Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-281/2021 ~ М-256/2021 от 03.08.2021

        Дело № 2а-281/2021

УИД №10RS0003-01-2021-000998-74

        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 сентября 2021 года                                                                     г. Кемь

Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                         Яшковой И.С.,

при секретаре                                                                                    Леськовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации к администрации Кемского муниципального района Республики Карелия о признании решения незаконным,

установил:

Иск мотивирован тем, что 04.09.2020 на основании заявления Министерства обороны Российской Федерации и постановления администрации Кемского муниципального района (далее администрация) от 17.07.2020 в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН) внесены изменения в сведения о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного на территории <адрес> Министерства обороны Российской Федерации, закреплённого за административным истцом на праве постоянного (бессрочного пользования, согласно пункту 8.0 Классификатора видов разрешённого использования земельных участков – «Обеспечение обороны и безопасности». Постановлением администрации от 17.12.2020 указанное постановление от 17.07.2020 отменено, в ЕГРН внесены изменения в сведения о виде разрешённого использования земельного участка, а именно сведения о ранее существовавшем виде разрешённого использования «для строительства объектов части». Основанием для издания постановления от 17.12.2020 послужило обращение депутата Совета <адрес> сельского поселения П. а также акт обследования земельного участка. Обследование земельного участка и составление акта было произведено в отсутствие представителей правообладателя земельного участка, внесение изменений в ЕГРН администрация произвела самостоятельно. Поскольку административный ответчик не является собственником земельного участка, он не правомочен принимать решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Административный истец просит признать незаконным постановление администрации Кемского муниципального района Республики Карелия от 17.12.2020 «Об отмене постановления администрации Кемского муниципального района от 17 июля 2020 года » в части внесения изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером .

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Кривопорожского сельского поселения, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.

В судебном заседании представитель административного истца К. действующий на основании доверенности, на иске настаивал по указанным в нём основаниям. Пояснил, что объекты недвижимости на земельном участке отсутствуют. Указал, что получив оспариваемое постановление 10.03.2021, была запрошена выписка из ЕГРН, из которой следовало, что вид разрешенного использования не изменился. Поручение об организации судебно-претензионной работы ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России было получено 18.06.2021, в связи с чем полагает, что имеются уважительные причины для восстановления срока для обращения в суд. Просил учесть, что администрация не согласовывала обследование земельного участка, имеющего запретные зоны, не извещала о принятии оспариваемого постановления и о внесении сведений в ЕГРН.

Администрация Кемского муниципального района в судебное заседание представителя не направила, уведомлена надлежащим образом. В представленных возражениях полагают иск не подлежащим удовлетворению в связи с пропуском срока для обращения в суд.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление администрации было получено административным истцом 10.03.2021. Из выписки из ЕГРН, запрошенной административным истцом 11.03.2021, следует, что изменения в сведения о виде разрешённого использования не внесены. Судом установлено, что указанные сведения внесены в ЕГРН 08.04.2021. Таким образом, последним днем для обращения в суд является 08.07.2021.

С административным исковым заявлением об оспаривании постановления администрации от 17.12.2020 административный истец обратился в Кемский городской суд Республики Карелия 30.07.2021.

Поскольку оспариваемое постановление принято без извещения административного истца, о внесении в ЕГРН изменений в сведения о виде разрешённого использования земельного участка административный ответчик правообладателя земельного участка не уведомил, учитывая незначительный пропуск процессуального срока, суд полагает возможным признать причины пропуска административным истцом срока для обращения в суд уважительными, и восстановить указанный процессуальный срок.

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером является собственностью Российской Федерации, закреплён за ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельный участок относится к категориям земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположен по адресу: <адрес> кадастрового квартала , площадью <данные изъяты> кв.м.

Земельный участок расположен в зонах, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются: Н-1 – зона земель лесного фонда, Р-2 зона земель гослесфонда.

