Дело № 2-618/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 июля 2020 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Карецкой Е.В., с участием прокурора Кулакова М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело № 2-618/2020 по иску прокурора города Губахи в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о возложении обязанности оборудовать пешеходный переход,
установил:
Прокурор г. Губахи, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского округа «Город Губаха» о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать пешеходный переход, расположенный на участке автомобильной дороги, проходящей вдоль МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № №» (<адрес>), в соответствии с требованиями п.п. 7.38, 6.2.29, 8.1.1, 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019, п. 4.1.1 ГОСТ Р 52605-2006 – на ул. <адрес> установить искусственные неровности, нанести дорожную разметку; <адрес> края возле МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № №» установить ограждения перильного типа, светофор Т.7, нанести дорожную разметку. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой города Губахи была проведена проверка в ходе которой установлено, что на <адрес> возле МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № №» отсутствуют искусственные неровности, дорожная разметка, на <адрес> возле МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № №» отсутствуют ограждения перильного типа, светофор Т.7, дорожная разметка. В целях обеспечения безопасности дорожного движения, соблюдения приоритета жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, обучающихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № №» необходимо участок дороги: <адрес> возле МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № №» привести в соответствие с действующим законодательством (установить ограждения перильного типа, светофор Т.7, дорожную разметку, искусственную неровность). Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования Губахинского городского округа, утвержденному постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № №, <адрес> являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения Губахинского городского округа. Согласно выписке из Реестра муниципального имущества Губахинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № № автодороги по улицам <адрес> являются собственностью Губахинского городского округа. Согласно Положения об администрации городского округа «Город Губаха», утв. Решением Губахинской городской думы № созыва от ДД.ММ.ГГГГ № №, администрация городского округа «Город Губаха» осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечивает безопасность дорожного движения на них, осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог. (№.). Таким образом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, в том числе установку светофоров и ограждений перильного типа близ перекрестков, является администрация Губахинского городского округа. ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ОГИБДД МО МВД России «Губахинский» в адрес главы администрации городского округа «Город Губаха» вынесено предписание, в котором содержался срок устранения вышеуказанных нарушений. Однако данное предписание не исполнено, в связи с чем постановлением Губахинского городского округа так и не приняты меры по устранению нарушений безопасности дорожного движения. Таким образом, администрацией Губахинского городского округа не выполняются правила применения технических средств организации дорожного движения, что свидетельствует о нарушении действующего законодательства о безопасности дорожного движения, законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе и детей.
В судебном заседании прокурор Кулаков М.Н. на исковых требованиях настаивал по доводам искового заявления.
Представитель ответчика администрации Губахинского городского округа в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указано в статье 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статья 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ определяет, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
На основании части 1 статьи 22 этого Федерального закона деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
В п. 8.1.1. ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, указано, что на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют боковые дорожные ограждения.
При этом, согласно п. 8.1.29 указанного ГОСТа, перильные ограничивающие пешеходные ограждения применяют на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766) шириной 1 м и менее, или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц проходящих вдоль детских учреждений.
В соответствии с п. 7.3.8 указанного ГОСТа, светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений.
В соответствии с п. 6.2.29 указанного ГОСТа Разметку 1.24.1, дублирующую знак 1.23, применяют у детских учреждений. Одновременно допускается наносить надпись «Дети» на проезжей части непосредственно на опасном участке или перед пешеходным переходом с использованием шрифта высотой 1,6 (4,0) м. Надпись следует выполнять шрифтом, имеющим пропорции шрифта разметки 1.22 по ГОСТ Р 51256.
В соответствии с п. 4.1.1 ГОСТ Р 52605-2006 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст искусственную неровность устраивают на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее.
Все требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно подп. № п. 1 ст. 8 Устава Губахинского городского округа, утвержденного решением Губахинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № № в ведении Губахинского городского округа находится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Положению об администрации городского округа «Город Губаха», утвержденного решением Губахинской городской Думы № созыва от ДД.ММ.ГГГГ № №, администрация городского округа «Город Губаха» осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечивает безопасность дорожного движения на них, осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог. (п. №).
В ходе судебного разбирательства установлено, что в результате прокурорской проверки был установлен факт отсутствия на <адрес> возле МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № №» искусственной неровности, дорожной разметка, на <адрес> возле МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № №» отсутствуют ограждения перильного типа, светофор Т.7, дорожная разметка. Указанные нарушения не соответствуют требованиями п.п. 7.38, 6.2.29, 8.1.1, 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», п.4.1.1 ГОСТ Р 52605-2006 «Национальный стандарт Российский Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения». ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации городского округа «Город Губаха» внесено предписание об устранении указанных нарушений закона, которое до настоящего времени не исполнено.
Указанные обстоятельства кроме пояснений участников процесса, подтверждаются письменными доказательствами: письмом МО МВД России «Губахинский» от ДД.ММ.ГГГГ № №; актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; определением мирового судьи судебного участка № № Губахинского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением Губахинского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края; Уставом Губахинского городского округа; выпиской из реестра муниципального имущества Губахинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Фактические обстоятельства, связанные с несоответствием спорного участка автомобильных дорог по ул. Пионеров и ул. Чайковского, установленным требованиям, сторонами не оспорен и подтвержден письменными доказательствами.
Автомобильные дороги по <адрес> является дорогой местного значения, в связи с чем у ответчика имеется предусмотренная законом обязанность по ее содержанию в соответствие с установленными требованиями. Несоответствие спорного участка автомобильной дороги продолжительное время создает опасность для жизни и здоровья неограниченного круга лиц, участников дорожного движения, в том числе и детей, нарушает их права на жизнь, здоровье, безопасность дорожного движения. Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен указать в решении срок, в течение которого эти действия должны быть совершены.
Указанный прокурором трехмесячный срок исполнения возлагаемых на ответчика обязанностей, с учетом объема и стоимости работ, суд полагает обоснованным, разумным и достаточным.
Руководствуясь статьями 194 – 199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Губаха удовлетворить полностью.
Возложить на Администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать пешеходный переход, расположенный на участке автомобильной дороги, проходящей вдоль МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № №» <адрес>), в соответствии с требованиями п.п. 7.38, 6.2.29, 8.1.1, 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019, п. 4.1.1 ГОСТ Р 52605-2006 – на <адрес> установить искусственные неровности, нанести дорожную разметку; на ул. Чайковского п. Широковский, г. Губаха Пермского края возле МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № №» установить ограждения перильного типа, светофор Т.7, нанести дорожную разметку.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в Губахинский городской суд в течение 7 дней со дня вручения копии заочного решения в окончательной форме.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение суда составлено 04 августа 2020 года.
Председательствующий: