№ 12-24/2017
РЕШЕНИЕ
с. Выльгорт 7 февраля 2017 года
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
судьи Сухопарова В.И.,
при секретаре судебного заседания Козловой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 16 августа 2016 года № 211 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ,
установил:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 16 августа 2016 года № 211 ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено назначение в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Северо-Западный лесной терминал» обратилось в суд с жалобой, в которой указало, что 7.06.2016 в адрес государственного учреждения «Сыктывдинское лесничество» подана лесная декларация для создания объектов лесной инфраструктуры (производственные площадки) в квартале 114 выдел 8, площадью 0,2 га, в квартале 115 выдел 19, площадью 0,2 га, в квартале 142 выдел 3, площадью 0,5 га Пажгинского участкового лесничества. Срок действия декларации с 17.06.2016 по 16.06.2017. Ранее, 30.12.2015 также подавалась лесная декларация в квартале 114 выдел 8, делянка 1, площадью 8,2 га, срок заготовки с 01.01.2015 по 31.12.2015 и лесная декларация от 30.09.2015 в квартале 115 выдела 18, 19, делянка 2, площадью 6,2 га, в квартале 142 выдел 3, делянка 4, площадью 8,9 со сроком заготовки с 10.10.2015 по 9.10.2016. При этом, сведения, указанные в декларациях, по кварталам, выделам, размерам, схемам, местам размещения лесосек, погрузочных и производственных площадок одинаковые. Осмотр мест рубок производился в период действия ленной декларации от 7.06.2016, то есть объем древесины, выявленный при осмотре мест рубок находился на производственных площадках на законных основаниях.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западный лесной терминал» Кирушев Н.В. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе в полном объеме.
Должностное лицо, вынесшее постановление об административном правонарушении – начальник отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старший государственный лесной инспектор Республики Коми Осипов А.И., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с договором аренды лесного участка от 22.04.2008 № 25, заключенному между Комитетом лесов Республики Коми и ООО «Сыктывдинский ЛПК», арендатору передан в аренду лесной участок, площадью 32400 га, в том числе расположенный на территории ГУ «Сысольское лесничество» в кварталах 7, 11-13,16ч, 17ч, 18, 19, 25ч, 26, 27, 28ч, 29-44, 45ч, 46-53ч, 54-64, 67, 68-70ч, 71-74ч, 75-84, 86, 88-96ч, 97-104,111, 114, 124-132ч, 142-146ч, 156, 157, 158-162ч, 163, 164, 188, 189ч, 191, 192ч, 193ч, 194, 196-200, 226ч, 228ч, 232-236, 269-271 Чухлэмского участкового лесничества; 9-14, 23-28 Копсинского участкового лесничества.
Вид использования лесов - заготовка древесины.
Договором от 01 июня 2015 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка № 25 от 22 апреля 2008 года ООО «Сыктывдинский ЛПК» передало свои права и обязанности новому арендатору - ООО «Северо-Западный лесной терминал».
Таким образом, ООО «Северо-западный лесной терминал» является лесопользователем.
30.11.2015 в адрес ГУ «Сыктывдинское лесничество № от ООО «Северо-Западный лесной терминал» поступило ходатайство с просьбой провести досрочный осмотр мест рубок в Пажгинском участковом лесничестве по декларации от 30.09.2015, а именно квартал 115 делянка 2 площадью 6,2 га, квартал 142 делянка 4 площадью 8,9 га.
25.02.2016 в присутствии представителя ООО «Северо-Западный лесной терминал» инженера по лесфонду ООО «Северо-Западный лесной терминал», произведен осмотр мест рубок в квартале 142 делянке 4 и квартале 115 делянке 2, квартале 114 делянке 1. По результатам осмотра составлены акты осмотра мест рубок от 25.02.2016, в соответствии с которыми нарушений не выявлено, окончательный осмотр мест рубок будет произведен в бесснежный период.
17.06.2016 на юридический адрес ООО «Северо-Западный лесной терминал» направлены извещения исх.№426, 428 о необходимости участия 04.07.2016 в осмотре мест рубок в квартале 114 делянка 1, квартале 142 делянка 4, квартале 115 делянка 2 Пажгинского участкового лесничества.
04.07.2016 от юридического лица ООО «Северо-Западный лесной терминал» на осмотр мест рубок явился представитель – инженер по лесфонду. В присутствии представителя ООО «Северо-Западный лесной терминал», произведен осмотр мест рубок в Пажгинском участковом лесничестве квартале 142 делянке 4, квартале 114 делянке 1, квартале 115 делянке 2.
В ходе осмотра лесосек выявлено оставление заготовленной древесины невывезенной в установленный срок в квартале 142 делянке 4-163 куб.м., в том числе сосна 27 куб.м., ель 62 куб.м., береза 71 куб.м., осина 3 куб.м.; квартал 114 деляна 1-62 куб.м., в том числе сосна 6 куб.м., ель 30 куб.м., береза 21 куб.м., осина 5 куб.м.; квартал 115 делянка 2 – 38 куб.м., в том числе сосна 13 куб.м., ель 14 куб.м., береза 7 куб.м., осина 4 куб.м.
По результатам осмотра составлен акт осмотра рубок от 04.07.2016 и ведомости оставления не вывезенной древесины в сортиментах.
То есть выявлено нарушение пп. з п. 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 1.08.2011 № 337 – оставление в квартале 142 делянке 4, квартале 114 делянке 1, квартале 115 делянке 2 Пажгинского участкового лесничества не вывезенной в установленный срок древесины.
За нарушение пп. з п. 13 Правил заготовки древесины в отношении юридического лица ООО «Северо-Западный лесной терминал» 3.08.2016 был составлен протокол № 17-2016/22 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ.
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 16 августа 2016 года № 211 ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено назначение в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей
Согласно ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 настоящего Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 9 ст. 29).
Приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года N 337 утверждены Правила заготовки древесины, которые устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации (далее - Правила).
В силу ч. 1 ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет административное наказание.
В силу подпункта "3" пункта 13 Правил при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Пункт 12 Правил предусматривает, что рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации, или в течение срока, установленного договором купли-продажи лесных насаждений, - в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.
В силу ст. 26 Лесного кодекса РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие, законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, суд обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме, не, ограничиваясь доводами заявителя.
Как следует из материалов дела, договором от 22.04.2008 № 25 Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды обществу ООО «Сыктывдинский ЛПК» передан в аренду лесной участок площадью 32400 го, расположенный на территории ГУ «Сысольское лесничество» с целью заготовки древесины.
Договором от 01.06.2016 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 22.04.2008 № 25 ООО «Сыктывдинский ЛПК» передало свои права и обязанности новому арендатору - ООО «Северо-Западный лесной терминал».
Проведение досрочного осмотра (освидетельствования) мест рубок было инициировано лесопользователем.
Согласно пунктам 6, 7 «Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов» (утв. Приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1983 N 130), освидетельствование мест рубок проводится непосредственно после окончания работ, до перебазирования техники и рабочих на другие объекты в целях своевременного устранения выявленных нарушений и проведения лесохозяйственных мероприятий на вырубках, а также рассредоточения во времени работ по освидетельствованию. При окончании работ ранее установленного в лесной декларации срока, лесопользователь за 10 дней письменно, телеграммой или радиограммой извещает лесничество о сроке окончания работ. В соответствии с пунктом 63 Правил заготовки древесины осмотр (освидетельствование) мест рубок производится после завершения работ по заготовке древесины, но не срока заготовки древесины, предусмотренного лесной декларацией, то есть после фактического окончания работ по заготовке древесины. В этой связи, пункты 6, 7 Указаний не противоречат пункту 63 Правил и, следовательно, на основании статьи 13 Федерального закона «о введении в действие Лесного кодекса РФ» от 04.12.2006 N2 201-ФЗ должны применяться при проведении досрочного осмотра (освидетельствования) мест рубок. Пункт 12 Правил заготовки древесины предусматривает заготовку древесины в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
Таким образом, Правилами устанавливается ограничение максимального срока заготовки древесины (при отсутствии неблагоприятных погодных условий). В свою очередь, пункт 12 Правил, в совокупности с пунктом 63 Правил, не предусматривает ограничение минимального срока заготовки древесины. Следовательно, работы по заготовке древесины могут быть завершены досрочно. Срок приведения места рубки в соответствии с требованиями закона приведенная норма не содержит. Своим обращением арендатор подтвердил фактическое окончание работ по заготовке древесины на указанном лесном участке, в противном случае, если заготовка древесины не была бы окончена, ООО «Северо - Западный лесной терминал» не осуществлял бы сдачу делянки. Тем самым, Арендатор добровольно отказался от предоставленного ему законодательством права осуществлять работы по заготовке древесины в течение 12 месяцев. Следовательно, неправомерно распространять срок действия лесной декларации на осуществление работ по заготовке древесины после проведения досрочного осмотра (освидетельствования) мест рубок, инициированного лесопользователем.
Таким образом, суд приходит к выводу, что юридическим лицом ООО «Северо-Западный лесной терминал» допущено использование лесов с нарушением п. 13 «з» Правил заготовки древесины в лесах, выразившееся в оставлении не вывезенной в установленный срок заготовленной древесины в квартале 142 делянка 4 - 163 куб.м., в т.ч. сосна 27 куб.м., ель 62 куб.м., береза 71 куб.м., осина 3 куб.м.; квартал 114 делянка 1 - 62 куб.м., в т.ч. сосна 6 куб.м., ель 30 куб.м., береза 21 куб.м., осина 5 куб.м.; квартал 115 делянка 2 - 38 куб.м., в т.ч. сосна 13 куб.м., ель 14 куб.м., береза 7 куб.м., осина 4 куб.м..
В соответствии с ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Таким образом, исследовав имеющиеся по делу доказательства и дав им надлежащую оценку, должностное лицо обоснованно признало ООО «Северо-Западный лесной терминал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, им полно и объективно исследованы, верно, установлены фактические обстоятельства дела, все представленные доказательства исследованы и оценены в соответствии с положениями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доказательств, опровергающих выводы о виновности ООО «Северо-Западный лесной терминал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суду не представлено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенного по настоящему делу постановления, допущено не было.
Вместе с тем суд не может согласиться с назначенным ООО «Северо-Западный лесной терминал» наказанием в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей по следующим основаниям.
При разрешении административного дела по существу, следует принимать во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в его Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, о том, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, допущенного ООО «Северо-Западный лесной терминал», установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что назначенное оспариваемым постановлением наказание является чрезмерным и не отвечает целям и общим принципам назначения наказания, в связи с чем в этой части постановление подлежит изменению, с назначением наказания в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. 30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 16 августа 2016 года № 211 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ изменить в части назначенного ООО «Северо-Западный лесной терминал» административного наказания, определив административное наказание ООО «Северо-Западный лесной терминал» по ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.И. Сухопаров