несоблюдения требований закона к оформлению документов, представленных в территориальную избирательную комиссию Раздольненского района», в соответствии с которым Чередникову В.Н. предложено устранить выявленные недостатки до 28 июля 2019 г.
В извещении ТИК Раздольненского района, которое является приложением к решению от 26 июля 2019 г. №90/1210-1, указывается на отсутствие документов, указанных в части 1 статьи 45 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. №17-ЗРК, а также на отсутствие документов, указанных в п.2, 2-1, 2.2, 3 статьи 33 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. №17-ЗРК кандидата в депутаты Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым второго созыва по Ручьевскому десятимандатному избирательному округу.
При этом, в нарушение вышеуказанных норм извещение, о выявлении неполноты сведений о кандидатах, несоблюдения требований закона к оформлению документов, не содержит сведений о том, какие документы, необходимые для регистрации кандидата, отсутствуют, в чем заключается соответствующее нарушение.
Более того, извещение содержит ссылки на несуществующие нормы -п.2-1, 2.2 статьи 33 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. №17-ЗРК.
Кроме того, указанное извещение направлено 26 июля 2019 г. в адрес Чередникова В.Н. простой корреспонденцией, о чем свидетельствует реестр №1 от 1 июля 2019 г.
Согласно протоколу заседания ТИК Раздольненского района от 26 июля 2019 г. Чередников В.Н. на заседании не присутствовал.
Доказательства, подтверждающие факт извещения заявителя избирательной комиссией о наличии недостатков в представленных им документах, в материалах дела отсутствуют, ответчиком не представлены.
Таким образом, в данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства с достоверностью не свидетельствуют о том, что избирательной комиссией в установленном законом порядке была доведена до сведения административного истца информация о наличии недостатков в поданных им документах, поскольку из содержания извещения не усматривается, какие именно нарушения были допущены кандидатом в депутаты при подаче документов и к моменту рассмотрения комиссией вопроса о регистрации истца в качестве кандидата, последний не был извещен в установленном порядке о необходимости исправить недостатки в представленных документах.
При этом, реализация полномочий, которые могут быть предоставлены избирательным комиссиям, не может противоречить основным задачам и целям избирательных комиссий, то есть по подготовке и проведению выборов.
Оспариваемое административным истцом решение явилось следствием указанных нарушений, в связи с чем, судом первой инстанции неправомерно сделан вывод о законности данного решения, необоснованно не принято во внимание также и то, что оно препятствует заявителю реализовать его пассивное избирательное право при наличии надлежащего волеизъявления заявителя на реализацию данного права.
Следовательно, решение ТИК Раздольненского района от 29 июля 2019 г. №91/1253-1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Чередникова В.Н., является незаконным. Иное означало бы умаление статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и статьи 48 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 г. №17-ЗРК, по смыслу которых, если избирательная комиссия в срок, установленный этими статьями, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по этим основаниям.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что нарушенные отказом в регистрации в качестве кандидата в депутаты избирательные права заявителя подлежат восстановлению путем признания незаконным и отмены решения ТИК Раздольненского района от 29 июля 2019 г. №91/1253-1 и обязания ТИК Раздольненского района повторно рассмотреть вопрос о регистрации Чередникова В.Н. кандидатом в депутаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И ЛА :
решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 8 августа 2019 г., - отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Чередникова Виктора Николаевича удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Раздольненского района Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии Ручьевского десятимандатного избирательного округа по выборам депутатов Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым) от 29 июля 2019г. №91/1253-1 «Об отказе Чередникову Виктору Николаевичу, выдвинутому избирательным объединением «Крымское республиканское отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в регистрации кандидатом в депутаты Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым второго созыва по Ручьевскому десятимандатному избирательному округу».
Обязать территориальную избирательную комиссию Раздольненского района Республики Крым повторно рассмотреть вопрос о регистрации Чередникова Виктора Николаевича, выдвинутого избирательным объединением «Крымское республиканское отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», кандидатом в депутаты Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым второго созыва по Ручьевскому десятимандатному избирательному округу.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Л.А-В. Юсупова