Решение по делу № 2-1873/2016 ~ М-1932/2016 от 26.09.2016

Дело № 2-1873/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    18 октября 2016 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Киселевой Т.А., при секретаре Погудиной Н.В.,

с участием прокурора Лысьвенской городской прокуратуры ФИО3 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу ФИО7 о возложении обязанности внести изменения в проект освоения лесов,

УСТАНОВИЛ:

    Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу ФИО8 (далее – АО ФИО9) о возложении обязанности внести изменения в проект освоения лесов.

Иск мотивирован тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях было установлено, что АО ФИО10 на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором лесного участка, часть которого находится на территории особо охраняемой природной территории – ландшафтный заказник <данные изъяты> с зонами особой природной ценности. Вместе с тем, в проекте освоения лесов на предоставленном в аренду земельном участке АО ФИО12 сведения о зонах особой природной ценности отсутствуют. Кроме того, указанным проектом в нарушение природоохранного законодательства запланированы рубки лесных насаждений на данной территории. Отсутствие в проекте освоения лесов АО ФИО13 сведений об особо охраняемой природной территории повлекло за собой проведение ответчиком сплошной рубки лесных насаждений на территории в выделах <данные изъяты> кв. <данные изъяты> ФИО14, то есть в зоне особой природной ценности, что способствовало разрушению уникальных компонентов и природных комплексов, нарушению функций природного ландшафта, обеспечивающих поддержание экологического баланса.

После уменьшения исковых требований просил суд возложить на ответчика обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в силу привести проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с требованиями законодательства путем включения сведений о нахождении кварталов <данные изъяты> ФИО15 в зоне особой природной ценности особо охраняемой природной территории регионального значения – охраняемого ландшафта <данные изъяты>, а также путем исключения условий о проведении сплошных рубок лесных насаждений на таких участках.

    В суде прокурор ФИО4 иск поддержал по доводам, в нем изложенным.

Представитель ответчика АО ФИО16 ФИО5 в суд не явился, в письменном отзыве против иска возражал. Указал, что спорный проект освоения лесов получил положительную государственную экспертизу, в проекте часть <данные изъяты> кварталов относится к охраняемым ландшафтам, в которых запрещены сплошные рубки за исключением лесных участков, переданных в аренду до ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, в силу действующего законодательства на землях лесного фонда запреты сплошных рубок, предусмотренные региональным законодательством по «иным» категориям особо охраняемых природных территорий, не предусмотренным Лесным кодексом Российской Федерации, не применимы для правоотношений, возникающих при использовании лесными участками в границах этих особо охраняемых природных территорий, то есть, позиция суда о запрете сплошных рубок на таких территориях неправомерна.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Так, в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.02. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера..

Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Статьей 2 указанного Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ установлены категории и виды особо охраняемых природных территорий. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Законом Пермского края от 04.12.2015г. № 565-ПК «Об особо охраняемых природных территориях Пермского края» к категории особо охраняемых природных территорий местного значения отнесены охраняемые ландшафты. На территории охраняемых ландшафтов выделяются функциональные зоны с различными режимами охраны и использования территории (зоны особой природной ценности, природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов) (пункт 3 статьи 2).

Постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2008г. № 64-п утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением биологических охотничьих заказников на территории Пермского края. В указанный перечень включен особо охраняемый природный ландшафт «Чусовской» площадью 16279,0 га, который расположен, на территории Кыновского участкового лесничества Лысьвенского сельского участкового лесничества государственного краевого учреждения «Лысьвенское лесничество». В границах данной природной территории имеются зоны особой природной ценности - 1-й участок «Дужный (Дужной) камень» (квартал 59) и 2-й участок – «Растун (Ростун) камень», «Устье реки Серебряной» ( квартал 48).

В силу пункта 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам.

В соответствие со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1). Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2). Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4).

Согласно части 6 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации сплошные рубки лесов запрещаются в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007г. № 181, в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (часть 4 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 4 Закона Пермского края от 04.12.2015г. № 565-ПК «Об особо охраняемых природных территориях Пермского края» на территории охраняемых ландшафтов регулируется (постоянно или временно запрещается или ограничивается) хозяйственная деятельность, влекущая за собой разрушение отдельных уникальных либо типичных компонентов и природных комплексов, нарушение функций природных ландшафтов, обеспечивающих поддержание экологического баланса и способствующих гармоничному взаимоотношению человека с природой.

Режимом особой охраны охраняемых природных территорий регионального значения, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2008г. № 64-п, в охраняемых ландшафтах запрещены сплошные рубки лесных насаждений, за исключением лесных участков, переданных в аренду до 1 августа 2009 г. (пункт 4.1.1.). При этом, Режимом предусмотрено деление охраняемых ландшафтов на рекреационную зону и зону особой природной ценности, для которых действует специально установленный режим особой охраны. Согласно пункту 4.5.3 в зоне особой природной ценности охраняемых ландшафтов установлен запрет на рубку леса, за исключением санитарной (пункт 4.5.3).

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 3 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В силу пункта 28 вышеуказанного Приказа, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

В соответствие с пунктом 6 этого же Приказа в разделе «Сведения о лесном участке» проекта освоения лесов приводится характеристика имеющихся в границах лесного участка особо охраняемых природных территорий и объектов, планы по их организации, развитию экологических сетей, сохранению объектов биоразнообразия.

    В результате проведенной Пермской межрайонный природоохранный прокуратурой проверки соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Агентством по природопользованию Пермского края и АО ФИО17 был заключен договор аренды лесного участка площадью <данные изъяты> га, расположенного на территории ФИО19 Лысьвенского района Пермского края. В состав лесного участка, в том числе входят кварталы <данные изъяты>, где находятся зоны особой природной ценности. Лесной участок предоставлен ФИО20 для заготовления древесины (л.д.8-23).

