дело №12-30/2022
РЕШЕНИЕ
16 февраля 2022 года г. Уфа
Судья Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Фахрутдинова Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Санчаевой Т. В. на постановление Административной комиссии Администрации Ленинского района городского округа г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ №,
УСТАНОВИЛ:
Санчаева Т.В. обратилась в суд с жалобой на постановление Административной комиссии при Администрации Ленинского района городского округа г. Уфы Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № по ч.1 ст.6.23 КоАП РБ.
Не согласившись с постановлением Административной комиссии, заявитель указала, что к управлению ТС Фольксваген Тигуан, г.н. № она не допущена, на основании договора ОСАГО, не имеет права управлять транспортным средством, не имеет водительского удостоверения. Кроме того в момент совершения административного правонарушения находилась дома по адресу <адрес>, а ТС управлял ее супруг Санчаев Ф.Ф. О дате и времени составления протокола не извещалась. Просит суд отменить вышеуказанное постановление за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Административной комиссии <адрес> городского округа <адрес> не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания.
Лицо, в отношении которого ведется производство по административному правонарушению Санчаева Т.В. на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Из административного материала усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 ч. 08 мин. по адресу: <адрес>, гр. Санчаева Т.Ф. допустила размещение, автомобиля Фольксваген, гос.номер № на территории общего пользования в границе населенного пункта, непосредственно перед контрейнерной площадкой, чем нарушила ч.15 ст.22 Правил благоустройства ГО г.Уфа РБ №62/4 от 23.06.2020, то есть совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.6.23 Кодекса Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях».
Вместе с тем, с таким выводом Административной комиссии нельзя согласиться в силу следующего.
Под административным правонарушением в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, федеральный законодатель, раскрывая в приведенной правовой норме понятие административного правонарушения, использовал три юридических признака административного правонарушения, а именно противоправность, виновность и обязательное наличие правового запрета на совершение деяния в соответствующем акте законодательного уровня, при этом правовой запрет должен сопровождаться определенной применительно к каждому деянию санкцией.
Каждый из указанных признаков подлежит установлению при рассмотрении дела об административном правонарушении; лицо может быть привлечено к административный ответственности лишь при их совокупном наличии, отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность привлечения к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (часть 3).
Из системного толкования приведенных выше норм, определяющих общие предпосылки и условия привлечения к административной ответственности, следует, что вывод административного органа о совершении лицом административного правонарушения должен базироваться на доказательствах, объективно и безусловно подтверждающих факт совершения соответствующим лицом вменяемого ему в вину правонарушения, то есть его прямую причастность и виновность к выявленным противозаконным деяниям.
Как следует из оспариваемого постановления, при его вынесении административный орган ограничился лишь констатацией выявленного нарушения.
Вопрос о наличии вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении вменяемого ему правонарушения, Административной комиссией не исследовался.
Констатация в постановлении по делу об административном правонарушении только факта нарушения без установления наличия у Санчаевой Т.В. не является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности.
Такой подход к установлению состава правонарушения и квалификации противоправных действий не соответствует требованиям законодательства об административных правонарушениях.
Причины нарушения административным органом не выяснялись.
В нарушение ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ административное дело рассмотрено в отсутствие Санчаевой Т.В. При этом, в материалах дела отсутствует отчет об отслеживании почтовых отправлений из которого бы следовало, что ей направлено извещение о дате и времени рассмотрения.
Указанные процессуальные нарушения носят существенный характер, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление административной комиссии при Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении в отношении Санчаевой Т.В.., предусмотренного частью 1 статьи 6.23 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, судья
РЕШИЛ:
жалобу Санчаевой Т. Витальевны о восстановлении пропущенного срока для обжалования постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенным административной комиссией при Администрации Ленинского района ГО г.Уфа РБ, удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении административной комиссии при администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Санчаевой Т. Витальевны - отменить, производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья Р.Ф.Фахрутдинова