Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-927/2020 от 06.05.2020

№ 2-927/2020

УИД: 66RS0011-01-2018-001499-94

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский                                                   10 июля 2020 г.

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Мартынюк С.Л.

с участием представителя ответчика Сайфутдиновой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Соломенцевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова С.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области, Военному комиссариату Свердловской области, Войсковой части 37271 о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, признании незаконным бездействия, взыскании убытков,

У С Т А Н О В И Л:

         Истец обратился в суд с заявленным (л.д.2-6 том 1) и уточненным в ходе судебного заседания иском (л.д.146-150 том 1) к ответчикам с требованиями о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты как участнику боевых действий с января 2010 г. по ноябрь 2017 г., о признании незаконным бездействия войсковой части 37271 и Военного комиссариата Свердловской области, взыскании с Российской Федерации убытков в сумме 88 998 руб. 22 коп.

    В обоснование требований указано, что в период * истец, проходя службу в армии, принимал участие в боевых действиях в Южной Осетии в составе войсковой части 37271. Истец имеет право на ежемесячную денежную выплату, установленную подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон № 5-ФЗ), выплачиваемую территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Истец был лишен права на получение указанной выплаты с марта 2010 г. по ноябрь 2017 г. по причине незаконного бездействия войсковой части 37271 и Военного комиссариата Свердловской области. Истец обращался в марте 2010 г., в начале 2011 г. в комиссию военного округа через отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменского района с заявлением о выдаче удостоверения участника боевых действий. 14 марта 2011 г. Военным комиссариатом области документы возвращены в связи с недостаточностью документов, подтверждающих участие Иванова С.А. в боевых действиях. Отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району не приняли мер к истребованию необходимых документов. В период с 2011 г. по 2017 г. запросы в войсковую часть 37271, вышестоящему руководству в связи с неполучением ответов из войсковой части не направлялись, что явилось причиной длительного оформления права истца на социальное обеспечение. Командование войсковой части 37271 допустило нарушение Правил ведения и хранения военного билета солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана), не заполнив пункты 12, 18 военного билета. До получения удостоверения истец не мог подтвердить свой статус по вине войсковой части 37271, выразившейся в длительном непредоставлении информации и документов, ответов на запросы, незаполнением военного билета, отсутствием приказов в личном деле, по вине отдела Военного комиссариата по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району, который не принял действенных мер по розыску необходимых документов. Полагает, что действиями организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, истцу причинен имущественный вред, который подлежит возмещению по правилам статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ущерб составляет сумму недополученной ежемесячной выплаты за период с 01 апреля 2015 г. по 31 декабря 2017 г. в размере 88 998 руб. 22 коп.

         Представитель истца Коваль Е.И. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, поддержала заявленные требования (л.д.31, 82-85 том 3).

         Представитель Министерства обороны Российской Федерации просит рассмотреть дело в его отсутствие. В возражении (л.д. 73-76 том 3) полагает заявленные требования необоснованными. Ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий, установленная Законом № 5-ФЗ, назначается на основании удостоверения ветерана боевых действий. Назначение носит заявительный характер, путем обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с письменным заявлением и необходимыми документами, подтверждающими право на получение выплаты. Из представленных материалов следует, что отделом военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району неоднократно, начиная с апреля 2011 г. по октябрь 2017 г. направлялись запросы в адрес командиров воинских частей, в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. На основании поступивших из архива документов * истцу выдано удостоверение. Таким образом, право на получение ежемесячных выплат у Иванова С.А. возникло с 13 ноября 2017 г. Министерство обороны не является органом, на который законом возложена обязанность по указанной выплате, таким органом является Пенсионный фонд Российской Федерации. Суммы ежемесячной выплаты не являются убытками, взыскиваемые в порядке статьей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Причиной невыдачи Иванову С.А. удостоверения ветерана боевых действий было отсутствие документов, безусловно подтверждающих факт непосредственного участия истца в боевых действиях. В действиях должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации не усматривается какая-либо неправомерность, которая бы могла послужить основанием для привлечения ответчика к ответственности.

          Представитель Министерства финансов Российской Федерации просит рассмотреть дело в их отсутствие. В письменном отзыве возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку в силу статьи 1071, пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации по искам к Российской Федерации в возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) сотрудников военных комиссариатов, надлежащим ответчиком должно выступать Министерство обороны Российской Федерации (л. д. 25-28 том 3).

          В судебном заседании представитель Военного комиссариата Свердловской области Сайфутдинова Н.А. (по доверенности от 21.05.2020 – л.д. 32 том 3) исковые требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва (л.д.40-51 том 3). В обоснование возражений указала, что Иванов С.А. проходил военную службу по контракту в период * Выдача удостоверений ветеранам боевых действий, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные Законом № 5-ФЗ, производится в соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, установленным приказами Министра обороны № 1177 от 02 ноября 2009 г., № 2288 от 11 августа 2012 г., № 595 от 29 сентября 2017 г. В марте 2010 г. Иванов С.А. обратился в отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району по вопросу выдачи удостоверения ветерана боевых действий. В военном билете и личном деле Иванова С.А. необходимых сведений об участии в боевых действиях не содержалось. Был направлен запрос в войсковую часть 37321, ответ не поступил. В начале 2011 г. истец обратился с письменным заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, которое с приложенными документами направлено в Военный комиссариат Свердловской области. 14 марта 2011 г. документы возвращены без реализации, так как в военном билете отсутствует запись о периоде участия в боевых действиях и не представлены документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях. В период с 2011г. по 2017 г. отделом Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району неоднократно делались запросы в войсковые части, архивы. Только в 2017 г. из филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации в г. Пугачёве поступили необходимые документы. 18 октября 2017 г. в Военный комиссариат Свердловской области были направлены необходимые документы, 26 декабря 2017 г. в отдел поступило удостоверение ветерана боевых действий, которое выдано Иванову С.А. * Полагает, что должностные лица отдела Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району, Военного комиссариата Свердловской области осуществляли свою деятельность в соответствии с нормативными документами, принимали действенные меры по розыску документов, подтверждающих участием истца в боевых действиях. Установленные сроки при выдаче удостоверения нарушены не были.

         Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе просит рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.33, 86, 87 том 3). В письменных возражениях исковые требования не признала, указав, что Иванов С.А. обратился в Управление с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты. Полагающейся ветеранам боевых действий, приложив удостоверение, подтверждающее его право на меру социальной поддержки. С 17 января 2018 г. истцу такая выплата назначена и производится. Нарушений прав истца Управлением не допущено (л.д.34-36 том 3).

         Представителем филиала Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве указано, что 28 августа 2017 г. и 04 октября 2017 г. из военного комиссариата по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району поступили запросы о предоставлении сведений об участии в боевых действиях в составе войсковой части 37271 Иванова С.А. Ответы направлены 20 сентября и 13 октября 2017 г. Информации о переписке за 2014 г. представить не могут, поскольку истек срок хранения документации, установленный в 3 года. Свои обязанности по исполнению запроса в отношении Иванова С.А. архив выполнил в соответствии с требованиями нормативных актов (л.д. 64-65 том 3).

        Представитель Войсковой     части 37271 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

        Заслушав объяснения представителя ответчика Военного комиссариата Свердловской области, допросив свидетелей <данные изъяты> изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

         Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закона № 5-ФЗ), к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

         В приложении к названному федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, в разделе III которого указана позиция - выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 08 по 22 августа 2008 г.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.

         Пунктом 2 названной Инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

         Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлен приказом Министра обороны Российской Федерации № 595 от 29 сентября 2017 г., ранее порядок был установлен приказами № 1177 от 02 ноября 2009 г. (до 10 августа 2012 г.), № 2288 от 11 августа 2012 г. (до 28 сентября 2017 г.).

          В соответствии с пунктом 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 ноября 2009 г. № 1177 (действовал на момент возникновения спорных правоотношений) (далее - Порядок) выдача удостоверений осуществляется военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы, работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации, направленным в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

          Согласно пункту 8 Порядка, военнослужащим, в том числе уволенным в запас, принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей, а также принимавшим участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают.

          Пунктом 9 Порядка установлено, что к обращению об оформлении и выдаче удостоверения ветерана боевых действий прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, в частности, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных. обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.

          Таким образом, для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установление факта непосредственного участия в боевых действиях на территории соответствующей страны и в соответствующий период.

          Министром обороны Российской Федерации 11 августа 2012 г. издан приказ № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», которым утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.

          Пунктом 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий установлен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий". Так, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.

          Согласно пункту 9 приказа Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», к обращению о выдаче указанного удостоверения прикладываются, помимо прочего, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.

         Тем же пунктом 9 названного Порядка ответственность за подготовку документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к обращению, возлагается для иных лиц - на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства обратившегося либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание обратившийся).

          Перед направлением обращения заявителя с приложенными документами в центральную комиссию (комиссию) указанные должностные лица обязаны: проверить заявление (рапорт) с приложенными документами на предмет соответствия требованиям, указанным в абзацах с первого по десятый настоящего пункта; в случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктом 9 указанного Порядка, направить соответствующие запросы для их получения. После получения необходимых документов приложить их вместе с копиями запросов к обращению.

          Аналогичным образом регламентируется организация подготовки документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к заявлению (рапорту), в пункт 10 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 595.

          Согласно пункту 8 указанного Порядка, вместе с заявлением (рапортом) о выдаче соответствующего удостоверения лица, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 5-ФЗ, за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой указанного пункта, представляют также документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

          Судом установлено, что истец проходил военную службу в рядах Российской армии *, в том числе принимал участие в составе войсковой части 37271 в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях республики Южная Осетия с *.

          В марте 2010 г. истец обратился в отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району для получения удостоверения ветерана боевых действий. В связи с отсутствием необходимых сведений в военном билете и личном деле военным комиссариатом 18 марта 2010 г. в адрес командира войсковой части 37271 направлен запрос о предоставлении сведений об участии истца в боевых действиях (л.д. 11 том 1). Ответ на запрос не поступил.

          Повторно истец обратился в отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району в начале 2011 г., который направил заявление истца в Военный комиссариат Свердловской области.

          Из письма Военного комиссариата области от 14 марта 2011 г. (л.д. 12 том 1) усматривается, что документы на Иванова С.А. возвращены, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие непосредственное участие последнего на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия * предложено сделать запрос в войсковую часть 37271 для получения необходимых документов.

          Соответствующие запросы направлены в войсковую часть 37271 и в войсковую часть 66431 05 апреля 2011 г. (л.д. 13, 14, 15 том 1).

          После поступления из войсковой части 66431 сведений о ее расформировании и направлении документов в архив, отделом Военного комиссариата направлены запросы о службе истца в составе восковой части 66431 в архивы Южного военного округа и Центральный архив Министерства обороны 22 июня 2011 г., 25 июля 2013 г., 26 декабря 2013 г. (л.д. 13-15 том 1).

          Центральным архивом Министерства обороны дан 23 января 2014 г. ответ об отсутствии сведений в отношении Иванова С.А. по войсковой части 66 431.

          В августе 2017 г. отделом Военного комиссариата по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району направлены запросы в архивы Министерства обороны об участии истца в боевых действиях в составе войсковой части 37271 (л.д. 21-23 том 1).

          В сентябре 2017 г. из филиала Центрального архива Министерства обороны поступила архивная справка (л.д. 26 том 1), подтверждающая участие истца в боевых действия на территории Республики Южная Осетия *

          * подписано удостоверение *, подтверждающее право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Закона № 5-ФЗ (л. д. 28 об. том 1), которое выдано истцу *

           На основании заявления от 17 января 2018 г. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе истцу решением от 30 января 2018 г. назначена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий (л.д. 67-71 том 1).

           Таким образом, розыск документов, подтверждающих участие Иванова С.А. в боевых действиях и являющихся основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий, осуществлялся с 2010 г. по 2017 г.

           Изучив материалы переписки отдела Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району с войсковыми частями и архивами военных округов и Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации, суд находит, что ответчиком Военным комиссариатом Свердловской области в лице его отдела по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району допущено бездействие, нарушившее конституционное право истца на меры социальной поддержки (статья 39 Конституции Российской Федерации).

          Согласно пункту 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 г. № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.

          Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов (пункт 7 Положения о военных комиссариатах).

          Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также Положением о военных комиссариатах (пункт 3 Положения о военных комиссариатах).

          Согласно подпункту 35 пункта 17 Положения о военных комиссариатах, одной из основных задач военных комиссариатов является участие в работе (включая подготовку и направление соответствующих запросов) по розыску архивных документов, подтверждающих участие граждан, уволенных с военной службы, и других граждан в Великой Отечественной войне, боевых действиях, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, а также документов, необходимых для решения вопроса об установлении причинной связи полученных гражданами ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением ими военной службы.

          Отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральском и Каменскому району, длительное время не получая ответы из войсковой части 37271, не обратился в порядке подчиненности к вышестоящему командованию для установления места нахождения необходимых документов. До 2017 г. ответчиком не направлялись в архивы запросы об участии истца в боевых действиях в составе войсковой части 37271. Доказательств отсутствия вины в неисполнении обязанности по организации работы по розыску документов, подтверждающих участие истца в боевых действиях, ответчиком не представлено.

           Истец просит признать незаконным бездействие войсковой части 37271, выразившееся в незаполнении пунктов 12, 18 военного билета, что привело к несвоевременному получению удостоверения ветерана боевых действий.

           На основании пункта 1 Порядка ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, Приложения к форме № 1 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 500 (действующей в период спорных правоотношений), военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - его отношение к исполнению воинской обязанности.

          Записи в военном билете делаются только на основании подтверждающих документов (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, свидетельство об окончании образовательного учреждения, удостоверение о присвоении спортивного разряда или спортивного звания и т.п.) (пункт 3 Порядка).

           Пункт 12 военного билета заполняется в штабе воинской части. Записи производятся на основании приказов командира воинской части (начальника учреждения) об участии военнослужащего в боевых действиях на территории других государств, выполнении им служебных обязанностей в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, при этом указывается, на какой воинской должности состоял военнослужащий. Записи заверяются подписью начальника штаба воинской части (начальника учреждения) и гербовой печатью (пункт 15 Порядка).

           Пункт 18 заполняется в штабе воинской части аналогично пункту 11 (пункт 19 Порядка).

           В пункте 11 подпункт «а» заполняется в штабе воинской части (учреждения). В нем указываются: в графе 1 - в хронологическом порядке прохождение военной службы в воинских частях. Воинские части записываются по условному наименованию, а воинские части, не имеющие условного наименования, - по действительному наименованию; в графе 2 - полное кодовое обозначение военно-учетной специальности (ВУС), которое включает в себя: первые три цифры - номер военно-учетной специальности, последующие три цифры - код воинской должности, а седьмой (буквенный) знак указывает на особые признаки военной службы; в графе 3 - на каком типе (марке) вооружения и военной техники (ВВТ) военнослужащий проходил военную службу; в графе 4 - даты и номера приказов о зачислении (исключении) в списки (из списков) воинской части. Кроме того, указываются даты и номера приказов о переводе на другие воинские должности; в графе 5 - начальник штаба воинской части (начальник учреждения) после проверки полноты и правильности произведенной записи проставляет свою подпись и оттиск гербовой мастичной печати (пункт 14 Порядка).

          Военный билет № * (л.д. 7-10 том 1) на имя Иванова С.А. содержит информацию о военной службе в войсковой части 37271 с * Запись в пункте 12 об участии в боевых действиях в Южной Осетии * в составе войсковой части 37271 внесена военным комиссаром г. Каменска-Уральского и Каменского района. В пункте 18 «Прохождение военной службы в военное время» содержится запись о службе в войсковой части 66431 с *

          Суд полагает необоснованной позицию истца о нарушении войсковой частью требований заполнения военного билета, установленных Порядком ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 500.

          Как указано выше пункт 12 военного билета подлежит заполнению на основании приказов командира воинской части (начальника учреждения) об участии военнослужащего в боевых действиях на территории других государств, выполнении им служебных обязанностей в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

          Доказательств издания приказов о направлении Иванова С.А. на территорию Южной Осетии для участия в боевых действиях не установлено.

          Архивными справками (л.д. 26, 27 том 1), приказами (л.д. 140, 141 том 1) установлено, что в приказе командира войсковой части 37271 по строевой части № 154 от 04 августа 2008 г. значится о направлении Иванова С.А. в служебную командировку в н.п. Кесатикау * Приказ командира войсковой части 37271 по строевой части № 39 от 03 марта 2009 г. гласит о прибытии истца из служебной командировки г. Цхинвал *

          Прямое указание об участии в боевых действиях на территории других государств, что явилось бы основанием для внесения записи в пункт 12 военного билета, отсутствует.

          Ошибочной является позиция истца об обязанности внесения записи о его службе на территории Южной Осетии в пункт 18 военного билета. В данном пункте указываются сведения о прохождении службы в военное время.

          Военное положение согласно пункту 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» является особым правовым режимом, вводимым на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях Президентом Российской Федерации в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии.

           Исходя из установленных обстоятельств, истец в военное время службы не проходил.

           При изложенном, суд не усматривает виновного бездействия, нарушающего права и интересы истца, со стороны войсковой части 37271.

           Истец заявил требования о возмещении ему убытков, причиненных вследствие неправомерных действий Военного комиссариата Свердловской области, по вине последнего с 2010 г. по 2017 г. не получал денежную выплату, в результате чего ему причинены убытки с учетом сроков исковой давности на сумму 88 998 руб. 22 коп.

           По общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

            По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией.

Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

          В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» к одной из мер социальной поддержки ветеранов отнесены ежемесячные денежные выплаты.

          Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 23.1 указанного Федерального закона право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона.

           В силу пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона № 5-ФЗ ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Ежемесячная денежная выплата осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 г. № 35н.

           Ежемесячная денежная выплата устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату (пункт 4).

           Перечень документов, подтверждающих право на получение ежемесячной денежной выплаты, сроки рассмотрения заявления и вынесения решения Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по результатам рассмотрения заявления установлены Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 г. N 353н.

          Пунктом 21.3 Административного регламента установлено, что для предоставления государственной услуги гражданином в зависимости от отнесения его к определенной категории лиц, имеющих право на получение ЕДВ, в территориальный орган ПФР предъявляются в числе других документов удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий».

          Таким образом, в силу закона назначение ежемесячной денежной выплаты носит заявительный характер, то есть для оформления ее получения гражданин должен обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или по месту пребывания с письменным заявлением и необходимыми документами, подтверждающими право на получение указанной выплаты.

           Суд находит, что виновное бездействие Военного комиссариата Свердловской области привело к невозможности получения удостоверения ветерана боевых действий и, как следствие, лишению права на получение ежемесячной денежной выплате.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Иванова С.А. о признании незаконным бездействия, взыскании убытков, суд приходит к выводу о том, что бездействие Военного комиссариата Свердловской области в лице его отдела по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району, выразившееся в ненадлежащей организации работы по розыску документов, подтверждающих участие Иванова С.А. в период прохождения военной службы в боевых действиях, привело к невозможности своевременного получения им удостоверения ветерана боевых действий и, как следствие, лишению Иванова С.А. права на получение ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.

          С учетом понятия убытков, установленных статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным согласиться с позицией истца, что неполученная им ежемесячная денежная выплата и является таким убытком.

          Истец ограничил сумму убытков размером ежемесячной денежной выплаты за период с апреля 2015 г. по декабрь 2017 г. 88 998 руб. 22 коп. Расчет соответствует закону и арифметически верен.

          Статьёй 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации определены органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за её счёт.

          В соответствии с указанной нормой закона, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

         В силу пункта первого статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

          В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

           Подпунктом первым пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

           Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что в случае причинения вреда гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов при исполнении ими служебных обязанностей его возмещение производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, за счёт соответствующей казны (казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации). При этом обязанность по возмещению вреда, причинённого гражданину или юридическому лицу в порядке главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации, возникает в случае установления вины должностных лиц государственных органов в причинении данного вреда. Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинён вред. Критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.

          Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее также - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации).

          Согласно пункту 1 раздела I названного Положения Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

           В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

           Основные задачи Министерства обороны Российской Федерации определены в пункте 3 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, в их числе: нормативно-правовое регулирование в области обороны; координация и контроль деятельности подведомственных Министерству обороны Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

           Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

           В силу пункта 10 раздела III Положения Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций; представляет в установленном порядке проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий.

           Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет в том числе текущие, расчётные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13 раздела III Положения).

           Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах.

           Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

           Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти, актами федеральных государственных органов и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением (пункт 3 Положения о военных комиссариатах).

           Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4 Положения о военных комиссариатах).

          Основными задачами военных комиссариатов в силу пункта 17 Положения о военных комиссариатах является, в том числе: участие в работе (включая подготовку и направление соответствующих запросов) по розыску архивных документов, подтверждающих участие граждан, уволенных с военной службы, и других граждан в Великой Отечественной войне, боевых действиях, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, а также документов, необходимых для решения вопроса об установлении причинной связи полученных гражданами ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением ими военной службы (подпункт 35); осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39); реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40).

           В пределах предоставленной Министерству обороны Российской Федерации компетенции, в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения, 12 выдачи и учёта удостоверения ветерана боевых действий, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 595 утверждён Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.

          Согласно положениям названного порядка в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется выдача удостоверений ветерана боевых действий лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»; рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий под общим руководством и контролем центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий; организация подготовки документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к заявлению (рапорту) о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, возлагается, в том числе на военных комиссаров по месту постановки граждан на воинский учёт. В случае отсутствия у заявителя необходимых документов, соответствующими должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации организуется работа по розыску указанных документов.

         Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации и его территориальные органы (военные комиссариаты) в силу приведённых правовых норм уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства обороны Российской Федерации и обязаны осуществлять действия, направленные на подготовку документов с целью реализации требований законодательства о выдаче удостоверений.

           При этом Министерство обороны Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него полномочий, в том числе по выдаче удостоверений ветерана боевых действий, несёт ответственность от имени Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности его должностных лиц и территориальных органов, в случае их незаконных действий (бездействия), в том числе в рамках подготовки документов на выдачу удостоверений, если такими действиями (бездействием) физическому или юридическому лицу причинён вред.

           При таких обстоятельствах, определяя лицо, на которое должна быть возложена обязанность по возмещению суммы убытков в виде неполученной Ивановым С.А. ежемесячной денежной выплаты 88 998 руб. 22 коп. в результате бездействия Военного комиссариата Свердловской области, суд считает, что поскольку бездействие, нарушающее права Иванова С.А., допущено территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации, обязанность по возмещению причинённых Иванову С.А. убытков надлежит возложить на Министерство обороны Российской Федерации.

       Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области обязанности признать за Ивановым С.А. право на получение ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий с января 2010 г. по ноябрь 2017 г.

        Как выше указано, обязанность территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по назначению данной категории лиц ежемесячной денежной выплаты возникает со дня обращения гражданина с соответствующим заявлением и предоставления требуемых документов.

       Такое обращение имело место 17 января 2018 г.

       Из объяснений представителя истца следует, что до указанной даты в органы Пенсионного фонда Российской Федерации Иванов С.А. с заявлением о выплате ему ежемесячной денежной выплаты не обращался.

       Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

          Иск Иванова С.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области, Военному комиссариату Свердловской области, Войсковой части 37271 о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, признании незаконным бездействия, взыскании убытков удовлетворить частично.

       Признать незаконным бездействие Военного комиссариата Свердловской области, выразившегося в ненадлежащей организации подготовки документов, необходимых для выдачи Иванову С.А. удостоверения ветерана боевых действий.

       Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Иванова С.А. убытки в сумме 88 998 (восемьдесят восемь тысяч девятьсот девяносто восемь) руб. 22 коп.

        В удовлетворении остальной части требований отказать.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского в месячный срок со дня составления мотивированного решения.

     Мотивированное решение составлено 17 июля 2020 г.

Председательствующий:                                                    С.Л. Мартынюк

2-927/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Иванов Сергей Анатольевич
Ответчики
Министерство финансов Российской Федерации
ГУ УПФ РФ
Военный комиссариат СО
Министерство обороны РФ
Суд
Красногорский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Мартынюк Светлана Леонидовна
Дело на сайте суда
krasnogorsky--svd.sudrf.ru
06.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.05.2020Передача материалов судье
07.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.05.2020Предварительное судебное заседание
10.07.2020Судебное заседание
17.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2021Дело оформлено
19.01.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее