РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2023 года Отрадненский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего Учаевой А.А.,
при секретаре Горбуновой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-345/2023 по административному иску прокурора города Отрадного Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Отрадный о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Отрадного Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Отрадный о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.
В обоснование иска административный истец указал следующее.
Прокуратурой города Отрадного 22.12.2022 совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Отрадному проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети городского округа Отрадный Самарской области, в ходе которой выявлены нарушения.
В ходе проведенного 22.12.2022 обследования автомобильных дорог местного значения городского округа Отрадный Самарской области выявлен ряд нарушений требований нормативных документов и технических регламентов, касающихся содержания автомобильных дорог.
Так, согласно п. 7.2.4 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», при светофорном регулировании в одной фазе светофорного цикла допускается движение пешеходов и поворачивающих транспортных средств (пересекающих направление движения пешеходов) при одновременном выполнении следующих условий: суммарная интенсивность транспортных средств, поворачивающих в одно направление, не более 120 ед./ч., а интенсивность движения пешеходов не более 600 пеш./ч; применение информационных световых секций для предупреждения водителей о возможном движении пешеходов по пешеходному переходу, на который он поворачивает, с режимом бело-лунного мигания.
Вместе с тем проведенной проверкой установлено, что в ряде случаев вышеуказанное требование ГОСТ Р 52289-2019 по организации светофорного регулирования транспортных и пешеходных потоков на территории г.о. Отрадный не выполняется, а именно отсутствуют информационные световые секции, отдельные фазы для пешеходного движения на следующих регулируемых пешеходных переходах г. Отрадного Самарской области: на пересечении улицы Буровиков и улицы Нефтяников, улицы Буровиков и улицы Советской, улицы Ленина и улицы Советской, улицы Ленина и улицы Новокуйбышевской, улицы Ленина и улицы Первомайской, улицы Ленина и улицы Гайдара, улицы Победы и улицы Советской, улицы Победы и улицы Первомайской, улицы Победы и улицы Пионерской, улицы Победы и улицы Гайдара, улицы Отрадной и улицы Первомайской, улицы Сабирзянова и улицы Советской, улицы Сабирзянова и улицы Первомайской, улицы Сабирзянова и улицы Пионерской, улицы Центральной и автомобильной дороги Самара-Бугуруслан (ул. Железнодорожная), улицы Сабирзянова и автомобильной дороги Самара-Бугуруслан (ул. Железнодорожная).
В целях устранения указанных нарушений в адрес Администрации городского округа Отрадный прокуратурой города 11.01.2023 за исх. № 07-03-2023/60-23-218 внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам рассмотрения которого администрация г.о. Отрадный в своем ответе от 15.02.2023 № 325 сообщила о частичном удовлетворении требований прокурора, а именно о заключении муниципального контракта, в рамках которого из числа вышеуказанных пешеходных переходов предусматривается проведение работ по установке информационных секций только на пересечении улицы Отрадная и улицы Первомайская г.о. Отрадный Самарской области.
Кроме того, согласно повторному акту проверки от 23.03.2023 информационные световые секции, как и выделенные фазы для пешеходного движения, на вышеуказанных регулируемых пешеходных переходах отсутствуют.
Указанные автомобильные дороги постановлением Администрации городского округа Отрадный Самарской области от 10.02.2020 № 113 включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Отрадный Самарской области, при этом, как показала проверка, указанные дороги с элементами их обустройства надлежащим образом не содержатся.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что ответчик не исполнил возложенные на него действующим законодательством обязанности в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Непринятие ответчиком своевременных и надлежащих мер в сфере осуществления дорожной деятельности нарушает права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, а также увеличивает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий и создает реальную угрозы причинения вреда имуществу, жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации городского округа Отрадный Самарской области, выразившееся в непринятии мер по установке информационных световых секций или отдельных фаз для пешеходного движения на пешеходных переходах г. Отрадного Самарской области на пересечении: улицы Буровиков и улицы Нефтяников, улицы Буровиков и улицы Советской, улицы Ленина и улицы Советской, улицы Ленина и улицы Новокуйбышевской, улицы Ленина и улицы Первомайской, улицы Ленина и улицы Гайдара, улицы Победы и улицы Советской, улицы Победы и улицы Первомайской, улицы Победы и улицы Пионерской, улицы Победы и улицы Гайдара, улицы Отрадной и улицы Первомайской, улицы Сабирзянова и улицы Советской, улицы Сабирзянова и улицы Первомайской, улицы Сабирзянова и улицы Пионерской, улицы Центральной и автомобильной дороги Самара-Бугуруслан (ул. Железнодорожная), улицы Сабирзянова и автомобильной дороги Самара-Бугуруслан (ул. Железнодорожная). Обязать Администрацию городского округа Отрадный Самарской области в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети городского округа Отрадный Самарской области путем установки информационных световых секций или отдельных фаз для пешеходного движения на пешеходных переходах г. Отрадного Самарской области на пересечении: улицы Буровиков и улицы Нефтяников, улицы Буровиков и улицы Советской, улицы Ленина и улицы Советской, улицы Ленина и улицы Новокуйбышевской, улицы Ленина и улицы Первомайской, улицы Ленина и улицы Гайдара, улицы Победы и улицы Советской, улицы Победы и улицы Первомайской, улицы Победы и улицы Пионерской, улицы Победы и улицы Гайдара, улицы Отрадной и улицы Первомайской, улицы Сабирзянова и улицы Советской, улицы Сабирзянова и улицы Первомайской, улицы Сабирзянова и улицы Пионерской, улицы Центральной и автомобильной дороги Самара- Бугуруслан (ул. Железнодорожная), улицы Сабирзянова и автомобильной дороги Самара-Бугуруслан (ул. Железнодорожная).
Впоследствии административный истец уточнил административные исковые требований и окончательно просит суд признать незаконным бездействие администрации городского округа Отрадный Самарской области, выразившееся в непринятии мер по установке информационных световых секций или отдельных фаз для пешеходного движения на пешеходных переходах г. Отрадного Самарской области на пересечении: улицы Буровиков и улицы Советской, улицы Ленина и улицы Советской, улицы Ленина и улицы Новокуйбышевской, улицы Ленина и улицы Первомайской, улицы Ленина и улицы Гайдара, улицы Победы и улицы Советской, улицы Победы и улицы Первомайской, улицы Победы и улицы Пионерской, улицы Отрадной и улицы Первомайской, улицы Сабирзянова и улицы Советской, улицы Сабирзянова и улицы Первомайской, улицы Сабирзянова и улицы Пионерской. Обязать Администрацию городского округа Отрадный Самарской области в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети городского округа Отрадный Самарской области путем установки информационных световых секций или отдельных фаз для пешеходного движения на пешеходных переходах г. Отрадного Самарской области на пересечении: улицы Буровиков и улицы Советской, улицы Ленина и улицы Советской, улицы Ленина и улицы Новокуйбышевской, улицы Ленина и улицы Первомайской, улицы Ленина и улицы Гайдара, улицы Победы и улицы Советской, улицы Победы и улицы Первомайской, улицы Победы и улицы Пионерской, улицы Отрадной и улицы Первомайской, улицы Сабирзянова и улицы Советской, улицы Сабирзянова и улицы Первомайской, улицы Сабирзянова и улицы Пионерской.
Старший помощник прокурора г. Отрадного Самарской области Вадин А.В., действующий на основании служебного удостоверения, в судебном заседании административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в описательной части решения.
Представитель административного ответчика - Администрации г.о. Отрадный Самарской области Куюмджян Е.И. в судебном заседании административные исковые требования признала частично, не признала в части бездействия, поскольку работы ведутся, просила увеличить срок устранения нарушений до года.
Заинтересованное лицо – Управление жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения городского округа Отрадный Самарской области в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом. Имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Представитель заинтересованного лица – О МВД России по г. Отрадному Самарской области в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, изучив представленные материалы, заслушав явившихся лиц, приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять надзор за исполнением законов, в том числе, органами местного самоуправления, их должностными лицами; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (п. 1).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2).
Согласно ст. 31 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Положениями пунктов 6, 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, среди прочего, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 7.2.4 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», при светофорном регулировании в одной фазе светофорного цикла допускается движение пешеходов и поворачивающих транспортных средств (пересекающих направление движения пешеходов) при одновременном выполнении следующих условий: суммарная интенсивность транспортных средств, поворачивающих в одно направление, не более 120 ед./ч., а интенсивность движения пешеходов не более 600 пеш./ч; применение информационных световых секций для предупреждения водителей о возможном движении пешеходов по пешеходному переходу, на который он поворачивает, с режимом бело-лунного мигания.
Судом установлено, что прокуратурой города Отрадного 22.12.2022 совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Отрадному проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети городского округа Отрадный Самарской области, в ходе которой выявлены нарушения требований нормативных документов и технических регламентов, касающихся содержания автомобильных дорог.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог местного значения г.о. Отрадный от 22.12.2022 организация светофорного регулирования транспортных и пешеходных потоков на территории г.о. Отрадный не выполняется, а именно: отсутствуют информационные световые секции, отдельные фазы для пешеходного движения на следующих регулируемых пешеходных переходах г. Отрадного Самарской области: на пересечении улицы Буровиков и улицы Нефтяников, улицы Буровиков и улицы Советской, улицы Ленина и улицы Советской, улицы Ленина и улицы Новокуйбышевской, улицы Ленина и улицы Первомайской, улицы Ленина и улицы Гайдара, улицы Победы и улицы Советской, улицы Победы и улицы Первомайской, улицы Победы и улицы Пионерской, улицы Победы и улицы Гайдара, улицы Отрадной и улицы Первомайской, улицы Сабирзянова и улицы Советской, улицы Сабирзянова и улицы Первомайской, улицы Сабирзянова и улицы Пионерской, улицы Центральной и автомобильной дороги Самара-Бугуруслан (ул. Железнодорожная), улицы Сабирзянова и автомобильной дороги Самара-Бугуруслан (ул. Железнодорожная).
В целях устранения указанных нарушений в адрес Администрации городского округа Отрадный прокуратурой города 11.01.2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Письмом от 15.02.2023 № 325 Администрация г.о. Отрадный сообщила о частичном удовлетворении требований прокурора, а именно о заключении муниципального контракта, в рамках которого из числа вышеуказанных пешеходных переходов предусматривается проведение работ по установке информационных секций только на пересечении улицы Отрадная и улицы Первомайская г.о. Отрадный Самарской области.
Согласно акту от 23.03.2023 по проверке устранения недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог местного значения г.о. Отрадный, выявленных 22.12.2022, информационные световые секции, как и выделенные фазы для пешеходного движения, на вышеуказанных регулируемых пешеходных переходах отсутствуют.
Суд приходит к выводу, что возложенные на административного ответчика действующим законодательством обязанности в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, не выполнены. Непринятие ответчиком своевременных и надлежащих мер в сфере осуществления дорожной деятельности нарушает права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, а также увеличивает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий и создает реальную угрозы причинения вреда имуществу, жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования подлежат удовлетворению, при этом, срок в течение, которого выявленные нарушения подлежат устранению, по мнению суда необходимо установить в 1 год.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.226-227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора города Отрадного Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Отрадный о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Отрадный Самарской области, выразившееся в непринятии мер по установке информационных световых секций или отдельных фаз для пешеходного движения на пешеходных переходах г. Отрадного Самарской области на пересечении: улицы Буровиков и улицы Советской, улицы Ленина и улицы Советской, улицы Ленина и улицы Новокуйбышевской, улицы Ленина и улицы Первомайской, улицы Ленина и улицы Гайдара, улицы Победы и улицы Советской, улицы Победы и улицы Первомайской, улицы Победы и улицы Пионерской, улицы Отрадной и улицы Первомайской, улицы Сабирзянова и улицы Советской, улицы Сабирзянова и улицы Первомайской, улицы Сабирзянова и улицы Пионерской.
Обязать Администрацию городского округа Отрадный Самарской области в течении 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети городского округа Отрадный Самарской области путем установки информационных световых секций или отдельных фаз для пешеходного движения на пешеходных переходах г. Отрадного Самарской области на пересечении: улицы Буровиков и улицы Советской, улицы Ленина и улицы Советской, улицы Ленина и улицы Новокуйбышевской, улицы Ленина и улицы Первомайской, улицы Ленина и улицы Гайдара, улицы Победы и улицы Советской, улицы Победы и улицы Первомайской, улицы Победы и улицы Пионерской, улицы Отрадной и улицы Первомайской, улицы Сабирзянова и улицы Советской, улицы Сабирзянова и улицы Первомайской, улицы Сабирзянова и улицы Пионерской.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд Самарской области в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.А. Учаева
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.