Судебный акт #1 (Решения) по делу № 12-66/2017 от 15.09.2017

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

село Мильково                 26 октября 2017 года

Судья Мильковского районного суда Камчатского края Куликов Б.В.,

при секретаре Мухортовой В.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Мильковского муниципального района Войцеховского В.К. на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 11 сентября 2017 года, которым постановлено:

    юридическое лицо – администрацию Мильковского муниципального района признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей,

у с т а н о в и л:

Постановлением от 11 сентября 2017 года начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу юридическое лицо администрация Мильковского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица - глава Мильковского муниципального района Войцеховский К.В. обратился в суд с жалобой, в которой выражает несогласие с указанным постановлением и просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает на неверное определение по делу надлежащего субъекта административного правонарушения, которым администрация Мильковского муниципального района (далее - АММР) не является, поскольку соответствующими полномочиями по осуществлению контроля в области земельного надзора не обладает.

Кроме того, указывает на неправильное определение должностным лицом при рассмотрении дела обстоятельств, имеющих значение для дела и ряд допущенных им процессуальных нарушений требований КоАП РФ при назначении экспертизы, а также отборе почвенных проб, иные допущенные по делу процессуальные нарушения.

С учетом изложенного, просит указанное постановление отменить, как незаконное и необоснованное, а производство по делу прекратить.

Представитель администрации Мильковского муниципального района, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал.

Представитель отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (далее - Управление Росселтхознадзора) в судебном заседании не участвовал, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом. Заявлений, ходатайств, возражений по жалобе не представил.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав свидетеля, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Частью 1 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по сохранению почв и их плодородия; защите земель от негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с ч. 2 ст. 78 ЗК РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, послужило то обстоятельство, что АММР в нарушение норм земельного законодательство предоставило в безвозмездное пользование ООО «Устой-М» земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: , , расположенные в Мильковском районе, на которых в результате несанкционированной разработки обществом карьеров по добыче общераспространенных полезных ископаемых произведено уничтожение плодородного и потенциально-плодородного слоев почвы.

В результате бездействия юридического лица, обязанного в соответствии с Уставом, организовывать мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, которое в нарушение Договоров безвозмездного пользования земельными участками, Постановления АММР от ДД.ММ.ГГГГ , не осуществляло контроль за использованием по назначению и сохранностью указанных земельных участков, на указанных участках произошло нарушение земель, уничтожен плодородный слой почвы, утрачена первоначальная хозяйственная ценность.

По мнению должностного лица, АММР не выполняла установленные требования и обязательные мероприятия по предотвращению ухудшения качественного состояния земель, тем самым допустив нанесение вреда окружающей среде, уничтожение почв на земельных участках.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 72 ЗК РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля.

Согласно п. 35 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.

В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно статьи 56 Устава Мильковского муниципального района в структуре администрации муниципального района создается орган по управлению муниципальным имуществом, на который возлагается ведение реестра муниципального имущества Мильковского муниципального района.

В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным постановлением Совета народных депутатов от 21.02.2008 № 363, органом по управлению муниципальным имуществом и осуществлению полномочий по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности и земельными ресурсами является Мильковский районный комитет по управлению муниципальным имуществом и приватизации (далее - Комитет), задачей которого помимо прочего является обеспечение контроля за использованием земельных ресурсов, движимого и недвижимого муниципального имущества.

Данный Комитет является самостоятельным юридическим лицом, имеет круглую печать со своим наименованием, свой расчетный счёт и иные счета в банках, от своего имени выступает в суде, может вступать в правовые отношения с другими юридическими и физическими лицами.

В соответствии с п. 3.27 Положения о Комитете Комитет осуществляет муниципальный земельный контроль в отношении межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него полномочий в соответствии с действующим законодательством. При всю полноту ответственности за деятельность Комитета несет его руководитель (л.д. 194-202).

Аналогичные сведения о Комитете, как об уполномоченном органе на осуществление муниципального земельного контроля, содержатся в Положении о порядке осуществления муниципального земельного контроля на межселенной территории Мильковского муниципального района, утвержденного постановлением Совета народных депутатов Мильковского муниципального района от 31.03.2010 № 734.

Согласно данному Положению, основными задачами Комитета при осуществлении земельного контроля, являются, в том числе: контроль за соблюдением требований по использованию земель, контроль за использованием земельных участков по целевому назначению, за выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, контроль за соблюдением юридическими лицами требований Федерального законодательства и иных правовых актов в части использования земель, а также контроль за выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах, установленных действующим законодательством РФ (л.д. 223-230).

В целях повышения качества и эффективности осуществления контрольных полномочий по муниципальному земельному контролю АММР 2 июня 2013 года утвержден Административный регламент осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на межселенных территориях Мильковского муниципального района и территориях Мильковского и Атласовского сельских поселений, который также устанавливает, что органом АММР, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на межселенных территориях является Комитет. Предметом данного контроля является проверка состояния, повышения качества и эффективности использования земель, земельных участков юридическими лицами, ИП, являющихся собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков на указанных территориях. Текущий контроль за исполнением указанного Регламента осуществляется руководителем Органа контроля.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Комитет зарегистрирован в качестве юридического лица, его учредителем является Мильковский муниципальный район, руководителем – Живодуева К.С. (л.д. 209-218).

Согласно договорам безвозмездного пользования земельными участками №, 3 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> комитетом по управлению муниципальным имуществом и приватизации, действующим от имени Мильковского муниципального района, в лице руководителя Комитета и ООО «Устой-М» в лице его директора заключены договоры, в соответствии с которыми Комитет передал, а ООО приняло в безвозмездное пользование земельные участки, сельскохозяйственного назначения (кадастровые номера: , ,) для целевого использования.

В соответствии со ст. 2 указанных Договоров, контроль за использованием данных участков осуществляет Комитет.

Статьей 4 указанных договоров установлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Договоров и предусмотрено, что виновная сторона несет имущественную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством и Договорами (л.д. 77-78, 85-87).

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Живодуева К.С. подтвердила данные обстоятельства, дополнительно пояснила, что является руководителем Комитета, который создан, в том числе, с целью осуществления надлежащего земельного контроля за использованием земель на межселенных территориях Мильковского муниципального района и осуществляет полномочия в соответствии с Положением о Комитете.

Комитет входит в структуру АММР, однако является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрирован в налоговых органах и в ЕГРЮЛ и обладает всеми правами и обязанностями в соответствии с действующим законодательством, в том числе может нести административную ответственность в случае нарушений требований КоАП РФ. Также пояснила, что Комитетом были заключены договоры о предоставлении ООО «Устой-М» земельных участков, при использовании которых Обществом было нарушено земельное законодательство, самостоятельно измене вид использования земель. Полагает, что вина Комитета в причиненном в результате действий Общества вреде окружающей среде отсутствует, поскольку оснований для проведения проверок в отношении ООО «Устой-М» у Комитета не было, контроль осуществлялся в установленном законом порядке. Вопрос перевода предоставленных Обществу земель в иную категорию Комитетом не решался.

Таким образом, судьей установлено, что специально уполномоченным самостоятельным органом АММР по осуществлению земельного контроля за использованием земель на межселенных территориях Мильковского муниципального района является Комитет.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий, в том числе по защите земель и охране почв, предотвращению процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Субъектами правонарушения являются лица, на которых выполнение указанных требований и мероприятий возложено законом.

Поскольку именно Комитет в силу указанных норм осуществляет функции по надлежащему контролю за состоянием земель, их использованием землепользователями, выполнением требований по предотвращению нарушения земель, уничтожения плодородного слоя почвы и т.д., то есть обладает именно теми полномочиями, невыполнение которых ставится должностным лицом Управления Россельхознадзора в вину АММР, судья приходит к выводу, что АММР надлежащим субъектом данного административного правонарушения не является.

Не смотря на то, что Комитет входит в структуру АММР и подчинен непосредственно главе Мильковского муниципального района, данный орган согласно Положению о нем, Федеральному закону № 131-ФЗ, а также БК РФ является самостоятельным юридическим лицом, которое имеет права, соответствующие целям своей деятельности, несет связанные с этой деятельностью обязанности и является тем органом, к которому могут быть применены меры административного воздействия.

В связи с этим, неисполнение АММР возложенных на Комитет функций не охватывается в данном случае диспозицией ч. 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Судья отмечает, что из материалов дела очевидным образом усматривается ответственность именно Комитета как юридического лица, поскольку непосредственно от его имени был заключен договор с ООО «Устой-М» на безвозмездное пользование земельными участками, однако данное обстоятельство должностным лицом никак не проверялось и никакого отражения в обжалуемом постановлении вообще не получило.

То обстоятельство, что АММР постановлением от ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение ООО «Устой-М» на использование земельного участка указанных выводов судьи не опровергает.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах и приходя к выводу об отсутствии в действиях АММР состава административного правонарушения, судья полагает, что иные доводы жалобы о нарушении при рассмотрении дела процессуальных норм правового значения для принятия решения не имеют.

В связи с этим, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление должностного лица Управления Россельхознадзора АА № 4108548 от 11 сентября 2017 года, вынесенное в отношении АММР по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.4 – 30.8 КоАП РФ,

р е ш и л:

Жалобу законного представителя юридического лица – администрации Мильковского муниципального района Войцеховского В.К. - удовлетворить.

Постановление АА № 4108548 начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 11 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении юридического лица администрации Мильковского муниципального района – отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении администрации Мильковского муниципального района – прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Мильковский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                 Б.В. Куликов

12-66/2017

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Администрация Мильковского муниципального района
Суд
Мильковский районный суд Камчатского края
Судья
Куликов Борис Владимирович
Статьи

ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
milkovsky--kam.sudrf.ru
15.09.2017Материалы переданы в производство судье
20.09.2017Истребованы материалы
04.10.2017Поступили истребованные материалы
26.10.2017Судебное заседание
03.11.2017Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
25.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее