Дело № 2-196/2014
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
с. Архангельское 22 апреля 2014 года
Архангельский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Разуваевой Л.А.,
с участием истца Ащеулова В.П.,
с участием представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ Султанбековой Л. Н., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ащеулова В.П. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ о признании незаконным решения УПФ РФ в Архангельском районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, обязании ответчика включить в стаж работы – периоды прохождения срочной службы в армии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, признать право и назначить досрочную трудовую пенсию,
у с т а н о в и л :
Решением ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ в Архангельском районе (далее по тексту УПФ) № от ДД.ММ.ГГГГ Ащеулову В.П. было отказано в праве на досрочное назначение трудовой пенсии. Считая данный отказ неправомерным, Ащеулов В.П. обратился в суд с названным иском о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ года. Требование мотивировано тем, что ответчик незаконно не включил в специальный стаж Ащеулова В.П. периоды прохождения срочной службы в армии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Кроме того истец считает, что период прохождения срочной службы в армии подлежит исчислению и включению в стаж работы в двойном размере, то есть один день службы в армии за два дня работы.
В судебном заседании истец Ащеулов В.П. исковые требования поддержали по указанным в иске основаниям.
Представитель ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ Султанбекова Л. Н. иск не признала, поддержала письменные возражения на иск.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ, так и согласно ранее действовавшему КЗоТ РСФСР в период нахождения в учебных отпусках и курсах повышения квалификации за работником сохранялось рабочее место и средний заработок.
В соответствии с п. 5 Разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Минтруда России № 29 от 22.05.1996 года, в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включаются периоды ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии с Положением "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.
Кроме того в соответствии с п. 4 Правил исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено, что Ащеулов В.П. обратился в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Решением ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого 25 летнего стажа. По данным ответчика, специальный стаж Ащеулова В.П. составил 21 год 6 месяцев 12 дней. В специальный стаж не были включены периоды прохождения срочной службы в армии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства со ссылкой на то, что это не предусмотрено законодательством (л.д. 12).
Между тем, учитывая изложенные выше нормы права, а также, в соответствии с частью 4 статьи 196 Трудового кодекса РФ, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При разрешении иска в части включения в специальный трудовой стаж Ащеулова В.П. времени нахождения на курсах повышения квалификации суд исходит из того, что повышение квалификации является обязательным условием осуществления педагогической деятельности, в связи с чем, периоды такого обучения должны расцениваться как продолжение педагогической деятельности.
Судом установлено, что в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ ( 11 дн.) - истец находился на курсах повышения квалификации с отрывом от производства (л.д. 12).
При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что периоды обучения на курсах повышения квалификации, (всего 19 дней) подлежат включению в специальный трудовой стаж истца.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснения, содержащегося в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В части требования о включении периода прохождения срочной службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 1 день) в стаж работы в двойном размере иск подлежит удовлетворению частично в силу следующего.
В период, когда истец проходил службу в Вооруженных силах СССР действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Пунктом 4 указанного Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Вместе с тем, абзац 1 пункта 3 статьи 10 Закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г., предусматривающий, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы, не может быть применен по отношению к военнослужащим срочной военной службы, поскольку он распространяется на военнослужащих при оформлении пенсионных прав по выслуге лет военной службы.
В соответствии с Положением от ДД.ММ.ГГГГ военная служба по призыву засчитывалась в стаж в календарном порядке.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ДД.ММ.ГГГГ истец принят на работу в Инзерскую среднюю школу на должность учителя физкультуры. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил срочную службу в армии.
Учитывая, указанные обстоятельства суд пришел к выводу о том, что период службы в армии должен быть включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Таким образом, судом установлено, материалами дела подтверждено, что специальный стаж Ащеулова В.П. на момент его обращения за назначением досрочной трудовой пенсии составляет: 21 год 06 месяцев 12 дней + 19 дней (периоды обучения на курсах повышения квалификации) + 2 года 1 день = 23 года 07 месяцев 2 дня, что не достаточно для назначения трудовой пенсии на день обращения, а также недостаточно на дату вынесения решения судом.
Согласно ст.98 ГПК РФ, в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск Ащеулова Владимира Петровича к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ – удовлетворить частично.
Решение ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным в части не включения в стаж педагогической деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ ( 11 дн.) – всего 19 дней, а также в части не включения периода службы в Вооруженных силах – 2 года 1 день.
В остальной части иска - отказать.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ в пользу Ащеулова Владимира Петровича расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Архангельский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Соколова И. Л.