63RS0043-01-2021-004561-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2021 года город Самара
Красноглинский районный суд г. Самары в составе председательствующего Волкова М.В.,
при секретаре судебного заседания Громовой А.А.,
с участием административного истца Языкиной О.С., ее представителя <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2385/2021 по административному иску Языкиной О. С. к администрации г.о. Самара, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Языкина О.С. обратилась в Красноглинский районный суд г. Самары с названным административным иском, указав, что на протяжении двух лет, 2020 - 2021 обращалась в администрацию городского округа Самара, в администрацию Красноглинского внутригородского района г.о. Самара, в Департамент городского хозяйства и экологии с жалобами на ненадлежащее состояние дорожного покрытия, необходимость проведения аварийного ремонта дорог расположенных по адресу: <адрес> в границах <адрес>, (номерные улицы),, а также <адрес>, которые до настоящего времени находятся в ненадлежащем состоянии, имеют просадки, выбоины, иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств, что нарушает права административного истца как пользователя данных дорог, содержание которых должна осуществлять администрация г.о. Самара.
На основании чего Языкина О.С. просила суд признать незаконным бездействие администрации городского округа Самара, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию участков автомобильных дорог по адресу: <адрес> в границах <адрес>, (номерные улицы), а также <адрес>.
Обязать администрацию г.о. Самара определить состав и виды дорожных работ на автомобильных дорогах по адресу: <адрес> в границах <адрес>, (номерные улицы), а также <адрес>, после чего организовать на указанных автомобильных дорогах проведение установленного вида ремонта с целью приведения дорожного покрытия в соответствие с нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог.
Представители администрации г.о. Самара, администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара, департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, явку представителей не обеспечили, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
В силу статьи 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представители администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара, УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области в письменных ходатайствах просили суд рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Языкина О.С., ее представитель <данные изъяты>. по доверенности от <дата> в суде административные исковые требования поддержали, просили суд удовлетворить их в полном объеме.
Заслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах административного дела, представленные сторонами и полученные судом доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ст. 3 данного Федерального закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в п. 2 ст. 12 которого указано, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а также соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на органы исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Нормативным документом, устанавливающим требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог является ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, ГОСТ Р 52766- 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный и введенный в действие Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст, которые признаны национальными стандартами.
Пунктами 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, установлены предельно допустимые повреждения покрытия, сроки их ликвидации, а также предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п.
Из положений ч. 10 ст. 22 Федерального закона № 257 от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно- скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Как следует из ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов административного дела усматривается, что административный истец Языкина О.С. проживает и работает в районе расположения участков автомобильных дорог, в отношении которых заявлены исковые требования, пользуется данными автодорогами, которые находятся в ненадлежащем состоянии. Языкина О.С. и другие жители <адрес> обращалась с жалобами на неудовлетворительное состояние дорожного покрытия по адресу: <адрес> в границах <адрес>, (номерные улицы), а также <адрес>.
Письмом от <дата> № Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара сообщил Языкиной О.С., что в настоящее время Правительством РФ разрабатывается программа по ремонту дорог в частном секторе. В министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области направлен перечень объектов, требующих ремонта, в который вошли адреса, указанные в обращении Языкиной О.С. для принятия решения в их ремонте.
Письмом от <дата> № Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара сообщил Языкиной О.С., что в настоящее время Правительством РФ разрабатывается программа по ремонту дорог в частном секторе. В министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области направлен перечень объектов, требующих ремонта, в который вошли адреса, указанные в обращении Языкиной О.С. для принятия решения в их ремонте.
Письмом Администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от <дата> № сообщила, что в настоящее время, выполнение работ по обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог в <адрес> в границах <адрес>, (номерные улицы), а также <адрес> осуществляет МП г.о. «Благоустройство» в рамках муниципального контракта, заключённого с Департаментом.
До настоящего времени ремонт дорожного покрытия не произведен, что подтверждается сообщением У МВД России по г. Самаре от <дата> № согласно которому <дата> в адрес администрации г.о. Самара направлено представление с требованием организовать мероприятия по приведению проезжей части рассматриваемых дорог в соответствии с требованиями ГОСТа, а <дата> в отношении администрации г.о. Самара составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1.1. Положения о Департаменте благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самары от 10.03.2011 № 69 Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара является отраслевым (функциональным) органом администрации г.о. Самара и осуществляет свои полномочия в сфере благоустройства и экологии, наружной рекламы.
Согласно п. 3.1 Положения Департамент осуществляет от лица городского округа Самара функцию заказчика по проектированию, реконструкции (за исключением реконструкции объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог местного значения), капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы, проезды в границах городского округа Самара, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, фонтаны, подземные переходы, стационарные и мобильные туалеты и другие объекты), природоохранных объектов и мероприятий экологической направленности, а также по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в отрасли благоустройства и экологии.
Согласно п. 3.13, Департамент осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара.
При таких обстоятельствах, обязанность по проведению ремонта проезжей части улиц и приведению дорожного покрытия в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 лежит на администрации г.о. Самара.
Факт ненадлежащего содержание улично-дорожной сети г. Самары на указанных в административном иске участках улиц: <адрес> в границах <адрес>, (номерные улицы), а также <адрес> подтверждается представленными в дело доказательствами.
Администрация г.о. Самара не представила суду доказательства приведения дорожного покрытия на указанных улицах в соответствии с нормативными требованиями.
В связи с чем, административный иск Языкиной О.С. является обоснованным и подлежит удовлетворению, так как администрация г.о. Самара допускает противоправное бездействие по ненадлежащему содержанию улично-дорожной сети г. Самары на участках улиц: <адрес> в границах <адрес>, (номерные улицы), а также <адрес>, что нарушает права административного истца, как пользователя дорог.
При таких обстоятельствах суд признает незаконным бездействие администрации городского округа Самара, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию участков автомобильных дорог по адресу: <адрес> в границах <адрес>, (номерные улицы), а также <адрес>.
В целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, преодоления препятствий к их осуществлению, суд возлагает на администрацию г.о. Самара обязанность определить состав и виды дорожных работ на автомобильных дорогах по адресу: <адрес> в границах <адрес>, (номерные улицы), а также <адрес>, после чего организовать на указанных автомобильных дорогах проведение установленного вида ремонта с целью приведения дорожного покрытия в соответствие с нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ суд взыскивает с администрации г.о. Самара в пользу Языкиной О.С. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Языкиной О. С. к администрации г.о. Самара, о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа Самара, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию участков автомобильных дорог по адресу: <адрес> в границах <адрес>, (номерные улицы), а также <адрес>.
Возложить на административного ответчика администрацию г.о. Самара обязанность определить состав и виды дорожных работ на автомобильных дорогах по адресу: <адрес> в границах <адрес>, (номерные улицы), а также <адрес>, после чего организовать на указанных автомобильных дорогах проведение установленного вида ремонта с целью приведения дорожного покрытия в соответствие с нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог.
Взыскать с администрации г.о. Самара в пользу Языкиной О. С. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Волков
Мотивированное решение изготовлено 27.10.2021 года.