Дело № 2-4802/2018 КОПИЯ
66RS0003-01-2018-004499-54
Мотивированное решение суда изготовлено 30 августа 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2018 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Марковой Н. А., при секретаре Чудовой Д. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» обратилось в суд к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области с требованием об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование иска указано, что в адрес ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» поступило постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области Соглаева Е.П. от 19.01.2017 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб., вынесенное в рамках исполнительного производства от 30.11.2015 № 24676/15/66062-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа от 17.11.2015 ФС № 00828632, выданного Тавдинским районным судом Свердловской области о возложении на учреждение обязанности за счет средств областного бюджета приобрести благоустроенное жилое помещение для дальнейшего распределения Парфенову А.В. 30.11.2015 судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела Соглаевым Е.П. возбуждено исполнительное производство № 24676/15/66062-ИП. Должнику установлен 5-дневным срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Письмом от 19.01.2016 № Ф/08-159 Учреждением в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация о наличии объективных причин невозможности исполнения судебного решения в установленный 5-дневный срок. 19.01.2017 судебным приставом-исполнителем Соглаевым Е.П. вынесено постановление о взыскании с Учреждения исполнительского сбора в размере 50000 руб. Должник не совершал умышленных действий по неисполнению требований исполнительного документа, по намеренному уклонению от его исполнения, предпринимал определенные меры по исполнению судебного акта. По информации, предоставленной в Учреждение Министерством социальной политики Свердловской области, по состоянию на 01.04.2018, Парфенов А.В. числится в списках детей-сирот Управления социальной политики по Тавдинскому району под № 42 для целей предоставления жилого помещения на территории Тавдинского ГО. По результатам проведения аукционов Учреждением в 2014-2017 годах заключены государственные контракты на приобретение 81 жилого помещения на территории Тавдинского городского округа. Решение суда не может быть исполнено в установленный законом срок по причинам, не зависящим от воли Учреждения, а именно: отсутствие свободных жилых помещений, длительной процедуры приобретения жилых помещений для дальнейшей передачи взыскателям, отсутствие денежных средств на приобретение жилья для детей-сирот. Порядок представления жилых помещений данной категории лиц определен нормативными актами, и поэтому решение суда не могло быть исполнено в установленный приставом в пятидневный срок, во вновь установленный срок, в связи с обстоятельствами не зависящими от должника. Учреждение не может произвольно приобрести жилое помещение по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета. По состоянию на 01.07.2018 на Учреждение возложена обязанность по обеспечению детей-сирот помещениями на территории всей Свердловской области составляет 5838 человек, из них 2% - дети-сироты, подлежащие обеспечению на территории Тавдинского городского округа. За счет бюджетных ассигнований 2018-2019 годов планируется завершить строительство квартир по контрактам 2014-2017 гг. и заключить государственные контракты на строительство (приобретение) 1045 квартир. Своевременное исполнение решения суда возможно исключительно при условии выделения Министерству из бюджета денежных средств в размере, достаточном для заключения государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений. Во исполнение решений судов Министерство и Учреждение обращались с просьбами по увеличению финансирования на приобретение жилья для обеспечения детей-сирот в Министерство финансов Свердловской области, в Правительство Свердловской области, в Законодательное собрание Свердловской области. Таким образом, Учреждение в рамках возложенных на него Порядком обязанностей по обеспечению детей-сирот, предпринимаются все зависящие от него мер по своевременному исполнению судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам.
На основании изложенного истец просит освободить ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела Соглаева Е.П. от 19.01.2017 по исполнительному производству от 30.11.2015 № 24676/15/66062-ИП.
Представитель истца ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседания не явился, извещен надлежащим образом и в срок, в исковом заявлении указал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, взыскатель Парфенов А.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному разбирательству. От судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области Соглаева Е.В. поступило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и письменный отзыв, в котором указал, что оснований для освобождения должника от исполнительского сбора не имеется, поскольку требования исполнительного документа в установленный срок исполнены не были.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения ч. 2 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. №229-ФЗ непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно частям 1, 12, 13 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.
Из материалов дела следует, что 30.11.2016 на основании исполнительного листа ФС № 008286232 от 17.11.2015, выданного Тавдинским районным судом Свердловской области по делу № 2-1038/2015, предмет исполнения: обязать предоставить за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда; Межрайонным отделом по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области возбуждено исполнительное производство № 24676/15/66062-ИП.
Указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Как указывает истец, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, исполнить требование исполнительного документа, не имел возможности.
На основании ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ст. 112 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3).
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнениями требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок судебным приставом-исполнителем 19.01.2017 вынесено постановление о взыскании с истца, как должника по исполнительному производству, исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Оценивая доводы искового заявления о необходимости освобождения от взыскания исполнительского сбора, взыскиваемого с ГКУ «Фонд жилищного строительства» (далее - Учреждение), суд принимает во внимание следующее.
Согласно ст. 112 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7).
Из буквального толкования данных положений следует, что разрешение вопроса об освобождении от уплаты исполнительного сбора или о снижении его размера следует руководствоваться положениями ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
По смыслу вышеприведенных положений закона, лицо, не исполнившее требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, несет за это ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств - непреодолимой силы. Вопреки требованиям части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств наличия таких обстоятельств суду представлено не было.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что должник ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» добровольно в установленный пятидневный срок не исполнил требования исполнительного документа, с ходатайством об отсрочке исполнения соответствующего судебного акта не обращался в установленном порядке.
В силу разъяснений, данных в пунктах 74 – 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве.
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
На территории Свердловской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее – дети - сироты) осуществляется в соответствии с областной государственной программой «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 года № 1296-ПП, постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 года № 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам».
Учреждение в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее – Министерство) и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области.
Учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Свердловской области, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области. Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируется Министерством социальной политики Свердловской области.
По информации, представленной в Учреждение Министерством социальной политики Свердловской области (по состоянию на 01.04.2018), Парфенов А.В. числится в списке детей – сирот Управления социальной политики по Тавдинсокму району под № 4. По результатам проведения аукционов Учреждением в 2014-2017 годах заключены государственные контракты на приобретение 81 жилого помещения на территории Тавдинского городского округа.
Решение суда не может быть исполнено в установленный законом срок по причинам не зависящим от воли Учреждения: отсутствие свободных жилых помещений, длительная процедура приобретения жилых помещений для дальнейшей передачи взыскателям, отсутствие денежных средств на приобретение жилья для детей – сирот. Порядок предоставления жилья данной категории лиц определен нормативными актами, и поэтому данное решение суда не могло быть исполнено в установленный приставом в пятидневный срок, в во вновь установленный срок, в связи с обстоятельствами не зависящими от должника. Учреждение не может произвольно приобрести жилое помещение по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета.
По состоянию на 01.07.2018 на Учреждение возложена обязанность по обеспечению помещения детей-сирот жилыми помещениями на территории всей Свердловской области в количестве 5838 человек.
В соответствии с пунктом 6 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП «Об утверждении порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот, и порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам» (далее - Порядок обеспечения), Государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений, при условии финансирования из областного и федерального бюджета на указанные цели. Согласно действующему Порядку Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, предназначенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на территории Свердловской области. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 года № 1524-ПП является Министерство финансов Свердловской области. В функции Министерства финансов Свердловской области входит непосредственное составление проекта областного бюджета, организация исполнения областного бюджета, утверждение лимитов бюджетных обязательств и доведение их до главных распорядителей средств областного бюджета.
Соответственно, своевременное исполнение решения суда возможно при условии выделения Министерству из бюджета денежных средств в размере достаточном для заключения государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений.
Во исполнение решений суда Министерство и Учреждение обращались с просьбами по увеличению финансирования на приобретение жилья для обеспечения детей-сирот в Министерство финансов Свердловской области (письмо от 10.11.2014 исх. №Ф/04-5000, письмо от 23.04.2015 исх. № 16/01/80/2222; письмо от 09.02.2017 исх. № Ф/04-650),в Правительство Свердловской области (письмо от 23.04.2015 исх. № 16/01/80/2223; от 27.02.2018 № 16-01-80/1861), в Законодательное собрание Свердловской области (письмо от 22.04.2015 исх. № 16-01-82/2171; от 20.09.2017 № Ф/04-5806; от 27.02.2018 № 16-01-82/1870).
Таким образом, Учреждением, в рамках возложенных Порядком обеспечения детей-сирот обязанностей, предпринимаются все зависящие от него меры по своевременному исполнению судебных решений о предоставлении жилых помещений детям – сиротам.
Из вышеизложенного следует, что решение суда не было исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, и вина Учреждения как должника в исполнительном производстве не являющегося распорядителем бюджетных средств, предназначенных на цели обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, в неисполнении решения суда в пользу взыскателя Парфенова А.В. отсутствует.
В соответствии со п. 2, 4, 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения которым является Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени субъекта Российской Федерации – Свердловской области в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Таким образом, действия государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли истца, кроме того, у должника имеется задолженность перед иными взыскателями, также в действиях учреждения не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательств по погашению задолженности, на сокрытие имущества, на препятствование действиям судебного пристава-исполнителя.
Оценив представленные доказательства и приведенные доводы, суд усматривает основания для освобождения истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку отсутствует факт намеренного уклонения от исполнения решения суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства, срок, а также для исполнения решения суда истцу необходимо соблюсти определенный порядок, предусмотренный законом, в связи с чем, исковые требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Кроме того, в п. 79 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" также разъяснено, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче в суд заявлений об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.
В связи с указанным государственная пошлина взысканию в доход государства по настоящему делу не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, определенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области от 19.01.2017 № 66062/17/4241 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 30.11.2015 № 24676/15/66062-ИП.
Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Кировский районный суд города Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Н. А. Маркова
Верно:
Судья Н. А. Маркова