дело <номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2021 года <адрес обезличен>
Ленинский районный суд <адрес обезличен> края в составе:
председательствующего судьи Крикун А.Д.
при помощнике Пульвердиевой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Севостьяновой Е. В. к Севостьяновой О. Н. о возмещении вреда, причиненного преступлением, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Севостьянова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Севостьяновой О.Н. о возмещении вреда, причиненного преступлением, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований истец указала, что Ленинским районным судом <адрес обезличен> было рассмотрено уголовное дело по обвинению Севостьяновой О. Н. <дата обезличена> года рождения, обвиняемой по 4.1 ст. 107 УК РФ, где истец - Севостьянова Е. В. <дата обезличена> года рождения, признана потерпевшей по уголовному делу.
Приговором Ленинского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> Севостьянова О. Н. признана виновной по ч.1 ст. 107 УК РФ и ей назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 (один) год 3 (три) месяца, так же суд постановил признать право потерпевшей на возмещение вреда, причиненного ей преступлением в порядке гражданского судопроизводства.
Данным преступлением, предусмотренным ч.1 ст. 107 УК РФ истцу причинен материальный ущерб в сумме: 2 000 (две тысячи) рублей расходы на адвоката Адвокатской палаты <адрес обезличен> Адвокатской конторы <номер обезличен> города Ставрополя - Шереметьевой А. С., так же убытки связанные с погребением и проведением похорон погибшего сына истца в размере 77 450 рублей, за подготовку тела к захоронению, ритуальные услуги, поминальный обед, что подтверждается чеками: от <дата обезличена> - чек на сумму 7 тысяч девятьсот пятьдесят (7950) рублей; от <дата обезличена> - чек на сумму сорок пять тысяч (45000) рублей; ООО «Тед Автотранс» поминальный обед; квитанцией <номер обезличен> (ритуал) - на сумму двадцать две тысячи пятьсот (22500) рублей (гроб, крест, покрывало, венок), квитанциями АК <номер обезличен> <адрес обезличен> СККА от <дата обезличена> - одна тысяча (1000) рублей; от <дата обезличена> одна тысяча (1000) рублей.
Кроме того, преступными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, мать от потери сына испытывала нравственные, физические страдания.
На основании вышеизложенного истец просит суд взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей, расходы на ритуальные услуги, захоронение, поминальный обед в размере 77 450 рублей, расходы на оплату услуг адвоката в размере 2 000 рублей.
Истец Севостьянова Е.В. ее представитель в лице адвоката Шереметьевой А.С., в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Помощник прокурора <адрес обезличен> Лаптева Е.В., в судебном заседании полагала требования в части взыскания расходов на оплату услуг адвоката не подлежащими удовлетворению, поскольку указанные расходы могут быть взысканы в рамках уголовного судопроизводства, сумма морального вреда истцом завышена, ввиду чего подлежит частичному удовлетворению.
Ответчик Севостьянова О.Н., в судебное заседание не явилась о дате, месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, сведений об уважительности причин не явки, суду не сообщила.
С учетом мнения стороны истца, помощника прокурора, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным начать и окончить рассмотрение дела в отсутствии не явившегося ответчика, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что приговором Ленинского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> ответчик Севостьянова О.Н. признана виновной в совершении преступления предусмотренного ч. 1 ст. 107 УК РФ, ей назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год 3 месяца.
Согласно приговору суда, преступление Севостьяновой О.Н. было совершено при следующих обстоятельствах.
Севостьянова О.Н., <дата обезличена>, в период с 18 часов 00 минут до 20 часов 18 минут, находясь в комнате, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, ком. 184, совместно со своим супругом Севостьяновым А.Е., который в период с 2006 года по 2020 год систематически злоупотребляя спиртными напитками, оскорблял ее грубой нецензурной бранью, применял в отношении Севостьяновой О.Н. физическое и психическое насилие, в связи с чем, в ходе внезапно возникшей ссоры с последним на почве сложившихся личных неприязненных отношений, подверглась со стороны Севостьянова А.Н. избиению, выразившемуся в нанесении ей одного удара электрическим чайником в область головы, неоднократных ударов руками и ногами в область головы, туловища, верхних и нижних конечностей, в результате чего, ей были причинены телесные повреждения, согласно заключению эксперта <номер обезличен> от <дата обезличена> в виде кровоподтёка и ссадин левых верхней и нижней конечностей, ссадины правой голени, которые по своему квалифицирующему признаку не повлекли за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты 1 общей трудоспособности, в связи с чем, не причинили вреда здоровью Севостьяновой О.Н.
После этого, Севостьянова О.Н., согласно заключению комиссии экспертов <номер обезличен> от <дата обезличена> находясь в состоянии физиологического аффекта (кумулятивного аффекта), оказавшем влияние на сознание и поведение, а также согласно заключению комиссии экспертов <номер обезличен> от <дата обезличена> находясь в I состоянии аффекта, развывшегося по механизму разрядки эмоциональной напряженности, возникшей в длительной психотравмирующей ситуации, возникшей в связи с систематическим противоправным и аморальным поведением потерпевшего Севостьянова А.Е., в ходе конфликта и обоюдной борьбы, обороны, Севостьянова О.Н. нанесла потерпевшему Севостьянову А.Е. неоднократные удары руками, ногами в область лица, передней и левой боковой поверхности груди, левого плечевого сустава, верхних конечностей и один удар крышкой от электрического чайника в затылочную область, причинив согласно заключению эксперта <номер обезличен> от <дата обезличена>, телесные повреждения в виде одиночной раны затылочной области, 4 ссадин и одиночного кровоподтека лица, 7 ссадин и 5 кровоподтеков передней и левой боковой поверхностей груди, левого плечевого сустава, 20 ссадин и 13 кровоподтеков верхних конечностей, которые по своему квалифицирующему признаку, как по отдельности, так и в совокупности, вреда здоровью за собой не повлекли, а также в ответ на ранее примененные в отношении нее со стороны потерпевшего насилие и оскорбление, взяла в руку кухонный нож, согласно заключению эксперта <номер обезличен> от <дата обезличена> хозяйственно-бытового назначения и к категории холодного оружия не относящегося, после чего нанесла ему один удар в область груди, причинив потерпевшему одиночную слепую колото-резанную рану передней поверхности груди слева, проникающую в полость околосердечной сумки (перикарда), с повреждением сердца, и осложнившейся развитием острого внутригрудного кровотечения, с тампонадой околосердечной сумки излившейся кровью, и травматического шока, явившихся основной и непосредственной причиной смерти. Колото-резаная рана груди, проникающая в полость околосердечной сумки (перикарда), явилась опасным для жизни повреждением и причинила тяжкий вред здоровью Севостьянова А.Е., повлекший его смерть <дата обезличена> на месте происшествия в комнате <номер обезличен> общежития по адресу: <адрес обезличен>.
Севостьянова Е.В. была признана потерпевшей стороной по уголовному делу, суд постановил признать право потерпевшей на возмещение вреда, причиненного ей преступлением в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из ст. 151 ГК РФ в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статьей 1101 ГК РФ предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию, и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Судом установлено, что в результате преступных действий ответчика, истец как мать погибшего сына, испытала физические и нравственные страдания, которые выразились в невосполнимой утратой близкого для нее человека, что соответственно повлекло-эмоциональное расстройство, препятствующие адаптации к новым жизненным обстоятельствам, принимая во внимание, что истец понесла невосполнимую утрату, выраженную в преждевременной смерти сына, с учетом требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей.
Кроме того, истцом были понесены расходы на ритуальные услуги, захоронение, поминальный обед стоимость которых составила 77 450 рублей, за подготовку тела к захоронению, ритуальные услуги, поминальный обед, что подтверждается чеками от <дата обезличена> - чек на сумму 7 тысяч девятьсот пятьдесят (7950) рублей; от <дата обезличена> - чек на сумму сорок пять тысяч (45000) рублей; ООО «Тед Автотранс» поминальный обед: квитанцией <номер обезличен> (ритуал) - на сумму двадцать две тысячи пятьсот (22500) рублей (гроб, крест, покрывало, венок), квитанциями АК <номер обезличен> <адрес обезличен> СККА от <дата обезличена> - одна тысяча (1000) рублей; от <дата обезличена> одна тысяча (1000) рублей.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О погребении и похоронном деле" закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.
Таким образом, судам, во всяком случае, надлежит оценивать разумность и обоснованность расходов на погребение, учитывая индивидуально морально-этическую сторону, а также религиозную принадлежность покойного.
Перечень необходимых расходов, связанных с погребением, содержатся в Федеральном законе "О погребении и похоронном деле".
В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона возмещению подлежат расходы, связанные с оформлением документов, необходимых для погребения: расходы по изготовлению и доставке гроба, приобретение одежды и обуви для умершего, а также других предметов, необходимых для погребения; расходы по подготовке и обустройству захоронения (могилы, места в колумбарии); расходы по перевозке тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); расходы непосредственно по погребению либо кремации с последующей выдачей урны с прахом.
Пунктом 6.1. Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, рекомендованных протоколом НТС Госстроя России от <дата обезличена> N 01-НС-22/1, в церемонию похорон входят, как правило, обряды: омовения и подготовки к похоронам; траурного кортежа (похоронного поезда); прощания и панихиды (траурного митинга); переноса останков к месту погребения; захоронения останков (праха после кремации); поминовение. Подготовка к погребению включает в себя: получение медицинского свидетельства о смерти; получение государственного свидетельства о смерти в органах ЗАГСа; перевозку умершего в патологоанатомическое отделение (если для этого есть основания); приобретение и доставка похоронных принадлежностей; оформление счета-заказа на проведение погребения; омовение, пастижерные операции и облачение с последующим уложением умершего в гроб; приобретение продуктов для поминальной трапезы или заказ на нее. Под поминальной трапезой подразумевается обед, проводимый в определенном порядке в доме усопшего или других местах (ресторанах, кафе и т.п.).
Затраты на погребение могут возмещаться на основании документов подтверждающих произведенные расходы на погребение, т.е. размер возмещения не поставлен в зависимость от стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, установленного в субъекте РФ или в муниципальном образовании. Вместе с тем, возмещению подлежат необходимые расходы, отвечающие требованиям разумности.
Статьей 5 указанного закона предусмотрено, что погребение должно обеспечивать достойное отношение к телу умершего и его памяти.
Таким образом, установление мемориального надмогильного сооружения и обустройство места захоронения (то есть установка памятника, ограды, надгробья и др.) является одной из форм сохранения памяти об умершем, отвечает обычаям и традициям, что в порядке статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является общеизвестным обстоятельством и не нуждается в доказывании.
Таким образом, с учетом того, что заявленные истцом требования о взыскании расходов непосредственно связаны с погребением ее сына относятся к обрядовым действиям по захоронению тела человека после его смерти, соответствуют сложившимся традициям и обычаям, обеспечивают достойное отношение к телу умершего и его памяти, подтверждены документально, суд приходит к выводу о том, что ответчику надлежит возместить расходы истцу на организацию похорон Севостьянова А.Е. в полном объеме в размере 77 450 рублей.
Истцом также заявлено требование о взыскании судебных расходов понесенных в ходе рассмотрения уголовного дела на оплату услуг адвоката Шереметьевой А.С. в размере 2 000 рублей, однако, указанные расходы должны быть заявлены истцом в рамках того дела, при рассмотрении которого они были понесены, в связи с чем суд не усматривает оснований для их удовлетворения и полагает необходимым на основании ст. 220 ГПК РФ производство по делу в части заявленного искового требования прекратить.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Севостьяновой Е. В. удовлетворить частично.
Взыскать с Севостьяновой О. Н. в пользу Севостьяновой Е. В. компенсацию морального вреда в размере 200000 руб., расходы на захоронение, ритуальные услуги, поминальный обед в размере 77450 руб.
В удовлетворении требований Севостьяновой Е. В. к Севостьяновой О. Н. о взыскании компенсации морального вреда в размере 800000 руб. отказать.
Производство в части требований Севостьяновой Е. В. о взыскании с Севостьяновой О. Н. расходов на адвоката в размере 2000 руб. прекратить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.
Судья А.Д. Крикун