Из акта проведения инвентаризации земельного участка от 12.01.2015 следует, что на земельном участке отсутствуют спецобъекты и объекты недвижимого имущества (здания, сооружения), закрепленные за СЗТУИО.

Согласно сведениям из ЕГРН в пределах земельного участка объекты недвижимости не располагаются.

На основании постановления администрации Кемского муниципального района от 17.07.2020 в соответствии с п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков», ходатайства ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации установлено соответствие между разрешённым использованием «для размещения промышленных объектов» и видом разрешённого использования «обеспечение обороны и безопасности (код 8.0 Классификатора) вышеуказанного земельного участка.

Постановлением администрации Кемского муниципального района от 17.12.2020 постановление администрации от 17.07.2020 отменено, 08.04.2021 в ЕГРН внесены сведения о разрешённом использовании земельного участка «для строительства объектов части».

Основанием для издания оспариваемого постановления администрации стали обращение депутата Совета <адрес> сельского поселения ФИО7 а также акт обследования земельного участка от 16.12.2020, которым установлено расположение в границах земельного участка недостроенных капитальных объектов, железобетонная эстакада, складированы железобетонные блоки. Обследование земельного участка проведено комиссией, созданной административным ответчиком, без уведомления правообладателя земельного участка.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

В силу пункта 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 утверждён Классификатор видов разрешённого использования земельных участков (далее Классификатор) (действующий на дату принятия администрацией постановлений от 17.07.2020 и 17.12.2020).

Судом установлено, что вид разрешённого использования земельного участка, установленный администрацией на основании заявления административного истца постановлением от 17.07.2020 , полностью соответствует Классификатору и относится к виду разрешенного использования «Обеспечение обороны и безопасности», установленному в пункте 8.0 Классификатора. Вид разрешенного использования «Обеспечение обороны и безопасности» соответствует целевому назначению и фактическому использованию земельного участка.

Доказательств наличия на земельном участке объектов недвижимости административным ответчиком не представлено.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии у администрации оснований для отмены постановления от 17.07.2020 и установления в отношении данного земельного участка вида разрешенного использования «для строительства объектов части».

Суд также учитывает следующее.

В силу части 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Федерального закона, регламентирующего принятие решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования, не имеется.

В силу статьи 1 Закона Республики Карелия от 26.07.2021 № 2593-ЗРК «О реализации отдельных положений статей 36 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации на территории Республики Карелия» в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьями 36 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Карелия от 29 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» установить, что полномочия по установлению и изменению вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (далее - полномочия), осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия, в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.

До принятия Закона Республики Карелия от 26.07.2021 № 2593-ЗРК нормативный акт, наделяющий орган местного самоуправления полномочиями на изменение вида разрешённого использования земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, также отсутствовал.

Анализ приведенных выше норм права позволяет прийти к выводу о том, что у администрации (органа местного самоуправления) полномочия на изменение вида разрешенного использования земельного участка, собственником которого является Российская Федерация, без заявления правообладателя отсутствуют.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, вышеприведенные положения норм действующего законодательства, суд полагает требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление администрации Кемского муниципального района Республики Карелия от 17 декабря 2020 года «Об отмене постановления администрации Кемского муниципального района от 17 июля 2020 года » в части внесения изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером .

Считать решение суда основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> кадастрового квартала , «Обеспечение обороны и безопасности».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.С. Яшкова

Мотивированное решение изготовлено 3 сентября 2021 года

2а-281/2021 ~ М-256/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчики
Администрация Кемского муниципального района
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации каджастра и картографии по Республике Карелия
Администрация Кривопорожского сельского поселения
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Яшкова Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
kemsky--kar.sudrf.ru
03.08.2021Регистрация административного искового заявления
03.08.2021Передача материалов судье
05.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
05.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2021Судебное заседание
02.09.2021Судебное заседание
03.09.2021Судебное заседание
03.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2021Дело оформлено
06.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее