дело № 2-1396/15
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 августа 2015 г. Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего – судьи Ждановой Е.С.,
при секретаре Прошкович Ю.В.,
с участием представителя заявителя Быковой Е.Г.,
представителя заинтересованного лица Франчук Л.В.,
заинтересованного лица Соколовской Е.В., представителя заинтересованного лица Рыбалевской С.Н.,
прокурора Пустовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Павлюка В.В. об отмене решения о регистрации кандидата,
установил:
Павлюк В.В. обратился с заявлением об отмене решения Окружной избирательной комиссии по Корниловскому одномандатному избирательному округу (номер) (далее по тексту Избирательная комиссия, комиссия) о регистрации Соколовской Е.В. кандидатом в депутаты (адрес) шестого созыва по (адрес) одномандатному избирательному округу (номер).
В обоснование заявленного требования Павлюк В.В. указал, что он зарегистрирован (дата) Избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты (адрес) шестого созыва по Корниловскому одномандатному избирательному округу № 10. (дата) комиссией было принято решение о регистрации Соколовской Е.В. по тому же избирательному округу. В соответствии с требованиями ст.33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» (далее по тексту Закон Томской области № 29-ОЗ) регистрация кандидатов осуществляется комиссией при наличии необходимых документов в т.ч. подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата. Согласно п.1 ст.32 Закона Томской области № 29-ОЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. В случае нарушения данного требования, все подписные листы признаются недействительными. В соответствии со ст.49 Закона Томской области № 29-ОЗ для финансирования избирательной компании кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды, на основании документа, выдаваемого избирательной комиссией, кандидат открывает специальный избирательный счет. При этом кандидат может поручить открыть специальный избирательный счет своему уполномоченному представителю по финансовым вопросам, зарегистрированному соответствующей избирательной комиссией. (дата) Избирательной комиссией получено заявление о согласии Г.О.М. быть уполномоченным по финансовым вопросам кандидата Соколовской Е.В. Для приобретения статуса уполномоченного Г.О.М. должна была пройти обязательную регистрацию Избирательной комиссии. Решение комиссии о регистрации Г.О.М. было вынесено 31.07.2015. До этого момента Г.О.М. не была вправе открывать специальный избирательный счет Соколовской Е.В., поскольку не имела обязательного правового статуса для совершения юридических значимых действий в рамках избирательной копании. Однако (дата) на основании доверенности, выданной (дата) Г.О.М., был открыт счет в Сбербанке РФ. Данный счет не имеет правового статуса избирательного, как открытый неуполномоченным лицом. Расходы по оплате подписных листов с указанного счета не могли производиться ни кандидатом, ни уполномоченным представителем. Таким образом, ни Соколовская Е.В., ни Г.О.М. не были вправе пользоваться средствами указанного счета для оплаты изготовления подписных листов. Подписные листы Соколовской Е.В. изготовлены с нарушением требования п.1 ст.32 Закона Томской области № 29-ОЗ, в связи с чем, в соответствии с п.п. «и» п.8 ст.33 Закона Томской области № 29-ОЗ все подписи в подписных листах изготовленных не за счет средств избирательного фонда должны быть признаны недействительными. Согласно п.п. «в» п.18 ст.33 Закона Томской области № 29-ОЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с федеральным законом, настоящим законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Заявитель Павлюк В.В. в судебное заседание, будучи надлежащим образом, извещенный о времени и месте его проведения не явился. На основании ч.1 ст.260.1 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Представитель заявителя Быкова Е.Г., действующая на основании доверенности от 13.08.2015 требование поддержала по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно указала, что до обращения в суд кандидат Павлюк В.В. дважды подавал в Избирательную комиссию заявления, где указывал на нарушения законодательства, однако соответствующих мер принято не было.
Представитель Окружной избирательной комиссии по (адрес) одномандатному избирательному округу (номер) – председатель территориальной избирательной комиссии (адрес) Франчук Л.В. требования не признала. Указала, что нарушений законодательства при открытии избирательного счета уполномоченным представителем кандидата в депутаты при наличии соответствующей нотариальной доверенности в отсутствие решения комиссии о регистрации уполномоченного представителя не имеется. Избирательный счет Соколовской Е.В. был открыт в Сберегательном Банке РФ уполномоченным представителем кандидата в депутаты Г.О.В. в соответствии с положениями п.6 Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, открываемых для образования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, учета средств избирательных фондов и отчетности по этим средствам при проведении муниципальных выборов в (адрес). При этом обратила внимание на то, что Соколовская Е.В. на основании ч.2 ст. 49 Закона Томской области № 29-ОЗ имела право не создавать избирательного фонда, что свидетельствует о несущественном характере рассматриваемого нарушения избирательного законодательства, в случае если суд установит, что такое нарушение имеет место быть. Условия создания кандидатами избирательных фондов относятся к порядку реализации избирательных прав и не затрагивают существо и содержание избирательных прав, в связи с чем, рассматриваемое нарушение является также и формальным. Кроме того, поскольку в заявлении Павлюка В.В. не указано в чем заключается нарушение его избирательных прав, то в принятии этого заявления судом должно быть отказано на основании п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ в соответствии с п.20 постановления Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Заинтересованное лицо Соколовская Е.В., ее представитель Рыбалевская С.Н., действующая на основании доверенности от 18.08.2015 просили в удовлетворении требований Павлюку В.В. отказать, сославшись на то, что Соколовская Е.В. не была уведомлена Избирательной комиссией о необходимости регистрации уполномоченного представителя, деятельность которого избирательным законодательством не регламентирована. Полагают, что наличие нотариальной доверенности, в которой определены соответствующие полномочия, является достаточным для открытия избирательного счета уполномоченным представителем. В случае принятия решения об отмене регистрации кандидата будут нарушены избирательные права граждан, поддержавших кандидатуру Соколовской Е.В. на выборах.
Выслушав мнение сторон, заключение прокурора, полагавшего, что требование подлежит удовлетворение, суд приходи к следующему.
Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Пунктом 1 ст.11 ФЗ от (дата) N 67- ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, что законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
В соответствии ч. 1 ст. 75 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. В силу п. 6 ст. 76 названного Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В п. 24 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены, в частности следующие основания для отказа в регистрации кандидата: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2"); не создание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата (подпункт "ж").
Аналогичные основания отказа в регистрации кандидата перечислены в подпунктах «в», «в.1», «в.2», «ж» пункта 18 статьи (адрес) от (дата) № 29-ОЗ (ред. от 15.05.2015) "О муниципальных выборах в (адрес)".
Решением думы (адрес) от (дата) (номер) назначены выборы депутатов (адрес) шестого созыва на 13.09.2015.
Соколовская Е.В. (дата) подала в Окружную избирательную комиссию по Корниловскому одномандатному избирательному округу (номер) заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты (адрес) с предоставлением пакета документов.
Решением от (дата) (номер) Окружной избирательной комиссии по Корниловскому одномандатному избирательному округу (номер) Соколовская Е.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты (адрес) шестого созыва по Корниловскому одномандатному избирательному округу (номер) в порядке самовыдвижения.
Павлюк В.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты (адрес) шестого созыва по Корниловскому одномандатному избирательному округу (номер) 06.08.2015
Заявителем заявлено о том, что представленные Соколовской Е.В. документы для регистрации кандидатом в депутаты (адрес) не отвечают требованиям действующего законодательства, а именно подписные листы изготовлены не за счет избирательного фонда.
В соответствии со ст. 58 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При этом кандидаты вправе, а в случаях, установленных законом, обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
В силу п. 11 ст. 58 названного Федерального закона все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа.
В соответствии с частью 4 статьи 49 Закона Томской области № 29-ОЗ кандидат открывает специальный избирательный счет на основании документа, выдаваемого в течение двух дней после получения соответствующей избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата. Кандидат, может в установленном порядке поручить открыть специальный избирательный счет своему уполномоченному представителю по финансовым вопросам, зарегистрированному соответствующей избирательной комиссией, и предоставить ему право распоряжаться средствами, находящимися на указанном счете.
В силу п. «и» ч.11 ст.20 Закона Томской области N 29-ОЗ избирательная комиссия регистрирует уполномоченных представителей избирательных объединений, в том числе и по финансовым вопросам.
В соответствии со ст.49 указанного Закона кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной компании после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
В ходе судебного разбирательства судом установлены следующие обстоятельства.
(дата) в Окружную избирательную комиссию по (адрес) одномандатному избирательному округу (номер) от Соколовской Е.В. представлено заявление о назначении своим уполномоченным представителем по финансовым вопросам Г.О.М., а также заявление Г.О.М. о согласии быть уполномоченным представителем кандидата Соколовской Е.В. по финансовым вопросам.
(дата) Соколовской Е.В. выдана доверенность (бланк (номер) ) Г.О.М. быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам, связанным с участием Соколовской Е.В. в выборах (адрес) шестого созыва и совершать все необходимые действия в пределах указанных в доверенности полномочий.
(дата) между СБ и уполномоченным представителем Г.О.М. заключен договор, предметом которого является открытие и ведение банком специального избирательного счета кандидата для формирования его избирательного фонда.
(дата) на специальный избирательный счет кандидата Соколовской Е.В. поступили и сняты денежные средства для изготовления подписных бланков кандидата Соколовской Е.В., что следует из платежного поручения (номер) от (дата).
Подписные листы Соколовской Е.В. с подписями в пользу кандидата собраны 30.07.2015.
Решением Окружной избирательной комиссии по (адрес) одномандатному избирательному округу (номер) от (дата) (номер) Г.О.М. зарегистрирована уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата в депутаты (адрес) Соколовской Е.В.
