Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-3606/2012 от 03.02.2012

Судья Зайцева Т.В. Дело № 33-3606

    

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,

судей Вороновой М.Н., Терещенко А.А.,

при секретаре Трушкине Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 09 февраля 2012 года кассационное представление Красногорского городского прокурора на решение Красногорского городского суда Московской области от 07 октября 2011 года по делу по заявлению Красногорского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов Красногорского муниципального района и Администрации Красногорского муниципального района Московской области о признании недействующим и отмене нормативного правового акта,

заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

объяснения прокурора Тришиной В.В., поддержавшей доводы кассационного представления, представителя Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области Ивашиной Л.Е., полагающей решение суда законным и обоснованным,

УСТАНОВИЛА:

    

Красногорский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к Администрации Красногорского муниципального района Московской области о признании недействующим нормативного правового акта - Положения «О межведомственной комиссии при администрации Красногорского муниципального района Московской области по оформлению разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений, переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного решением Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области № 1535/2 от 28.02.2008. Прокурор просил суд отменить указанный нормативно-правовой акт.

В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемое Положение противоречит п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам ведения поселения; п. 9.1 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, согласно которому определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений относится к вопросам ведения поселения, а также п.5 ч.5 ст.8 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Представитель Администрации Красногорского муниципального района просил отказать прокурору в удовлетворении заявления, указав, что администрация не является органом местного самоуправления, принявшим (утвердившим) оспариваемый нормативный акт. Кроме того, действующее законодательство (п. 4 ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») допускает передачу отдельных функций поселения по соответствующим соглашениям району; в 2010 году соглашения о передаче функций в области архитектуры и строительства были подписаны со всеми поселениями, входящими в состав Красногорского муниципального района, на 2011 год указанное соглашение заключено с Отрадненским сельским поселением, в связи с чем отмена оспариваемого нормативного акта приведет к невозможности разрешать вопросы, урегулированные данным актом.

Представитель привлеченного судом в качестве заинтересованного лица Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области просил суд отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований, ссылаясь на то, оспариваемый нормативный акт действующему федеральному законодательству не противоречит; в момент принятия данного акта между Красногорским муниципальным районом Московской области и поселениями, входящими в его состав, были заключены соглашения, в соответствии с которыми разрешение вопросов, урегулированных Положением, было отнесено к ведению района. В настоящее время указанное соглашение действует с Отрадненским сельским поселением. Кроме того, в собственности самого муниципального района находятся объекты недвижимости, в отношении которых периодически требуется принятие решений, регламентированных оспариваемым Положением.

Решением Красногорского городского суда Московской области от 07 октября 2011 года в удовлетворении заявления прокурору отказано.

В кассационном представлении Красногорский городской прокурор просит об отмене данного решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит постановленное по делу решение подлежащим отмене в силу нижеследующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами, а также прокурор пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Из материалов дела усматривается, что решением Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 28.02.2008 № 1535/2 утверждено Положение «О межведомственной комиссии при администрации Красногорского муниципального района Московской области по оформлению разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений, переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Указанное Положение в установленном порядке было опубликовано в газете «Красногорские вести» за № 34 от 24.03.2008.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемое Положение является нормативно-правовым актом, так как издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, содержит в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений.

Отклоняя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному законодательству, регламентирующему компетенцию поселений. Кроме того, суд принял во внимание, что до конца 2010 года между Администрацией Красногорского муниципального района Московской области и всеми поселениями, входящими в его состав, были заключены соглашения, в соответствии с которыми полномочия по решению вопросов оформления разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений, переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции были переданы Администрации Красногорского района. Па момент рассмотрения дела указанное соглашение заключено и действует с Отрадненским сельским поселением Красногорского района. По мнению суда, признание оспариваемого акта недействующим, во всяком случае, до конца 2011 года, приведет к нарушению прав граждан-жителей Отрадненского сельского поселения и юридических лиц в связи с невозможностью решения вопросов, урегулированных оспариваемым нормативным актом и отсутствием органа, имеющего права разрешать указанные вопросы. Кроме того, в собственности самого Красногорского муниципального района находятся объекты недвижимости, в отношении которых периодически требуется принятие решений, порядок разрешения которых установлен оспариваемым Положением.

Судебная коллегия находит, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции неправильно применил к возникшим правоотношениям нормы материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в числе прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 указанного выше Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ч. 4 ст. 15).

Согласно п.5 ч.5 ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Действительно, ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ не конкретизирует, к полномочиям каких органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; согласование переустройства и перепланировки жилых помещений; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.

Вместе с тем, положения данной правовой нормы следует трактовать в неотъемлемом единстве с положениями ч. 1 ст. 14 и ч. 1, 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.5 ч.5 ст.8 Градостроительного кодекса РФ: орган местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы (и для этого создавать специальный орган – межведомственную комиссию с соответствующими полномочиями) перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; согласования переустройства и перепланировки жилых помещений; признания в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; определения порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений, - лишь в отношении жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности муниципального района.

Кроме того, орган местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы (и для этого создавать специальный орган – межведомственную комиссию) по оформлению разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений, переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, - в отношении объектов, не находящихся в собственности муниципального района, если между поселениями и муниципальным районом заключено соответствующее соглашение о передаче полномочий.

Оспариваемое же прокурором Положение наделяет межведомственную комиссию при администрации Красногорского муниципального района правом принимать решения по оформлению разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений, переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении любых жилых и нежилых помещений, расположенных на территории Красногорского муниципального района. Следовательно, имеет место нарушение указанных выше положений федерального законодательства, неправомерное расширение полномочий органа местного самоуправления муниципального района за счет полномочий поселений, входящих в состав района.

Факт реализации межведомственной комиссией вышеуказанных полномочий в 2011 году не только в отношении помещений, находящихся в собственности района либо расположенных на территории Отрадненского сельского поселения, подтверждается представленными в материалы дела протоколами заседания межведомственной комиссии.

Суд первой инстанции, разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Одновременно судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение о частичном удовлетворении заявления прокурора: исходя из положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным признать Положение «О межведомственной комиссии при администрации Красногорского муниципального района Московской области по оформлению разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений, переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденное решением Совета депутатов Красногрского муниципального района Московской области от 28.02.2008 № 1535/2, в части, предоставляющей межведомственной комиссии при администрации Красногорского муниципального района Московской области право разрешать вопросы оформления разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений, перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении жилых и нежилых помещений, не находящихся в собственности Красногорского муниципального района и расположенных на территории поселений, с которыми Красногорским муниципальным районом не заключены соглашения о передаче полномочий по оформлению разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений, переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции недействующим с 09.02.2012, поскольку указанное Положение применялось с 2008 года, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красногорского городского суда Московской области от 07 октября 2011 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым заявление Красногорского городского прокурора удовлетворить частично: признать недействующим с 09.02.2012 Положение «О межведомственной комиссии при администрации Красногорского муниципального района Московской области по оформлению разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений, переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденное решением Совета депутатов Красногрского муниципального района Московской области от 28.02.2008 № 1535/2, в части, предоставляющей межведомственной комиссии при администрации Красногорского муниципального района Московской области право разрешать вопросы оформления разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений, перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении жилых и нежилых помещений, не находящихся в собственности Красногорского муниципального района и расположенных на территории поселений, с которыми Красногорским муниципальным районом не заключены соглашения о передаче полномочий по оформлению разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений, переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Председательствующий

Судьи

33-3606/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Красногорский гор.прокурор
Ответчики
Администрация
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
09.02.2012[Гр.] Судебное заседание
20.02.2012[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2012[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее