Дело № 2- 8/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2013 года г. Вологда
Вологодский гарнизонный военный суд в составе судьи Ладного В.В., при секретаре Кожевниковой С.С., с участием заявителя Попова С.А., рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 49324 прапорщика Попова на решение ВрИО начальника отдела комплектования и учета численности (матросов и старшин) организационно-мобилизационного управления штаба Северного флота (далее по тексту - отдел управления штаба Северного флота) об отказе в представлении к назначению на высшую воинскую должность,
УСТАНОВИЛ:
Попов обратился в военный суд с заявлением, в котором просил:
- признать неправомерным отказ ВрИО начальника отдела управления штаба Северного флота о назначении его на высшую воинскую должность;
- обязать отдел управления штаба Северного флота представить его к назначению на высшую воинскую должность.
Заявитель в судебном заседании настаивал на удовлетворении своих требований и объяснил, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части 49324 и занимает должность бортовой оператор - бортовой техник. 30 июля 2012 года он обратился к командованию с просьбой о переводе его на воинскую должность старшего бортового оператора – старшего воздушного радиста. 13 сентября 2012 года аттестационная комиссия войсковой части 49324 дала заключение о целесообразности назначить его на высшую воинскую должность, а командир войсковой части 49324 направил необходимые документы для рассмотрения в управление штаба Северного флота. Однако 28 сентября 2012 года ВрИО начальника отдела управления штаба Северного флота отказал в дальнейшем оформлении представленных командиром войсковой части 49324 документов о назначении на воинскую должность, указав при этом на отсутствие оснований для назначения его на воинскую должность младшего состава военнослужащих в соответствии с п.п. «Б» п. 10 и п.п. «а» п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы.
Попов полагает, что действия ВрИО начальника отдела управления штаба Северного флота являются неправомерными и нарушают его права, поскольку считает, что основания для назначения его на эту должность имеются, а, кроме того, начальник отдела управления штаба Северного флота не вправе разрешать по существу рапорта военнослужащих о назначении на воинскую должность, а должен был подготовить все необходимые документы с указанием своего отношения по данному вопросу для представления их Министру обороны РФ.
Начальник отдела управления штаба Северного флота и начальник филиала № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области», привлеченный определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица, заблаговременно и надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не прибыли.
Выслушав объяснения заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Факт прохождения военной службы Поповым по контракту в войсковой части 49324 подтверждается справкой и копией контракта о прохождении военной службы заявителем.
Согласно выписке из приказа МО РФ № 779 от 19 апреля 2012 года в связи с организационно - штатными мероприятиями Попов был перемещен в войсковую часть 06797 на воинскую должность - бортовой оператор бортовой техник авиационного отряда, 6 тарифный разряд, «сержант».
По сообщению командира войсковой части 06797 от 17 февраля 2012 года на основании директивы штаба ОСК ЗВО войсковая часть 06797 была переформирована в войсковую часть 49324.
Как видно из копии приказа командира войсковой части 06797 от 17 февраля 2012 года № 46, организационно-штатные мероприятия по переформированию войсковой части 06797 в войсковую часть следовало считать завершенными 20 февраля 2012 года. Данной датой войсковая часть 06797 была переведена на новый штат, ее архив был передан в войсковую часть 49324.
Как усматривается из выписки из приказа МО РФ № 1949 от 25 августа 2012 года Попов был зачислен в списки личного состава войсковой части 49324, и приступил к исполнению должностных обязанностей бортового оператора - бортового техника, 6 тарифный разряд.
Из копии рапорта заявителя от 30 июля 2012 года усматривается, что Попов обратился к командованию с просьбой о переводе его на воинскую должность старшего бортового оператора – старшего воздушного радиста Из копии протокола заседания аттестационной комиссии войсковой части 49324 установлено, что аттестационная комиссия дала заключение о целесообразности назначить Попова на высшую воинскую должность старшего бортового оператора – старшего воздушного радиста, «старший сержант», 8 тарифный разряд, в порядке продвижения по службе.
Заключение аттестационной комиссии было поддержано 22 августа 2012 года представлением командира войсковой части 49324 с ходатайством о назначении Попова на указанную должность.
Вместе с тем, как усматривается из резолюции на справке об отсутствии подчиненности военнослужащим нижестоящих составом, 28 сентября 2012 года ВрИО начальника отдела управления штаба Северного флота отказал в дальнейшем оформлении документов о назначении Попова на воинскую должность, представленных командиром войсковой части 49324, указав при этом на отсутствие оснований для назначения заявителя на воинскую должность младшего состава военнослужащих в соответствии с п.п. «Б» п. 10 и п.п. «а» п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы.
При этом по сообщению начальника организационно - мобилизационного управления штаба Северного флота директивных указаний вышестоящих органов военного управления на проведение организационно-штатных мероприятий в отношении должности - бортовой оператор бортовой техник в войсковой части 49324 до 11 января 2012 года не поступало. Кроме того, начальник организационно - мобилизационного управления штаба Северного флота пояснил, что отказ Попову в дальнейшем оформлении представленных командиром войсковой части 49324 о назначении на воинскую должность, связан с отсутствием оснований для назначения заявителя на воинскую должность младшего состава военнослужащих в соответствии с п.п. «Б» п. 10 и п.п. «а» п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы. Военнослужащие старшего состава могут назначаться на должности младшего состава только в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом в соответствии с указаниями начальника штаба Северного флота от 28 апреля 2012 года № 34/4/1027 документы к назначению мичманов и прапорщиков на воинские должности матросов и старшин без согласования с организационно - мобилизационным управлением штаба Северного флота не рассматриваются.
Давая правовую оценку правомерности действий должностного лица, чьи действия оспариваются заявителем, суд исходит из следующего.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 25 постановления от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии со ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей в отношении прапорщиков осуществляются в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, согласно которому (п. 10 ст.11) при назначении на воинские должности должны соблюдаются определенные условия, в том числе, и то, что военнослужащие могут быть назначены на воинские должности, подлежащие замещению военнослужащими нижестоящих составов, в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 17 статьи 11 указанного Положения, при отсутствии их подчиненности военнослужащим нижестоящих составов;
Подпунктом "а" пункта 17 статьи 11 этого Положения установлено, что назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится: в связи с организационно-штатными мероприятиями - при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия).
При этом согласно п. 12 и 16 той же статьи определено, что:
- воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью;
- воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.
Пунктом 9 Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2002 N 350 (ред. от 09.07.2009) "Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации" установлено, что на военнослужащего, представляемого к назначению на воинскую должность, зачислению в распоряжение командира (начальника) и освобождению от воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), оформляется представление, которое подписывается непосредственными (прямыми) командирами (начальниками) от командира полка, отдельного батальона, им равных и выше и направляется по команде через кадровые органы для принятия решения соответствующими должностными лицами.
Вместе с представлением направляются так же следующие документы:
копия аттестационного листа (при назначении на воинскую должность в порядке плановой замены);
личное дело и другие документы (если необходимость их представления установлена вышестоящим кадровым органом);
рапорт военнослужащего о согласии с назначением - в случае назначения на высшую воинскую должность или на низшую воинскую должность (в связи с организационно-штатными мероприятиями, по семейным обстоятельствам, по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии либо по личной просьбе военнослужащего).
Приказом Министра обороны РФ от 05.10.2011 N 1818 «О приказах по личному составу», установлено, что в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, проекты приказов по личному составу представляются на подпись Министру обороны Российской Федерации. Этим же приказом было отменено действие приказа МО РФ от 11 декабря 2004 г. N 410 "О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий".
Анализируя вышеизложенное, следует прийти к выводу, что в настоящее время Министром обороны РФ изменен порядок оформления приказов в отношении офицеров и прапорщиков (мичманов) и на командиров воинских частей возложена обязанность наряду с документами, указанными в Приказе Министра обороны РФ от 30.09.2002 N 350, направлять также по команде через кадровые органы для принятия решения Министром обороны РФ и проект соответствующего приказа.
