дело № 2а-1-480/2023
УИД-73RS0024-01-2023-000566-72
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 сентября 2023 года р.п. Ишеевка
Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Трубачёвой И.Г.,
с участием старшего помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Анастасина С.А.,
при помощнике судьи Романовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Салмановская средняя школа», МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области о возложении обязанности предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по закупке и установке замков безопасности на окна,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Салмановская средняя школа», МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области о возложении обязанности предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по закупке и установке замков безопасности на окна. В обоснование административного иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой в деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Салмановская средняя школа» (далее школа) выявлены нарушения законодательства о безопасности несовершеннолетних.
Согласно п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» оконные блоки должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Установлено, что школа осуществляет свою деятельность в двух корпусах, расположенных в деревне Салмановка Ульяновского района Ульяновской области по адресам: корпус № 1 (МОУ «Салмановская средняя школа»): ул. Дружбы, д. 30А; и корпус № 2 (филиал МОУ «Салмановская средняя школа» - детский сад «Колобок»): ул. Советская, д. 5.
Проверка показала, что в корпусе № 1 не оборудованы замками безопасности 3 окна, а в корпусе № 2 - 37 окон.
Оконные блоки не оснащены замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, что свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.
Несоблюдение образовательным учреждением вышеуказанных норм затрагивает права учащихся на благоприятные условия обучения, нарушает права учащихся на охрану здоровья.
Учредителем школы является муниципальное образование «Ульяновский район», функции и полномочия которого осуществляет администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом круг лиц, в защиту интересов которых подано заявление, определить не представляется возможным, поскольку количество несовершеннолетних детей, обучающихся в образовательной организации, постоянно изменяется. Кроме того, профилактика терроризма не связана с безопасностью жизни и здоровья конкретного гражданина, а направлена, прежде всего, на обеспечение охраны и защиту прав и свобод человека, и гражданина, а также на защиту прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области просит обязать администрацию МО «Ульяновский район» Ульяновской области предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по закупке и установке 3 замков безопасности на окнах в здании муниципального общеобразовательного учреждения «Салмановская средняя школа», расположенного по адресу: Ульяновский район, д. Салмановка, ул. Дружбы, д. 30А и 37 замков безопасности на окна в здании филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Салмановская средняя школа» - детском саду «Колобок», расположенного по адресу: Ульяновский район, д. Салмановка, ул. Советская, д. 5. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Салмановская средняя школа» в течение 3 месяцев с момента поступления финансирования, провести мероприятия по оборудованию замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт<?локи оконные. Общие технические условия»: 3 окон в здании муниципального общеобразовательного учреждения «Салмановская средняя школа», располо5|сённого по адресу: Ульяновский район, д. Салмановка, ул. Дружбы, д. 30А; 37 окон в здании филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Салмановская средняя школа» - детском саду «Колобок», расположенного по адресу: Ульяновский район, д. Салмановка, ул. Советская, д. 5.
Старший помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Анастасин С.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения «Салмановская средняя школа» в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В предоставленном суду отзыве указал, что установка замка безопасности на одно окно в среднем составляет 1200 руб., в школе требуется установка 40 замков, что составит 48 000 руб. Администрацией, исполняющей полномочия от имени МО «Ульяновский район» Ульяновской области, не выделялось финансирование на закупку замков безопасности на окна средней школы в связи с отсутствием финансирования на указанные цели.
Представитель административного ответчика МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В предоставленном суду отзыве указал, что установка замка безопасности на одно окно в среднем составляет 1200 руб., в школе требуется установка 40 замков, что составит 48 000 руб. Администрацией, исполняющей полномочия от имени МО «Ульяновский район» Ульяновской области, Управлению образования не выделялось необходимое финансирование на закупку замков безопасности на окна школы. Считают, что требования прокурора об обязании администрации МО «Ульяновский район» предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по закупке и установке 40 замков безопасности невозможно исполнить в связи с тем, что на текущий 2023г. в бюджет МО «Ульяновский район» Ульяновской области не были заложены лимиты на указанные цели. Финансирование на проведение данных работ предварительно будет заложено в бюджет МО «Ульяновский район» Ульяновской области на 2024г.
Представитель заинтересованного лица ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В предоставленном суду отзыве указал, что МОУ «Салмановская средняя школа» находится в зоне действия ПЦО № 2 Ульяновского ОВО- филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области». Между МОУ «Салмановская средняя школа» и ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» на срок действия с 01.07.2023г. по 31.12.2023г. заключен договор № 06/133 от 01.07.2023г. об оказании услуг по охране объектов путем реагирования на срабатывание тревожной сигнализации.
Представитель заинтересованного лица Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В предоставленном суду отзыве указал, что финансирование мероприятий, указанных в исковом заявлении, должно осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области.
Представитель заинтересованного лица Управления ФСБ России по Ульяновской области, в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, решение –на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц Главного управление МЧС России по Ульяновской области, МУ «Управление образования МО «Ульяновский район» Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены.
Суд на месте определил, рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующего по делу старшего помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских и образовательных учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.
Из подпунктов 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» следует, что одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 4 ст. 3 названного Федерального закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Как следует из ст. 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в том числе обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ «О противодействии терроризму»).
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как следует из ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 названного Федерального закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
Согласно подпункту «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Согласно п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» оконные блоки должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой в деятельности МОУ «Салмановская средняя школа» выявлены нарушения законодательства о безопасности несовершеннолетних.
В ходе проверки установлено, что школа осуществляет свою деятельность в двух корпусах, расположенных в деревне Салмановка Ульяновского района Ульяновской области по адресам: корпус № 1 (МОУ «Салмановская средняя школа»): ул. Дружбы, д. 30А; и корпус № 2 (филиал МОУ «Салмановская средняя школа» - детский сад «Колобок»): ул. Советская, д. 5.
Проверка показала, что в корпусе № 1 не оборудованы замками безопасности 3 окна, а в корпусе № 2 - 37 окон.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, МОУ Салмановская средняя школа» является муниципальным бюджетным учреждением, осуществляющим общеобразовательную деятельность.
Учредителем МОУ Салмановская средняя школа» является МО «Ульяновский район» Ульяновской области, что следует из Устава Учреждения.
Суд полагает, что поскольку оконные блоки не оснащены замками безопасности, то это повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, что свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.
Несоблюдение образовательным учреждением вышеуказанных норм затрагивает права учащихся на благоприятные условия обучения, нарушает права учащихся на охрану здоровья.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц суд находит законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Учитывая обстоятельства дела, а также то, что для исполнения решения суда необходимо определенное время, суд считает, что следует обязать МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области предусмотреть и обеспечить в срок до 01.04.2024 финансирование мероприятий по закупке и установке 3 замков безопасности на окнах в здании муниципального общеобразовательного учреждения «Салмановская средняя школа», расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, д. Салмановка, ул. Дружбы, д. 30А и 37 замков безопасности на окна в здании филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Салмановская средняя школа» - детском саду «Колобок», расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, д. Салмановка, ул. Советская, д. 5. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Салмановская средняя школа» в течение 3 месяцев с момента поступления финансирования, провести мероприятия по оборудованию замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», 3 окон в здании муниципального общеобразовательного учреждения «Салмановская средняя школа», расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, д. Салмановка, ул. Дружбы, д. 30А; 37 окон в здании филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Салмановская средняя школа» - детском саду «Колобок», расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, д. Салмановка, ул. Советская, д. 5.
Принимая решение, суд исходит из того, что на образовательные учреждения возложена обязанность по обеспечению зданий мерами безопасности, а финансирование данных мероприятий должно осуществляться органом местного самоуправления, учитывая, что выполнение обязанности по обеспечению здания мерами безопасности направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.
Обязать МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области предусмотреть и обеспечить в срок до 01.04.2024 финансирование мероприятий по закупке и установке 3 замков безопасности на окнах в здании муниципального общеобразовательного учреждения «Салмановская средняя школа», расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, д. Салмановка, ул. Дружбы, д. 30А и 37 замков безопасности на окна в здании филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Салмановская средняя школа» - детском саду «Колобок», расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, д. Салмановка, ул. Советская, д. 5.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Салмановская средняя школа» в течение 3 месяцев с момента поступления финансирования, провести мероприятия по оборудованию замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», 3 окон в здании муниципального общеобразовательного учреждения «Салмановская средняя школа», расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, д. Салмановка, ул. Дружбы, д. 30А; 37 окон в здании филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Салмановская средняя школа» - детском саду «Колобок», расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, д. Салмановка, ул. Советская, д. 5.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Трубачёва И.Г.
Срок изготовления решения в окончательной форме 04 октября 2023 года