№ 2-276/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2019 года г. Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Черновой Н.В.,
при секретаре Гришиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сургачева В.Г. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Сургачев В.Г. обратился в Железнодорожный районный суд города Ульяновска с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что 01 октября 2018 года он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой трудовой пенсии по старости. Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска (межрайонное) № от 02.11.2018г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не засчитаны периоды его работы: с 18.12.1985 г. по 24.11.1986 г. - каменщик Ульяновского треста строительно-монтажных работ Ульяновскавторемстрой; с 25.11.1986 г. по 30.09.1988 г. - каменщик Ульяновского треста строительно-монтажных работ Ульяновскавторемстрой, в связи с отсутствием документального подтверждения характера работ, а также постоянной занятости в течение полного рабочего дня в бригаде каменщиков, либо в специализированном звене каменщиков комплексной бригады. Считает отказ в назначении пенсии незаконным, в оспариваемые периоды он работал каменщиком в бригаде каменщиков на условии занятости в течение полного рабочего дня.
В связи с этим просит суд:
- признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска (межрайонное) от 02.11.2018 г. об отказе в назначении пенсии незаконным;
- включить периоды работы с 18.12.1985 г. по 24.11.1986 г. каменщик Ульяновского треста строительно-монтажных работ Ульяновскавторемстрой; с 25.11.1986 г. по 30.09.1988 г. - каменщик Ульяновского треста строительно-монтажных работ Ульяновскавторемстрой в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии;
- обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска (межрайонное) назначить страховую пенсию по старости досрочно с 10 октября 2018 года.
В судебном заседании Сургачев В.Г. и его представитель – Чванов И.В. на удовлетворении исковых требований настаивали, приведя доводы аналогичные указанным в иске. Сургачев В.Г. дополнил, что в должности каменщика в спорные периоды он постоянно работал в течение полного рабочего дня в бригаде каменщиков, и был занят на строительстве жилых домов по ул. <адрес> а также скадского комплекса а/я 1535 в Железнодорожном районе по ул. <адрес>. Рабочий день был с 8 часов до 17 часов, выдавалась спецодежда, молоко. За указанный период простоев не было, в административных отпусках он не находился. Документов, подтверждающих факт его постоянной работы в бригаде каменщиков, не сохранилось.
Представитель ответчика государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) Гулящев А.Н. в судебное заседание не явился, в отзыве указал, что 01.10.2018 Сургачев В.Г. обратился в Управление ПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В назначении пенсии ему было отказано. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны следующие периоды работы: с 18.12.1985 г. по 24.11.1986 г. в должности каменщика Ульяновского треста строительно-монтажных работ Ульяновскавторемстрой; с 25.11.1986 г. по 30.09.1988 г. в должности каменщика Ульяновского треста строительно-монтажных работ Ульяновскавторемстрой, поскольку документально не подтвержден характер работы, а также постоянная в течение полного рабочего дня занятость в бригаде каменщиков, либо в специализированном звене каменщиков комплексной бригады. Таким образом, специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона от 28.12.2013 на дату обращения (01.10.2018 г.) у Сургачева В.Г. отсутствует.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» под страховой пенсией понимается - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилам исчисления периодов работы (деятельности) дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, при досрочном назначении страховой пенсии по старости, лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1).
Из материалов дела следует, что Сургачев В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован в качестве застрахованного лица в ОПФР по Ульяновской области 11.10.1999 г.
Сургачев В.Г. 01 октября 2018 года обратился в государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением комиссии государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) от 02.11.2018 г. Сургачеву В.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку отсутствует специальный трудовой стаж.
Сургачеву В.Г. отказано в зачете в специальный страховой стаж периоды работы:
- с 18.12.1985 г. по 24.11.1986 г. в должности каменщика Ульяновского треста строительно-монтажных работ Ульяновскавторемстрой; с 25.11.1986 г. по 30.09.1988 г. в должности каменщика Ульяновского треста строительно-монтажных работ Ульяновскавторемстрой, поскольку документально не подтвержден характер работы, а также постоянная в течение полного рабочего дня занятость в бригаде каменщиков, либо в специализированном звене каменщиков комплексной бригады.
Из трудовой книжки Сургачева В.Г. следует, что он работал в периоды: с 18.12.1985 г. по 24.11.1986 г. в должности каменщика Ульяновского треста строительно-монтажных работ Ульяновскавторемстрой; с 25.11.1986 г. по 30.09.1988 г. в должности каменщика СМ и РУ УМЗ.
Согласно исторической справки ООО «Автострой», Ульяновское управление строительно-монтажных и ремонтных работ – треста «Ульяновскавторемстрой» основано на основании приказа № от04.04.1985 г. Министра автомобильной промышленности П
Трест «Ульяновскавторемстрой» переименован в трест «Ульяновскавтостроймонтаж» Министерства автомобильной промышленностиСССР производственного объединения Авто УАЗ на основании приказа № от28.01.1987 г.
Трест «Ульяновскавтостроймонтаж» преобразован в самостоятельное СМУ «Автострой» производственного объединения Авто УАЗ на основании приказа генерального директора производственного объединения Авто УАЗ № от 11.02.1991 г.
СМУ «Автострой» производственного объединения Авто УАЗ преобразован в Акционерное общество открытого типа «Автострой» (АООТ «Автострой») на основании приказа № от 01.07.1994 г.
АООТ «Автострой» переименовано в ОАО «Автострой» на основании приказа № от 25.07.2000 г.
В связи с приведением Устава Открытое акционерное общество «Автострой»(ОАО «Автострой») с 18 июня 2015 года переименовано в Публичноеакционерное общество «Автострой» (ПАО «Автострой»).
Публичное акционерное общество «Автострой» (ПАО «Автострой») реорганизовано в форме преобразования в Общество с ограниченнойответственностью «Автострой» (ООО «Автострой») с 28.03.2018 г.
Согласно льготно-уточняющей справки ОАО «Автострой» от 29.07.2000 г. Сургачев В.Г. работал в ОАО «Автострой» с 18.12.85 г. (приказ № от 17.12.85) по 19.07.97 г. (приказ № от 14.07.97 г.). В должности каменщика 2 разряда с 18.12.1985 г., с 01.10.1988 г. переведен на должность мастера СМР (приказ № от 12.10.88 г.). В данных должностях работал постоянно и полный рабочий день. Основание выдачи справки: ЕТКС, личная карточка формы Т-2, табели учета рабочего времени, расчетно-платежная ведомость.
При этом суд отмечает, что сведения указанные в данной справке противоречат материалам дела, согласно которым в период с 18.12.1985 г. по 24.11.1986 г. Сургачев В.Г. работал в должности каменщика Ульяновского треста строительно-монтажных работ Ульяновскавторемстрой; с 25.11.1986 г. по 30.09.1988 г. в должности каменщика СМ и РУ УМЗ, а не в ОАО «Автострой», которое начало действовать с 25.07.2000 г.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что он в спорные периоды, постоянно работал в должности каменщика в течение полного рабочего в бригаде каменщиков.
Данный факт подтвердили в судебном заседании свидетели М и Д., которые вместе с истцом работали в спорные периоды в Ульяновском тресте строительно-монтажных работ Ульяновскавторемстрой.
Пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
На основании изложенного при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять лишь показания свидетеля в качестве доказательства характера работы при отсутствии документального подтверждения особенности осуществления трудовой функции.
Должность каменщика не была предусмотрена Списком N 2 от 22 августа 1956 года, действовавшим в оспариваемый период.
Впервые должность каменщика, постоянно работающего в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (ХXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов») введены Списком №2 от 26 января 1991 года.
Разделом XXVII Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (код 2290000а-12680), признаются работниками с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Таким образом, работа каменщиком, сама по себе не порождает право на назначение пенсии по старости на льготных условиях (такое право дает только работа в бригаде каменщиков или специализированном звене каменщиков комплексной бригады).
Поскольку истцом не представлено документального подтверждения того, что в спорные периоды он работал в составе бригады каменщиков (либо специализированном звене каменщиков) оснований для включения указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда не имеется.
Как указывалось выше специальный характер работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не может быть подтвержден только показаниями свидетелей. Документы, подтверждающие создание в вышеуказанных предприятиях бригад каменщиков и занятость их в течение полного рабочего дня, суду не представлены.
Таким образом, оснований для признания решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска (межрайонное) от 02.11.2018 г. об отказе в назначении пенсии незаконным не имеется.
Поскольку специальный стаж Сургачева В.Г., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона от 28.12.2013 на дату обращения (01.10.2018 г.) составил 11 лет 02 месяца 09 дней, страховой стаж составил 36 лет 23 дня, оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с 01.10.2018 г., не имеется.
В связи с вышеизложенным, исковые требования Сургачева В.Г. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Сургачева В.Г. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: с 18.12.1985 г. по 24.11.1986 г. в должности каменщика Ульяновского треста строительно-монтажных работ Ульяновскавторемстрой; с 25.11.1986 г. по 30.09.1988 г. в должности каменщика Ульяновского треста строительно-монтажных работ Ульяновскавторемстрой, назначении досрочной страховой пенсии по старости, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Н.В. Чернова