В ходе судебного заседания было установлено, что Попов в связи проведением организационно-штатных мероприятий, с его согласия, приказом МО РФ был назначен на воинскую должность, подлежащей замещению военнослужащими нижестоящих составов - бортовой оператор бортовой техник авиационного отряда (на самолетах Ту-142м), в отношении которой до 11 января 2012 года проведение организационно-штатных мероприятий не было.
30 июля 2012 года Попов подал рапорт с просьбой назначения его на должность старшего бортового оператора – старшего воздушного радиста авиационного отряда (на самолетах Ил-38) противолодочной авиационной эскадрильи, т.е. на воинскую должность, также подлежащей замещению военнослужащими нижестоящих составов.
Командир войсковой части 49324 для решения вопроса дальнейшего прохождения военной службы Попова направил по команде через кадровые органы для принятия решения документы, указанные в приказе Министра обороны РФ от 30.09.2002 N 350.
В силу ст.249 ГПК РФ обязанность доказывания законности своих действий возлагается на должностное лицо, чьи действия оспариваются.
Вместе с тем, несмотря на запрос суда, каких-либо доказательств, подтверждающих факт приложения командиром войсковой части 49324 соответствующего проекта приказа к представляемым Министру обороны РФ документам на Попова для принятия решения о назначении его на воинскую должность, в судебное заседание представлено не было, что позволяет суду сделать вывод о непредставлении командиром войсковой части 49324 в организационно - мобилизационное управление штаба Северного флота проекта указанного приказа.
28 сентября 2012 года ВрИО начальника отдела управления штаба Северного флота своим решением возвратил представленные командиром войсковой части 49324 на рассмотрение Министра обороны РФ документы на заявителя в связи с отсутствием оснований для назначения на воинскую должность Попова.
Вместе с тем, в силу вышеизложенного, в вопросе назначения Попова на воинскую должность к правомочиям начальника отдела управления штаба Северного флота относится лишь совершение определенных подготовительных действий к такому назначению, а не разрешение по существу поставленного перед Министром обороны РФ вопроса, входящего в его компетенцию.
При этом наличие указаний начальника штаба Северного флота о запрете рассмотрения документов к назначению мичманов и прапорщиков на воинские должности матросов и старшин без согласования с организационно - мобилизационным управлением штаба Северного флота не могут служить основанием для изменения установленного нормативными актами порядка рассмотрения рапортов военнослужащих и непредставления их на рассмотрение должностному лицу, в чьи полномочия входит разрешение поставленных в этих рапортах вопросов.
Однако, учитывая то обстоятельство, что командир войсковой части 49324 направил по команде через кадровые органы для принятия решения не полный пакет документов - без приложения к ним соответствующего проекта приказа, без чего принятие решения по данному вопросу Министром обороны РФ, исходя из требований его приказа от 05.10.2011 N 1818, не возможно, следует прийти к выводу, что возврат ВрИО начальником отдела управления штаба Северного флота представленных командиром войсковой части 49324 на рассмотрение Министра обороны РФ документов на заявителя о назначении его на воинскую должность является правомерным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что требования Попова признать неправомерным отказ ВрИО начальника организационно-мобилизационного отдела комплектования и учета численности (матросов и старшин) организационно-мобилизационного управления штаба Северного флота о назначении на высшую воинскую должность и обязать организационно-мобилизационный отдел штаба Северного флота представить его к назначению на высшую воинскую должность удовлетворению не подлежат.
Поскольку требования Попова не удовлетворены, то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 196 – 199, 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Попова о признании неправомерным отказа ВрИО начальника организационно-мобилизационного отдела комплектования и учета численности (матросов и старшин) организационно-мобилизационного управления штаба Северного флота о назначении его на высшую воинскую должность и о возложении обязанности на организационно-мобилизационный отдел штаба Северного флота представить его к назначению на высшую воинскую должность отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Вологодский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
СУДЬЯ В.ЛАДНЫЙ