ФИО21 в ДД.ММ.ГГГГ подготовлен проект освоения лесов (л.д.15-34).

Проект освоения лесов АО ФИО22 получил положительное заключение по результатам проведенной государственной экспертизы (заключение , утвержденное приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ).

Вместе с тем, в нарушение указанных выше правовых актов в разделе 2.3. проекта «Характеристика имеющихся в границах лесного участка особо охраняемых природных территорий и объектов, планы по их организации, развитию экологических сетей, сохранению объектов биоразнообразия» отсутствует указание на наличие в охраняемом ландшафте <данные изъяты> зоны особой природной ценности - <данные изъяты> (квартал <данные изъяты>) и <данные изъяты>, <данные изъяты> (квартал <данные изъяты>). Указанные сведения являются характеризующими данными особо охраняемого природного ландшафта <данные изъяты> и такие сведения должны быть указаны в проекте освоения лесов.

Кроме того, в этом же разделе 2.3. отсутствует указание на запрет на рубку леса, за исключением санитарной, в зонах особой природной ценности - <данные изъяты> (квартал <данные изъяты>) и <данные изъяты>, <данные изъяты> (квартал <данные изъяты>). То есть не указаны сведения по охране и защите лесов на данных участках.

Имеющееся в разделе указание на то, что на территории особо охраняемого природного ландшафта <данные изъяты> запрещается сплошная рубка лесных насаждений, за исключением лесных участков, переданных в аренду до ДД.ММ.ГГГГ, без указания на запрет рубки в зонах особой природной ценности, не соответствует указанным выше правовым актам. Так, положения пункта 4.1.1 Режима особой охраны охраняемых природных территорий регионального значения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ , которым предусмотрена возможность сплошной рубки лесных насаждений в охраняемых ландшафтах лесных участков, переданных в аренду до ДД.ММ.ГГГГ распространяются только на особо охраняемую природную территорию <данные изъяты>, за исключением зоны особой природной ценности - участок <данные изъяты> (квартал <данные изъяты>), в которой пункту 4.5.3 Постановления установлен запрет на рубку леса, за исключением санитарной.

Отсутствие в проекте освоения лесов <данные изъяты> указанных выше сведений о зонах особой природной ценности особо охраняемого природного ландшафта <данные изъяты> и указания на запрет рубки лесов в таких зонах, привело осуществлению ответчиком сплошной рубки лесных насаждений общей площадью <данные изъяты> га в выделах <данные изъяты> квартала <данные изъяты>, то есть в зоне особой природной ценности <данные изъяты>.

По данному факту постановлением заместителя главного государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей от ДД.ММ.ГГГГ АО ФИО24 было привлечено к административной ответсвенности по статье 8.3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за нарушение установленного режима охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на иных особо охраняемых природных территориях либо в иных охранных зонах. Данное постановление должностного лица при пересмотрено по жалобе АО ФИО25 Лысьвенским городским судом Пермского края и Пермский краевым судом было оставлено без изменения (дело ). При этом, правого значения факт последующего обжалования ответчиком указанных постановления должностного лица и судебных актов при разрешении настоящего дела не имеет.

Доводы ответчика, ссылающегося на то, что федеральным законодательством не запрещена сплошная рубка в зонах особой природной ценности природных ландшафтов, которые Лесным кодексом Российской Федерации отнесены к иным категориям особо охраняемых природных территорий, основаны на неверном толковании закона.

Согласно статье 1 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1).

Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2).

Законом Пермского края от 04.12.2015г. № 565-ПК «Об особо охраняемых природных территориях Пермского края» установлен режим охраны территорий охраняемых ландшафтов, а Постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2008г. № 64-п установлен запрет на рубку лесов в зонах особой природной ценности охраняемых ландшафтов.

Исходя из совокупности указанных выше нормативно-правовых актов в их совокупности, Правительство Пермского края правомочно было устанавливать запрет на проведение рубки лесов в зонах особой природной ценности охраняемых ландшафтов.

Таким образом, использование ответчиком лесного участка на основании проекта освоения лесов не содержащего сведений об особо охраняемых природных территориях и режиме их охраны, угрожает сохранению биологического разнообразия лесов, средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, которые относятся к объектам общенационального достояния. Данное нарушает право каждого на благоприятную окружающую среду.

То есть, иск прокурора, заявленный в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, учитывая возможности ответчика, являющегося коммерческой организацией, по исполнению настоящего решения, степень затруднительности его исполнения, а также интересы круга лиц, в чью защиту подан иск, полагает, что заявленный прокурором срок для исполнения решения суда является соразмерным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Иск Пермского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга удовлетворить.

Возложить на Акционерное общество «Кыновской леспромхоз» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в силу привести Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с требованиями законодательства путем включения сведений о нахождении кварталов <данные изъяты> ФИО26 в зоне особой природной ценности особо охраняемой природной территории регионального значения – охраняемого ландшафта <данные изъяты>, а также путем исключения условий о проведении сплошных рубок лесных насаждений на таких участках.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                        Т.А. Киселева

2-1873/2016 ~ М-1932/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермский Межрайонный природоохранительный прокурор
Ответчики
АО Кыновской леспромхоз
Другие
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии ПК
Суд
Лысьвенский городской суд Пермского края
Судья
Киселева Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
lysva--perm.sudrf.ru
26.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2016Передача материалов судье
27.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2016Судебное заседание
21.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2017Дело оформлено
08.06.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее