адм. дело №2а-424/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» января 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Мазиной Н. И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному исковому заявлению Поповой 1ИО к Администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным Постановления Администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № площадью 2575 кв.м. под многоквартирным домом <адрес> и помещений в нем»,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Попова 1ИО обратилась в суд и указывает, что является собственником нежилого встроенного помещения 1 в лит.п/А, А, а2, а3 общей площадью 405,9 кв.м. по адресу <адрес>. Согласно акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. о признании дома аварийным и подлежащим сносу и отселению – признаны аварийными в <адрес> жилые помещения. Нежилые помещения к отнесены к аварийным. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа город Воронеж в адрес Поповой 1ИО было направлено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об изъятии земельного участка под многоквартирным домом№ по <адрес> и помещений в нем». ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Поповой 1ИО было направлено уведомление, которое было получено ДД.ММ.ГГГГ. представителем, при этом изъятие земельного участка произведено до истечения шестимесячного срока. Изъятию согласно постановлению подлежат нежилые помещения в доме для муниципальных нужд, в том числе в приложение указано нежилое помещение, принадлежащее Поповой 1ИО Постановление Администрации городского округа город Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ. не предусматривает мер, связанных с изъятием нежилых помещений у собственников. Административный истец полагает, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. нарушает её права как собственника нежилого помещения, так как нарушен порядок изъятия земельного участка и нежилого помещения, предусмотренный законом, сроки изъятия, отсутствует соглашение об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, которое даже в проекте Поповой 1ИО не направлялось. Решение о сносе многоквартирного дома до настоящего времени не принято. В связи с указанным, административный истец просит суд признать незаконным Постановление Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № площадью 2575 кв.м. под многоквартирным домом № по <адрес> и помещений в нем».
Административный истец Попова 1ИО в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель административного истца Поповой 1ИО по доверенности Севальнева 2ИО административное исковое заявление поддержала и просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронежа по доверенности Бахтина 3ИО иск не признала и просила отказать в его удовлетворении.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, полагает, что имеются основания для удовлетворения административного иска.
На основании постановления, свидетельств, уведомлений, судом установлено, что Попова 1ИО является собственником нежилого встроенного помещения 1 в лит. п/А, А, а2, а3 общей площадью 405,9 кв.м. по адресу <адрес> этаж подвал, 1 (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ. за № Поповой 1ИО (л.д.16) было направлено уведомление о принятии решения о сносе или реконструкции дрма№ по <адрес>. данное уведомление получено Поповой 1ИО ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.63) лично.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об изъятии земельного участка под многоквартирным домом№ по <адрес> и помещений в нем» изъят для муниципальных нужд в порядке и форме, установленных действующим законодательством, земельный участок из земель населенных пунктов площадью 2575 кв.м. с кадастровым номером №, разрешенное использование: многоквартирный малоэтажный дом, расположенный под многоквартирным домом№ по <адрес>. Изъять для муниципальных нужд нежилые помещения у собственников в <адрес> согласно приложению к постановлению. В приложении к постановлению указано помещение 1 в лит.п/А, А, а2, а3 площадью 405,9 кв.м. (л.д.24-26). Согласно пояснительной записки к постановлению от 25.03.2016г. расселение жилых помещений в <адрес> осуществлено в рамках подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Согласно ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд… В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
Согласно ст.ст.56.3 ч.2 п.4, 56.6 ч.1 и 2, 4, 10 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано…решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции). Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение…направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений.
В соответствие со ст.56.7 ЗК РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:...осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
На основании анализа нормативных актов можно сделать вывод о том, что в законе подробно регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, и уведомления таких лиц о планируемом изъятии (статья 56.5 ЗК РФ), а также о принятом решении об изъятии земельного участка (статья 56.6 ЗК РФ). При рассмотрении дел по спорам, возникающим в связи с принятием таких решений об изъятии, необходимо учитывать, что бремя доказывания факта соблюдения соответствующих требований земельного законодательства, направления соответствующих сообщений и их доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение. При этом, на орган местного самоуправления возложена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пункт 5 статьи 279 ГК РФ, подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 статьи 56.10 ЗК РФ).
Частью 1 статьи 26 Федерального закона № 499-ФЗ установлено, что, если решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принято до дня вступления его в силу, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном ГК РФ и ЗК РФ в редакции Федерального закона № 499-ФЗ.
Таким образом, после 01.04.2015г. процедура подготовки и заключения соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 ЗК РФ должна быть соблюдена в полном объеме, а в данном случае процедура была нарушена.
В соответствии с положениями ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества (п. 2); проект соглашения об изъятии недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу…Таким образом, законом прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд направлять проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания, вместе с тем, в данном случае, указанная обязанность органом местного самоуправления не выполнена. В оспариваемом постановлении не указано о проекте данного соглашении и направлении его собственнику изымаемого объекта недвижимости, чем нарушено право административного истца, который является собственником изымаемого объекта недвижимости. Кроме того, суд полагает, что в нарушении требований закона в оспариваемом постановлении не указано для каких муниципальных нужд изымается земельный участок и нежилые помещения на нем расположенные. Изъятие произведено до истечения срока согласно уведомления, предусмотренного для обращения за выдачей разрешений, так как уведомление было вручено Поповой 1ИО ДД.ММ.ГГГГ., а изъятие произведено согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ., в то время как шестимесячный срок истекал ДД.ММ.ГГГГ. При этом, ссылка администрации городского округа <адрес> на вручение уведомления повторно ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.35), как на отказ истца от строительства, сноса или реконструкции <адрес>, судом не может быть принят во внимание, так как Администрацией города г.Воронеж не представлено доказательств того, что ФИО4. имел по доверенности полномочия на решение указанных вопросов от имени Поповой 1ИО
Кроме того, Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 09.11.2015 N 840 "Об утверждении Порядка изъятия земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" утвержден порядок изъятия земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Порядок) и установлена процедура такого изъятия земельного участка для муниципальных нужд, а также процедура взаимодействия структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж при изъятии земельного участка, которое содержит аналогичные нормы закона о подготовки проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и направлении его собственнику изымаемой недвижимости, где так же указано о переговорах с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия и подготовки проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества, направление его правообладателям изымаемого имущества для подписания.
Однако, в оспариваемом постановлении в нарушении законодательства не содержится указаний на условия изъятия нежилого помещения у Поповой 1ИО, на подготовку проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества, несмотря на то, что постановление принято ДД.ММ.ГГГГ. никаких проектов соглашений Поповой 1ИО не направлено, хотя данный факт должен быть иметь место одновременно с принятием оспариваемого постановления.
Таким образом, в данном случае суд полагает, что административным ответчиком был нарушен порядок изъятия земельного участка под многоквартирным домо№ по <адрес>, чем нарушены права административного истца, в связи с чем, административное исковое заявлении подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-179, 181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административноеисковое заявлению Поповой 1ИО к Администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным Постановления Администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № площадью 2575 кв.м. под многоквартирным домом № по <адрес> и помещений в нем» удовлетворить.
Признать незаконным Постановление Администрации городского округа город Воронеж ДД.ММ.ГГГГ. № «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № площадью 2575 кв.м. под многоквартирным домом № по <адрес> и помещений в нем».
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий:
адм. дело №2а-424/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» января 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Мазиной Н. И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному исковому заявлению Поповой 1ИО к Администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным Постановления Администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № площадью 2575 кв.м. под многоквартирным домом <адрес> и помещений в нем»,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Попова 1ИО обратилась в суд и указывает, что является собственником нежилого встроенного помещения 1 в лит.п/А, А, а2, а3 общей площадью 405,9 кв.м. по адресу <адрес>. Согласно акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. о признании дома аварийным и подлежащим сносу и отселению – признаны аварийными в <адрес> жилые помещения. Нежилые помещения к отнесены к аварийным. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа город Воронеж в адрес Поповой 1ИО было направлено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об изъятии земельного участка под многоквартирным домом№ по <адрес> и помещений в нем». ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Поповой 1ИО было направлено уведомление, которое было получено ДД.ММ.ГГГГ. представителем, при этом изъятие земельного участка произведено до истечения шестимесячного срока. Изъятию согласно постановлению подлежат нежилые помещения в доме для муниципальных нужд, в том числе в приложение указано нежилое помещение, принадлежащее Поповой 1ИО Постановление Администрации городского округа город Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ. не предусматривает мер, связанных с изъятием нежилых помещений у собственников. Административный истец полагает, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. нарушает её права как собственника нежилого помещения, так как нарушен порядок изъятия земельного участка и нежилого помещения, предусмотренный законом, сроки изъятия, отсутствует соглашение об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, которое даже в проекте Поповой 1ИО не направлялось. Решение о сносе многоквартирного дома до настоящего времени не принято. В связи с указанным, административный истец просит суд признать незаконным Постановление Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № площадью 2575 кв.м. под многоквартирным домом № по <адрес> и помещений в нем».
Административный истец Попова 1ИО в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель административного истца Поповой 1ИО по доверенности Севальнева 2ИО административное исковое заявление поддержала и просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронежа по доверенности Бахтина 3ИО иск не признала и просила отказать в его удовлетворении.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, полагает, что имеются основания для удовлетворения административного иска.