Таким образом, судом установлено, что специальный избирательный счет кандидата Соколовской Е.В., был открыт Г.О.М. в отсутствие решения Избирательной комиссии о регистрации Г.О.М. в качестве уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Подписные листы изготовлены за счет денежных средств, снятых Соколовской Е.В. со специального избирательного счета, открытого не уполномоченным лицом.
При таких обстоятельствах на момент регистрации Соколовской Е.В. кандидатом на должность в депутаты (адрес) ее избирательный фонд создан неуполномоченным лицом, что является основанием для признания данного фонда не созданным.
В соответствии с подпунктом "и" п. 6.4 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 статьи 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Аналогичное требование содержится в пункте 1 статьи 32 Закона Томской области N 29-ОЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 марта 2012 г. N 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Требование соблюдения законов, в том числе при изготовлении подписных листов, является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан.
Изготовление подписных листов не за счет средств избирательного фонда не соответствует требованиям, предъявляемым к порядку изготовления подписных листов, и в силу подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" влечет недействительность подписей избирателей.
Согласно ч.11 ст.20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение комиссии, противоречащее закону подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
В соответствии с п. «в» ч. 24 ст.38 указанного Закона основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Таким образом, принимая во внимание, что представленные Соколовской Е.В. документы для регистрации не отвечают требованиям избирательного законодательства, решение Избирательной комиссии о регистрации Соколовской Е.В. кандидатом в депутаты (адрес) подлежит отмене.
По вышеизложенным основаниям суд не может согласиться с доводами представителя Избирательной комиссии о том, что условия создания кандидатами избирательных фондов, закрепленные законодательством относятся к порядку реализации избирательных прав и не затрагивают существо и содержание избирательных прав, в связи с чем, рассматриваемое нарушение не является существенным и носит формальный характер.
Рассматривая доводы представителя Избирательной комиссии о том, что специальный избирательный счет кандидата Соколовской Е.В. открыт без нарушений и в соответствии с п.6 Инструкцией о порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, суд исходит из следующего.
В соответствии с п.12 ст. 58 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч.4 ст.46 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области». Избирательная комиссия постановлением № 51/412 от 26.05.2015 утвердила Инструкцию о порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, открываемых для образования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, учета средств избирательных фондов и отчетности по этим средствам при проведении муниципальных выборов в Томской области (далее по тексту Инструкция).
Согласно п.2 Инструкции все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам.
Открытие специального избирательного счета кандидата осуществляется незамедлительно после представления кандидатом (уполномоченным представителем по финансовым вопросам) в филиал Сберегательного Банка РФ (иную кредитную организацию) следующих документов в т.ч. нотариально удостоверенной доверенности уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата (в случае его назначения); решение избирательной комиссии о регистрации уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата (в случае его назначения) (п.3 Инструкции).
Исходя из п. 6 Инструкции кандидат вправе, а избирательные объединения обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам; уполномоченный представитель по нотариально оформленной доверенности открывает специальный избирательный счет и получает право распоряжаться находящимися на нем средствами.
Таким образом, вышеприведенные положения Инструкции устанавливают обязанность при открытии специального избирательного счета уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата предъявление как нотариально удостоверенной доверенности уполномоченным представителем по финансовым вопросам, так и решение Избирательной комиссии о регистрации уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата.
Положения п. 6 Инструкции регламентирует содержание нотариально оформленной доверенности на уполномоченного представителя по финансовым вопросам и его права по ведению специального избирательного счета, при этом содержание указанного пункта не свидетельствуют о праве уполномоченного представителя на основании предъявленной доверенности, без решения об его регистрации открывать специальные избирательные счета, на что указано представителем заинтересованного лица.
По данным основаниям суд находит несостоятельным и довод заинтересованного лица Соколовской Е.В. о том, что в рассматриваемом случае Г.О.М. была наделена полномочиями представителя по финансовым вопросам в день выдачи соответствующей нотариальной доверенности и в связи с чем она имела право на открытие счета.
Согласно ч.1 ст. 260 ГПК РФ заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме подается в суд, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме.
Из заявления Павлюка В.В. следует, что основанием, для предъявления заявленного требование является нарушение избирательного законодательства, регламентирующего порядок финансирования подписных листов. Исходя из указанного судом не может быть принята во внимание позиция заинтересованного лица - представителя избирательной комиссии о том, что оспариваемое решение не нарушает избирательное право заявителя. Оснований для отказа принятия заявления Павлюка В.В. у суда не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-197 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
заявление Павлюка В.В. об отмене решения о регистрации кандидата удовлетворить.
Решение Окружной избирательной комиссии по Корниловскому одномандатному избирательному округу (номер) о регистрации Соколовской Е.В. кандидатом в депутаты (адрес) шестого созыва по Корниловскому одномандатному избирательному округу (номер) отменить.
Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения.
Судья Е.С. Жданова
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.