дело № 12 – 77/2021
РЕШЕНИЕ
08 декабря 2021 год город Гай
Судья Гайского городского суда Оренбургской области Шошолина Е.В.,
при секретаре Романенко К.Д.,
с участием представителя АО «Литосфера» Селиванова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Литосфера» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 20 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении акционерного общества «Литосфера»,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 20 июля 2021 года АО «Литосфера» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 руб.
В жалобе управляющий директор АО «Литосфера» просит изменить вынесенное постановление, снизить назначенный штраф ниже минимального размера, установленного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указывает, что в ходе расследования произошедшего 21 мая 2021 года несчастного случая на производстве АО «Литосфера», заявителем оказывалось всемерное содействие представителям органов Ростехнадзора и Роструда входившим в комиссию по расследованию несчастного случая, в получении необходимой информации, документов и сбора доказательств.
В судебном заседании представитель АО «Листофера» Селиванов А.В., действующий на основании доверенности, поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Должностное лицо Государственной инспекции труда в Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом.
Выслушав заявителя, изучив доводы жалобы, материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет административную ответственность.
Из материалов дела следует, что Государственной инспекцией труда в Оренбургской области в период с 25 мая 2021 года по 09 июня 2021 года проведено расследование тяжелого несчастного случая в АО «Литосфера», произошедшего 21 мая 2021 года с работником В.Н.
Из протокола № от 15 июля 2021 года, составленном Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области, в отношении АО «Литосфера», следует, что в нарушение ст. 212, 225 ТК РФ, «Положения о порядке обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в ЗАО «Литосфера», утвержденного приказом № от 02 марта 2015 года, обучение безопасным методам выполнения работ по охране труда с работником АО «Литосфера» В.Н. работодателем не проводилось, работник допущен до работы без проведенного обучения по охране труда. Указанное обстоятельство подтверждено протоколом опроса В.Н. от 02 июня 2021 года, протоколом опроса Е.П. от 22 июня 2021 года, актом расследования тяжелого несчастного случая от 23 июня 2021 года, актом формы Н-1 «О несчастном случае на производстве» № от 23 июня 2021 года.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и виновность АО «Литосфера» нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, и не оспариваются подателем жалобы.
Поскольку выводы субъекта административной юрисдикции основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, АО «Литосфера» обоснованно привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Достаточные доказательства объективной невозможности соблюдения требований трудового законодательства Российской Федерации в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину АО «Литосфера» не установлены.
В данной части постановление должностного лица не оспаривается.
Процессуальных нарушений, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
При назначении должностным лицом наказания, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность АО «Литосфера», не установлено, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в минимальном размере.
Вместе с тем, суд считает, что имеются основания для внесения изменения в постановление должностного лица.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 этой статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, ч.ч. 2 и 5 ст. 15.23.1 и ст. 19.7.3 КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении.
Решением <адрес> от 23 августа 2021 года, с АО «Литосфера» в пользу В.Н. взысканы денежные средства в счет компенсации морального вреда в размере 1 500 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 6 000 рублей, а всего взыскано 1 506 000 рублей.
Решение суда вступило в законную силу 25 ноября 2021 года.
Решением <адрес> от 22 сентября 2021 года, жалоба С.Р., действующего в интересах АО «Литосфера», удовлетворена, постановление заместителя руководителя Западно – Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору М.В. № от 16 августа 2021 года, изменено, назначенное АО «Литосфера» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа снижено с 500 000 рублей до 300 000 рублей.
Решение суда вступило в законную силу 12 октября 2021 года.
С учетом указанных выше требований закона, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, учитывая отсутствие наступивших негативных последствий совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, конкретные обстоятельства дела, считаю возможным применить в данном случае положения части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снизить размер назначенного АО «Литосфера» должностным лицом наказания в виде административного штрафа до 55 000 руб., т.е. менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что будет отвечать принципам достижения предупредительной цели административного производства, а также справедливости и соразмерности наказания.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 20 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении АО «Литосфера» подлежит изменению путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 55 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 20 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении акционерного общества «Литосфера» - изменить, снизив размер назначенного наказания до 55 000 руб., в остальной части постановление оставить без изменения.
Судья: Е.В. Шошолина