На основании постановления, свидетельств, уведомлений, судом установлено, что Попова 1ИО является собственником нежилого встроенного помещения 1 в лит. п/А, А, а2, а3 общей площадью 405,9 кв.м. по адресу <адрес> этаж подвал, 1 (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ. за № Поповой 1ИО (л.д.16) было направлено уведомление о принятии решения о сносе или реконструкции дрма№ по <адрес>. данное уведомление получено Поповой 1ИО ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.63) лично.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об изъятии земельного участка под многоквартирным домом№ по <адрес> и помещений в нем» изъят для муниципальных нужд в порядке и форме, установленных действующим законодательством, земельный участок из земель населенных пунктов площадью 2575 кв.м. с кадастровым номером №, разрешенное использование: многоквартирный малоэтажный дом, расположенный под многоквартирным домом№ по <адрес>. Изъять для муниципальных нужд нежилые помещения у собственников в <адрес> согласно приложению к постановлению. В приложении к постановлению указано помещение 1 в лит.п/А, А, а2, а3 площадью 405,9 кв.м. (л.д.24-26). Согласно пояснительной записки к постановлению от 25.03.2016г. расселение жилых помещений в <адрес> осуществлено в рамках подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Согласно ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд… В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
Согласно ст.ст.56.3 ч.2 п.4, 56.6 ч.1 и 2, 4, 10 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано…решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции). Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение…направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений.
В соответствие со ст.56.7 ЗК РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:...осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
На основании анализа нормативных актов можно сделать вывод о том, что в законе подробно регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, и уведомления таких лиц о планируемом изъятии (статья 56.5 ЗК РФ), а также о принятом решении об изъятии земельного участка (статья 56.6 ЗК РФ). При рассмотрении дел по спорам, возникающим в связи с принятием таких решений об изъятии, необходимо учитывать, что бремя доказывания факта соблюдения соответствующих требований земельного законодательства, направления соответствующих сообщений и их доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение. При этом, на орган местного самоуправления возложена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пункт 5 статьи 279 ГК РФ, подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 статьи 56.10 ЗК РФ).
Частью 1 статьи 26 Федерального закона № 499-ФЗ установлено, что, если решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принято до дня вступления его в силу, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном ГК РФ и ЗК РФ в редакции Федерального закона № 499-ФЗ.
Таким образом, после 01.04.2015г. процедура подготовки и заключения соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 ЗК РФ должна быть соблюдена в полном объеме, а в данном случае процедура была нарушена.
В соответствии с положениями ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества (п. 2); проект соглашения об изъятии недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу…Таким образом, законом прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд направлять проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания, вместе с тем, в данном случае, указанная обязанность органом местного самоуправления не выполнена. В оспариваемом постановлении не указано о проекте данного соглашении и направлении его собственнику изымаемого объекта недвижимости, чем нарушено право административного истца, который является собственником изымаемого объекта недвижимости. Кроме того, суд полагает, что в нарушении требований закона в оспариваемом постановлении не указано для каких муниципальных нужд изымается земельный участок и нежилые помещения на нем расположенные. Изъятие произведено до истечения срока согласно уведомления, предусмотренного для обращения за выдачей разрешений, так как уведомление было вручено Поповой 1ИО ДД.ММ.ГГГГ., а изъятие произведено согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ., в то время как шестимесячный срок истекал ДД.ММ.ГГГГ. При этом, ссылка администрации городского округа <адрес> на вручение уведомления повторно ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.35), как на отказ истца от строительства, сноса или реконструкции <адрес>, судом не может быть принят во внимание, так как Администрацией города г.Воронеж не представлено доказательств того, что ФИО4. имел по доверенности полномочия на решение указанных вопросов от имени Поповой 1ИО
Кроме того, Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 09.11.2015 N 840 "Об утверждении Порядка изъятия земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" утвержден порядок изъятия земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Порядок) и установлена процедура такого изъятия земельного участка для муниципальных нужд, а также процедура взаимодействия структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж при изъятии земельного участка, которое содержит аналогичные нормы закона о подготовки проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и направлении его собственнику изымаемой недвижимости, где так же указано о переговорах с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия и подготовки проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества, направление его правообладателям изымаемого имущества для подписания.
Однако, в оспариваемом постановлении в нарушении законодательства не содержится указаний на условия изъятия нежилого помещения у Поповой 1ИО, на подготовку проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества, несмотря на то, что постановление принято ДД.ММ.ГГГГ. никаких проектов соглашений Поповой 1ИО не направлено, хотя данный факт должен быть иметь место одновременно с принятием оспариваемого постановления.
Таким образом, в данном случае суд полагает, что административным ответчиком был нарушен порядок изъятия земельного участка под многоквартирным домо№ по <адрес>, чем нарушены права административного истца, в связи с чем, административное исковое заявлении подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-179, 181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административноеисковое заявлению Поповой 1ИО к Администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным Постановления Администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № площадью 2575 кв.м. под многоквартирным домом № по <адрес> и помещений в нем» удовлетворить.
Признать незаконным Постановление Администрации городского округа город Воронеж ДД.ММ.ГГГГ. № «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № площадью 2575 кв.м. под многоквартирным домом № по <адрес> и помещений в нем».
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: