Именем Российской Федерации
29 августа 2013 года г.Талица
Талицкий районный суд Свердловской области в составе:
судьи Баклановой Н.А.,
при секретаре Бородиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Талицкого городского округа о признании предписания Главного государственного инспектора по пожарному надзору Талицкого городского округа № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности не законным, подлежащим отмене,
у с т а н о в и л:
Администрация Талицкого городского округа обратилась в суд с заявлением о признании предписания Главного государственного инспектора по пожарному надзору Талицкого городского округа № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности незаконным, мотивируя тем, что во исполнение распоряжения главного государственного инспектора по пожарному надзору Талицкого городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка главного государственного инспектора по пожарному надзору Талицкого городского округа ФИО1, заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору Талицкого городского округа ФИО2 населенных пунктов Талицкого городского округа: <адрес>, <адрес>, <адрес> совместно с ведущим специалистом ОБЖ Администрации ТГО ФИО5
В данном предписании указано, что в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года, № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» необходимо устранить следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки:
В г. Талица отсутствуют противопожарные разрывы от границы застройки городского поселения до лесных участков.
В г. Талица выполнить противопожарные разрывы не менее 50 метров, от границы застройки городского поселения до лесных участков.
В населенных пунктах <адрес>, д. Сосновка, отсутствуют противопожарные разрывы от границ застройки населенных пунктов до лесных участков.
В населенных пунктах <адрес>, д.Сосновка, выполнить противопожарные разрывы не менее 15 метров от границ застройки населенных пунктов до лесных участков. Срок исполнения установлен до 20 сентября 2013 года. В настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 10.07.2012 № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Указанным законом исключены положения пункта 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливающего требования к противопожарным расстояниям от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как установлено ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, а также созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Просит предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности главного государственного инспектора по пожарному надзору Талицкого городского округа в отношении Администрации Талицкого городского округа, Главы администрации Талицкого городского округа признать незаконным и отменить.
В судебном заседании представитель заявителя Кириенко О.Ю., действующая на основании доверенности, на заявлении настаивала. Пояснила суду, что выполнить предписание не имеют возможности, так как на администрацию возложена обязанность в отношении того имущества, собственником которого администрация не является. Границы населенных пунктов примыкают к лесным участкам, которые не являются муниципальной собственностью, также строения не являются муниципальной собственностью. Считает, что обязанности могут быть возложены только в отношении того имущества, собственником которого является администрация.
Заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору Талицкого городского округа ФИО2, с заявлением не согласился, пояснил суду, что в ходе проверки соблюдения противопожарных разрывов измерения не проводились, несоответствие было определено визуально, так как лесные участки вплотную примыкают к строениям. Установлено примыкание городских границ на юге <адрес>) к лесным участкам, которые относятся к ГУПСО «<данные изъяты>» и Национальному парку «<данные изъяты>», примыкают постройки индивидуального жилищного строительства, гарантий нет, что все эти постройки возведены после ДД.ММ.ГГГГ года. Обеспечение противопожарных разрывов на усмотрение администрации: устраняются либо постройки либо лес. В <адрес> примыкают к лесам ГУПСО «<данные изъяты>», это индивидуальные жилые строения и надворные постройки. В <адрес> примыкают вплотную к лесам ГУПСО «<данные изъяты>» <адрес> и пересекающая ее улица (частные жилые дома), АЗС. В <адрес> (название улиц ему неизвестно) примыкают к лесам ГУПСО «<данные изъяты>» индивидуальные жилые дома и постройки. В <адрес> индивидуальные жилые дома и постройки (название улиц ему неизвестно) примыкают к лесам Национального парка. В <адрес> крайняя улица (название улицы ему неизвестно) примыкает: часть к лесам Национального парка, часть к лесам ГУПСО «<данные изъяты>». В суд представлен письменный отзыв (л.д.16-17).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.254Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациигражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст.256Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациигражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как установлено в судебном заседании, на основании Распоряжения (приказа) Начальника ОДН Талицкого городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области подполковника внутренней службы ФИО1 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в отношении Администрации Талицкого городского округа (л.д.19).
В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований, в том числе: в населенных пунктах <адрес> отсутствуют противопожарные разрывы от границ населенных пунктов до лесных участков (ст.46 ФЗ №184-ФЗ от 27.12.2002; ст.151 ФЗ №123 от 22.07.2008; п.5 приложения 1 СНиП2.07.01-89).
Указанные нарушения подтверждаются актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20), предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений, выявленных отделом надзорной деятельности Талицкого городского округа, по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в адрес Администрации Талицкого городского округа, Главы администрации Талицкого городского округа, определением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в предписание от ДД.ММ.ГГГГ № с указанием сроков устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21,31).
Согласно ст.6 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 за №69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно п.10 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 за №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно ст.21 Устава Талицкого городского округа структуру органов местного самоуправления городского округа составляют, в том числе, администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) городского округа.
Согласно пп.25 п.6 ст.29.1 Устава Талицкого городского округа Глава администрации городского округа наделяется настоящим Уставом следующими полномочиями: осуществляет обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа, деятельности муниципальной пожарной охраны.
Согласно пп.8 п.1 ст.31 Устава Талицкого городского округа к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа, деятельности муниципальной пожарной охраны.
Согласно ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 за №69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, границы примыкающих к лесным массивам населенных пунктов, указанных в предписании, представляют собой строения индивидуального жилого фонда и прилегающие к ним хозяйственные постройки, при этом дата введения указанных объектов не установлена.
Согласно СНиП 2.07.01-89. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке, поэтому устранение нарушений пожарной безопасности по объектам, в том числе частным жилым и многоквартирным домам, которые построены и введены в эксплуатацию в соответствии с ранее действующим законодательством, в настоящее время невозможно.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, границы населенных пунктов, указанных в предписании, примыкают к лесным участкам ФГУ «Национальный парк «<данные изъяты>» и ГУПСО «<данные изъяты>».
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за №, земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. является собственностью Российской Федерации с разрешенным использованием: под особо охраняемые территории и объекты, находится в постоянном бессрочном пользовании Федерального государственного учреждения «Национальный парк «<данные изъяты>» (л.д.35).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за №, земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. является собственностью Российской Федерации с разрешенным использованием: для ведения лесного хозяйства, местоположение «Национальный природный парк «<данные изъяты>» (л.д.37).
Как следует из информации по отводу, таксации леса и разрубке противопожарных разрывов вокруг населенных пунктов по ГКУ СО «ФИО3 лесничество», в <адрес> участок леса находится в аренде на особо защитных участках лесного фонда, в населенном пункте <адрес> все пять участков расположены в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (лесопарковая зона), в населенном пункте <адрес> участки находятся в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (лесопарковая зона), сплошные рубки в которых запрещены, в населенном пункте <адрес> участок находится в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (лесопарковая зона), сплошные рубки в которых запрещены (л.д.66-67).
В соответствии с ч.1 ст.105 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.
Согласно п.23 Постановления Правительства РФ от 14.12.2009 за №1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон" изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением.
Изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, не допускается. При изменении границ лесопарковых зон и зеленых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков).
Следовательно, сплошные вырубки, которые необходимо производить для выполнения указанных в предписании требований, в защитных лесах Лесным кодексом не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (далее Правила) меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров, противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Вышеуказанные меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (пп. «а» п.4 Правил).
Согласно п. 5 указанных Правил мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Между тем, документы о месте нахождении лесного массива, а также документы, подтверждающие право собственности Талицкого городского округа на указанные выше лесные массивы, не представлены.
В соответствии с разделом 2 "Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб" практическое обеспечение охраны лесов от пожаров, в том числе противопожарной профилактики, предотвращение и пресечение нарушений Правил пожарной безопасности возложено на государственную лесную охрану.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание о возложении на Администрацию Талицкого городского округа, Главу администрации Талицкого городского округа обязанностей по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности неправомерно, выполнение противопожарных разрывов от границ застройки населенных пунктов до лесных участков не может быть возложено на указанные органы местного самоуправления.
Иного суду не доказано.
В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно журналу входящих документов, который исследовался в судебном заседании (л.д.33-34), оспариваемое предписание поступило в Администрацию Талицкого городского округа ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано за вх.№.1774.
Согласно почтовому штемпелю на конверте (л.д.7), почтовое отправление (заявление) передано для отправки в организацию почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, срок для оспаривания предписания, предусмотренный ст.256 ГПК РФ, заявителем не пропущен.
На основании вышеизложенного, заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12,56,196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Заявление Администрации Талицкого городского округа о признании предписания Главного государственного инспектора по пожарному надзору Талицкого городского округа № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности не законным, подлежащим отмене удовлетворить.
Признать предписание Главного государственного инспектора по пожарному надзору Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в отношении Администрации Талицкого городского округа, Главы Администрации Талицкого городского округа не законным, подлежащим отмене.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Бакланова Н.А.