2-1049/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2012 г. г. Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Жукова К.М.,
при секретаре Ануфриевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ращепкина А. В. к Сибирскому филиалу Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», ФГКУ «Специализированное управление ФПС № МЧС России» о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в программу на выдачу государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Ращепкин А.В. обратился в суд с иском к Сибирскому филиалу ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», ФГКУ «Специализированное управление ФПС № МЧС России» о признании права на получение государственного жилищного сертификата по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы и обязании Сибирского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» включить его в программу на выдачу государственного жилищного сертификата». Требования мотивировал тем, что он является старшим прапорщиком внутренней службы, которую проходит с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время в должности старшего водителя в ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» в г.Зеленогорске. Ранее он проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч полевая почта 68592 МНР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 52411 <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 12653 <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 25920 г.Зеленогорска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 35588 <адрес>, откуда был уволен по истечении срока контракта. Общая продолжительность военной службы Ращепкина А.В. в Вооруженных силах РФ в календарном исчислении составляет 15 лет 4 месяца 14 дней, службы в ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» 5 лет 5 месяцев 28 дней, общий срок службы 20 лет 10 месяцев 28 дней.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом на имя председателя ЖБК ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях. Рапорт был рассмотрен на заседании жилищно-бытовой комиссии ДД.ММ.ГГГГ, где было принято решение о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилье с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Ращепкин А.В. обратился с заявлением в Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Решением постоянно действующей комиссии по учету военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и обеспечению их жилыми помещениями ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Сибирский филиал от ДД.ММ.ГГГГ Ращепкину А.В. отказано во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, поскольку он стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Ращепкин А.В. считает, что он правомерно состоял на учете в качестве нуждающихся в жилье по месту работы, выработал необходимый стаж службы в должностях, позволяющих участвовать в подпрограмме на получение жилищного сертификата.
В судебном заседании истец Ращепкин А.В. и его представитель Шумков В.А. исковые требования поддержали в полном объеме, подтвердили вышеизложенные обстоятельства.
В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Специализированное управление ФПС № МЧС России» Тарасова Е.О. не возражала против удовлетворения исковых требований Ращепкина А.В., при этом пояснила, что не является надлежащим ответчиком по данному делу.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие. В возражениях поданных в суд ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска Ращепкину А.В. отказать в полном объеме, указав, что сотрудники ФПС, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 5 и пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания по договорам социального найма, в т.ч. право на улучшение жилищных условий за счет социальных выплат по государственным жилищным сертификатам. Сотрудники ФПС, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания по месту прохождения службы в населенном пункте, в соответствии со статьей 93 и пунктом 2 статьи 99 ЖК РФ имеют право на обеспечение служебными жилыми помещениями. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выдача сертификатов осуществляется в отношении тех сотрудников ГПС МЧС России, перед которыми обязанность государства по обеспечению жильем возникла до ДД.ММ.ГГГГ После ДД.ММ.ГГГГ уполномоченные Территориальные органы вправе ставить сотрудников федеральной противопожарной ГПС МЧС России на учет нуждающихся в получении жилых помещений и нуждающихся в улучшении жилых помещений исключительно на условиях найма служебного жилого помещения. Согласно протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ №, Ращепкин А.В. был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) с даты подачи рапорта ДД.ММ.ГГГГ. ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» считает, что право Ращепкина А.В. на включение в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы» не нарушило и не могло нарушить, поскольку у ответчика отсутствует установленная законом обязанность включить истца в число участников подпрограммы.
Суд, заслушав истца, представителей сторон, исследовав представленные доказательства, полагает исковые требования Ращепкина А.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу требований ст. 9 ГК РФ, граждане осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав. Посредством предусмотренных законом способов защиты гражданских прав производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
В соответствии с п.5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Правила), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно п.6 Правил, в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п.5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
Согласно п.7 указанных Правил, из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте «а» пункта 5 настоящих правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, указанным в абзацах девятом и десятом этого подпункта.
Применительно к подпрограмме членами семьи граждан - участника подпрограммы признаются (в числе других лиц) постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина.
В соответствии с п.9 Правил, сотрудники ГПС Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении
ими предельного возраста пребывания на военной службе, приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы.
Согласно п. 10 правил, в общую продолжительность военной службы включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренним дел РФ, в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
В силу п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п.5 настоящих правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению №, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № (1) с приложением требуемых документов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ращепкин А.В. является старшим прапорщиком внутренней службы, которую проходит с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время в должности старшего водителя в ФГКУ « Специальное управление ФПС № МЧС России» в г.Зеленогорске. Ранее он проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч полевая почта 68592 МНР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 52411 <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 12653 <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 25920 г.Зеленогорска с ДД.ММ.ГГГГ по 24. 08.2006 г. в в/ч 35588 <адрес>, откуда был уволен по истечении срока контракта. Общая продолжительность военной службы Ращепкина А.В. в Вооруженных силах РФ в календарном исчислении составляет 15 лет 4 месяца 14 дней, службы в ФГКУ « Специальное управление ФПС № МЧС России» 5 лет 5 месяцев 28 дней, общий срок службы 20 лет 10 месяцев 28 дней. Данный факт сторонами в судебном заседании не оспаривался.
Как установлено в судебном заседании, Ращепкин А.В. со своей семьей проживает на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в квартире, расположенной по адресу: г.Зеленогорск <адрес>, которая принадлежит на праве собственности Оружило Т.И.
Справками Управления Росреестра по Красноярскому краю и ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» подтверждается, что какие-либо объекты жилого недвижимого имущества на праве собственности за Ращепкиным А.В., либо за его членами семьи не зарегистрированы, Справкой командира войсковой части 25920 № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Ращепкин А.В. за период прохождения воинской службы жильем по линии Министерства обороны не обеспечивался. Данные факты свидетельствуют о том, что Ращепкин А.В. собственного жилья не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ, в период прохождения службы в ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», Ращепкин А.В. обратился на имя председателя ЖБК ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» с рапортом по установленной форме о постановке его на учет и членов его семьи – Ращепкиной О. И. 1970 года рождения, сына Ращепкина Д. А. <данные изъяты> года рождения, дочери Ращепкиной Ю. А. <данные изъяты> года рождения в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Согласно протоколу № заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, на которой рассматривался поступивший рапорт Ращепкина А.В. о принятии его на учет и членов его семьи в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, было принято решение признать Расщепкина А.В. нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставить на учет для получения жилой площади.
ДД.ММ.ГГГГ Ращепкин А.В. обратился с заявлением в Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Согласно выписки из протокола № заседания постоянно действующей комиссии по учету военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и обеспечению их жилыми помещениями ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Сибирский филиал от ДД.ММ.ГГГГ Ращепкину А.В. отказано во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», поскольку он стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи 4 человека. Кроме того, указано, что в соответствии с п.2 ст.49 ЖК РФ Ращепкин А.В. не признан малоимущим и не относится к иным категориям граждан, соответственно не имеет законных оснований на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ (ч.1). Однако, данная норма предусматривает установление очередности с ДД.ММ.ГГГГ только на такой вид обеспечения граждан жильем, как предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
Предоставление жилищных сертификатов гражданину предполагает предоставление денежных средств за счет федерального бюджета для приобретения жилья в собственность, то есть это иной вид обеспечения жильем специальной категории граждан, которые указаны в вышеприведенных законодательных актах, к которым относился и истец, как сотрудник МЧС.
Данные акты, в том числе и «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривающие выдачу жилищных сертификатов сотрудникам МЧС не ограничивают таких лиц сроком введения в действие ЖК РФ с ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, сами эти акты приняты уже после введения в действие нового ЖК РФ.
В судебном заседании стороной ответчика не оспаривался сам факт нуждаемости стороны истца и членов его семьи в жилом помещении, отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях был мотивирован лишь со ссылкой на ст. 52 ЖК РФ, что принятие на учет граждан данной категории с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Ращепкин А.В. и члены его семьи нуждаются в жилом помещении. Истец является сотрудником ФГКУ « Специальное управление ФПС № МЧС России» в г.Зеленогорске с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, до этого он проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч полевая почта 68592 МНР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 52411 <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 12653 <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 25920 г.Зеленогорска с ДД.ММ.ГГГГ по 24. 08.2006 г. в в/ч 35588 <адрес>, откуда был уволен по истечении срока контракта. Продолжительность службы Ращепкина А.В. в подразделении МЧС России, а также на службе, сотрудники которых содержатся за счет средств федерального бюджета, превышает 10 лет. Ращепкин А.В. и члены его семьи выразили желание принять участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов, представив все необходимые документы. Однако вышеуказанным решением комиссии Ращепкину А.В. было отказано во включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Вместе с тем, с учетом вышеизложенного, суд считает, что содержащаяся в протоколе № заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ссылка на положения Жилищного кодекса РФ несостоятельна, поскольку данные нормы, определяющие порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливающие основания отказа в принятии на такой учет и снятия с учета (статьи 52-56 Жилищного кодекса РФ), применяются для целей предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма.
При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с учетом вышеуказанных требований действующего законодательства, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования Ращепкина А.В. о признании права на получение государственного жилищного сертификата по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы и обязании Сибирского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» включить его в программу на выдачу государственного жилищного сертификата», поскольку факт нуждаемости истца и членов его семьи в жилом помещении и возникновения у них права на получение государственного жилищного сертификата нашел свое подтверждение.
Поскольку принятие решений о включении сотрудников МЧС в программу на выдачу государственного жилищного сертификата по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы» относится к компетенции Сибирского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», исковые требования требования Ращепкина А.В. к ФГКУ «Специализированное управление ФПС № МЧС России» являются необоснованными.
На основании ст. 98, 100 ГПК РФ с ответчиков подлежат взысканию расходы истца по оплате квалифицированной юридической помощи за представительство в суде. Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ истец оплатил за представительство в суде 6000 рублей.
При подаче иска Ращепкин А.В. заплатил госпошлину в сумме 200 рублей.
Требования Ращепкина А.В. о возмещении ему судебных расходов и расходов на представителя суд, с учетом требований разумности и справедливости, сложности дела, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 1064, 1079 ГК РФ, ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ращепкина А. В. удовлетворить.
Признать за Ращепкиным А. В. право на получение государственного жилищного сертификата по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы».
Обязать Сибирский филиал Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» включить Ращепкина А. В. в списки сотрудников МЧС на выдачу государственного жилищного сертификата.
Взыскать с Сибирского филиала Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в пользу Ращепкина А. В.: сумму расходов связанную с оплатой госпошлины в размере <данные изъяты> руб., оплату юридических услуг в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: К.М.Жуков