ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-9465/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 19 мая 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Шефер И.А., Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3752/2019; УИД 38RS0032-01-2019-003914-18 по иску Подольской Светланы Геннадьевны к Департаменту здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации города Иркутска, Администрации города Иркутска, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании действий при расчете производимого начисления размера субсидии незаконными, обязании произвести расчёт субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
по кассационной жалобе Департамента здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации города Иркутска на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 15 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 января 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Подольская С.Г. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации города Иркутска, Администрации города Иркутска, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании действий при расчёте производимого начисления размера субсидии незаконными, обязании произвести расчёт субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование искового заявления Подольская С.Г. указала, что в ДД.ММ.ГГГГ стала собственницей однокомнатной квартиры в г. Иркутске. Получив первый счёт на оплату ЖКУ за июнь и оплатив его, в начале июля 2019 года, приложив все необходимые документы, обратилась с заявлением о предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения. 2 июля 2019 г. сектором жилищных компенсаций по Свердловскому округу Администрации г. Иркутска издан приказ № о предоставлении субсидии сроком на 6 месяцев с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. Также она получила предварительный расчёт размера субсидии №, сделанный помесячно, в соответствии с размерами региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2019 год. Данный стандарт утверждён Постановлением Правительства Иркутской области № 361-пп от 6 мая 2019 г. Изучив расчёт, обнаружила, что предварительный размер полученной за 6 месяцев субсидии составит 7 138, 86 руб., в то время как её фактические расходы на оплату ЖКУ за этот период будут в 2 раза больше. Она произвела расчёт субсидии самостоятельно, размер субсидии за вышеназванный период составил 14 227, 31 руб. На обращение по вопросу размера субсидии получила разъяснения, что размер субсидии действительно рассчитывается по стандартам и в её случае составляет 14 227, 31 руб., но затем действует ограничение. Происходит сравнение размера начисленной субсидии с фактическими расходами на оплату ЖКУ за месяц, предшествующий месяцу обращения, на основании статьи 8 Постановления № 761. В её случае учитывалась оплата расходов за ЖКУ на июнь 2019 года. Однако полагает, что в данном случае сравнение суммы предоставленной субсидии с фактическими расходами должно произойти в июле 2020 года.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 12 сентября 2019 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечён Департамент здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации города Иркутска.
Подольская С.Г. просила суд признать действия Администрации г. Иркутска, Департамента здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации города Иркутска, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, при расчёте производимого ей начисления размера субсидии незаконными; обязать Администрацию г. Иркутска, Департамент здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации города Иркутска, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области произвести расчёт субсидии, руководствуясь региональными стандартами стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональными стандартами нормативной площади жилого помещения, региональными стандартами максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; запретить ответчикам вводить ограничения размера субсидии путём сравнения её с фактическими расходами на оплату ЖКУ за месяц, предшествующий месяцу обращения за субсидией; обязать Администрацию г. Иркутска, Департамент здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации города Иркутска, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области при сравнении размера начисленной субсидии с фактическими затратами на оплату ЖКУ руководствоваться п.п. 27, 27.1 Постановления Правительства Российской Федерации № 761 от 14 декабря 2005 г.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 15 октября 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 января 2020 г. исковые требования удовлетворены частично. Действия Департамента здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации города Иркутска при расчёте Подольской С.Г. размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по сравнению размера предоставляемой субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесёнными за месяц, предшествующий месяцу обращения за предоставлением субсидии признаны незаконными. На Департамент здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации города Иркутска возложена обязанность произвести расчёт размера предоставляемой Подольской С.Г. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 27, п. 27.1 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761.
В удовлетворении остальной части исковых требований Подольской С.Г. отказано.
В поданной Департаментом здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации города Иркутска кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения Кировского районного суда г. Иркутска от 15 октября 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 января 2020 г., как незаконных.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 1 июля 2019 г. Подольская С.Г. обратилась с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Приказом Департамента здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации города Иркутска от 2 июля 2019 г. № Подольской С.Г., предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сроком на 6 месяцев с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года (п. 1 приказа). Пунктом 2 приказа определено производить выплату субсидии в размере, рассчитанном в соответствии с величиной прожиточного минимума по Иркутской области, размерами регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленными на месяц выплаты.
Согласно расчёту № о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 2 июля 2019 г. Департаментом здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации города Иркутска произведён Подольской С.Г. расчёт субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г., размер субсидии составил: на 1 июля 2019 г., 1 августа 2019 г. - 1 067,78 руб., на 1 сентября 2019 г., 1 октября 2019 г., 1 ноября 2019 г., 1 декабря 2019 г.- 1 250,70 руб.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 4 части 2, частями 3-7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Пунктами 2, 3, 6, 8, 20, 21, 43 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761, положениями статьи 2, части 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 4 марта 2009 г. № 5-оз «О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области», постановлением Правительства Иркутской области от 6 мая 2019 г. № 361-пп, пришёл к выводу, что сравнение получаемой субсидии с фактическими затратами должно производиться после предоставления указанной меры социальной поддержки, суммарно за 2 срока предоставления субсидий подряд по окончании второго срока предоставления субсидий, в течение которого заканчивается отопительный период, при этом зависимость размера субсидии от суммы начислений за жилищно-коммунальные услуги за последний месяц перед подачей заявления о предоставлении субсидии действующим законодательством не установлена. Право уполномоченного органа определить фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заранее, на момент расчёта субсидии путём установления их тождественности фактическим начислениям за жилищно- коммунальные услуги за последний месяц перед обращением гражданина за субсидией Правилами не предусмотрено.
Судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, согласилась с данными выводами суда.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемых судебных постановлениях обоснованы, мотивированы со ссылкой на представленные доказательства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Полученные судами сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценены судами в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, признаны достаточными и достоверными.
Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила).
Пунктом 41 названных Правил определено, что субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
Согласно пункту 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Порядок определения размера субсидии урегулирован разделом IV Правил. Данный раздел содержит ряд формул, по которым уполномоченный орган должен производить расчёт. Применение той или иной формулы зависит от соотношения дохода семьи и прожиточного минимума, при этом в каждом случае размер субсидии рассчитывается исходя из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности, количества лиц, входящих в состав семьи заявителя; регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и совокупного дохода семьи.
С учётом изложенных положений Правил зависимость размера субсидии от суммы начислений за жилищно-коммунальные услуги за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц нормативно не установлена.
В пункте 27 Правил установлено, что размер субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Вместе с тем, данный пункт устанавливает и порядок определения таких фактических расходов - на получателя субсидии возложена обязанность не позднее 10 рабочих дней с даты истечения срока предоставления субсидии (по истечению 6 месяцев) представить уполномоченному органу документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесённые в течение срока получения последней субсидии.
В случае, если размер субсидии превысил фактические расходы, производится возврат средств в размере превышения.
Следовательно, право уполномоченного органа определить фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заранее, на момент расчёта субсидии путём установления их тождественности фактическим начислениям за жилищно-коммунальные услуги за последний месяц перед обращением гражданина за субсидией Правилами не предусмотрено.
Установив, что рассчитанный Департаментом здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Админиистрации г. Иркутска и предоставленной Подольской С.Г. субсидии на период сентябрь-декабрь 2019 г. определён ответчиком в размере 1250, 70 руб. по фактическим расходам Подольской С.Г. на оплату жилищно-коммунальных услуг за июнь 2019 г., то есть за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и нормы материального права, подлежащие применению, пришёл к правомерному выводу, что действия Департамента здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации города Иркутска при расчёте Подольской С.Г. размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по сравнению размера предоставляемой субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесёнными за месяц, предшествующий месяцу обращения за предоставлением субсидии, являются незаконными. В связи с чем, в целях восстановления нарушенного права Подольской С.Г. на получение субсидии в предусмотренном законом размере, пришёл к правильному выводу о возложении на Департамент здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации города Иркутска обязанности произвести расчёт размера предоставляемой Подольской С.Г. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 27, п. 27(1) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, которые получили правовую оценку в решении суда и апелляционном определении, и по существу направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов судебных инстанций, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемых решения суда и апелляционного определения.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 15 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 января 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалоба Департамента здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации города Иркутска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи