Дело № 2-36/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сысольский районный суд Республики Коми (постоянное судебное присутствие в с.Койгородок Койгородского района Республики Коми)
в составе председательствующего судьи Батовой Л.А.,
при секретаре Юркиной В.В.
с участием истца Бровко В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Койгородок 19 февраля 2019 года гражданское дело по иску Бровко Валентины Александровны к ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» о признании решения от 30.10.2018 об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории педагог-пенсионер незаконным, обязании предоставить меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории педагог-пенсионер,
установил:
Бровко В.А. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» о признании уведомления о предоставлении мер социальной поддержки незаконным и обязании предоставить меры социальной поддержки.
В обоснование иска указала, что после окончания физико-математического факультета КГПИ с августа 1983 года она работала учителем математики в Койгородской средней школе, дополнительно вела 0,5 ставки группы продленного дня. В сентябре 1985г. перевелась в Койгородскую вспомогательную школу-интернат, где вела уроки математики и по совместительству работала в группе воспитателем. 26.08.1996 Койгородская школа-интернат была реорганизована в Койгородский Детский дом-школу с классами умственно отсталых детей. В учительской работе ничего на изменилось, она по-прежнему вела уроки математики, по совместительству работала воспитателем разновозрастной группы. 23.06.2008 была уволена из Детского дома-школы в связи с ликвидацией организации. 24.01.2009 устроилась воспитателем в ГУ РК «Детский противотуберкулезный санаторий «Кажым». 10.03.2009 была ей назначена пенсия за выслугу лет, вышла на пенсию как педагог-пенсионер. Таким образом, она отработала в сельской местности 25 лет педагогическим работником. Управлением социальной защиты 01.04.2009 ей было выдано удостоверение, которое дает право на меры социальной поддержки. Однако с момента выхода на пенсию она не получает и не получала никаких льгот.
17.12.2018 истица уточнила свои требования, представив заявление, в котором просила признать решение ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» от 30.10.2018 об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории педагог-пенсионер, обязать ответчика предоставить ей меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории педагог-пенсионер.
Истица в судебном заседании поддержала заявленные требования, дополнительно указав, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг она получала до увольнения из детского дома-школы, после меры социальной поддержки не получала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В своем отзыве ответчик указал, что истцу до 01.08.2008 предоставлялись меры социальной поддержки по категории «Педагогические работники государственных образовательных организаций Республики Коми, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа». Согласно записи в трудовой книжке от 23.07.2008 истец была уволена с ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с ликвидацией организации. Пенсия назначена в соответствии с п.19 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 10.03.2009 года. Ссылаясь на п.3 чт.18 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ (в ред. от 27.12.2017), и указывая, что пенсия Бровко В.А. была назначена в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», а не в соответствии с пунктом 2 ст.32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» было принято решении, было принято решение № 04/1981 от 30.10.2018 об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Педагог-пенсионер». В связи с чем, считают, что Бровко В.А. в вправе на меры социальной поддержки в соответствии с Законом РК «О социальной поддержке населения в РК» было отказано правомерно.
Представители ГУ-УПФ РФ в Прилузском районе, ГУ РК «ЦЗН Койгородского района», привлеченные судом в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились, представив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 30.10.2018 года Бровко В.А. обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в соответствии со статьей 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения Республики Коми».
Решением ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» № 04/1981 от 30.10.2018 истцу было отказано в предоставлении мер социальной поддержке по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории педагог-пенсионер. Основание отказа п.3 ст.18 Закона РК от 12.11.2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (л.д.6).
Не согласившись с данным решением, Бровко В.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Конституция Российской Федерации в статьях 39 и 55 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст.160 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 ст.55 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений (увольнение и выход на пенсию)) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке в Республике Коми» настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми.
В соответствии с ч.1 (1) ст.18 вышеуказанного Закона Республики Коми № 55-РЗ (в редакции действующей на день увольнения истца) педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) оплата в размере 100 процентов за пользование жилым помещением (плата за наем) в домах государственного и муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций;
2) оплата в размере 100 процентов указанным специалистам за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения в домах независимо от вида жилищного фонда;
3) оплата в размере 100 процентов указанным специалистам коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе по поставке бытового газа в баллонах) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда;
4) оплата в размере 100 процентов коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда.
Для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - 100-процентное освобождение от оплаты за твердое топливо и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 100 процентов стоимости приобретенного твердого топлива для отопления жилого помещения и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива.
Аналогичная редакция Закона имела и на момент выхода Бровко В.А. на пенсию (в ред. от 23.12.2008).
Законом Республики Коми от 18.11.2008 года № 114-РЗ указанная выше часть 1(1) статьи 18 дополнена абзацем следующего содержания:
Установленные данной частью меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками государственных образовательных учреждений Республики Коми, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы не менее 10 лет в соответствующих учреждениях.
Таким образом, на день выхода Бровко В.А. на пенсию действовала редакция Закона от 23.12.2008, которая устанавливала, что меры социальной поддержки сохраняются педагогическими работниками государственных образовательных учреждений Республики Коми, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы не менее 10 лет в соответствующих учреждениях.
Судом установлено, что Бровко В.А. с 15.08.1983 года осуществляла педагогическую деятельность в Койгородском районе (в Койгородской средней школе – воспитателем, в Койгородской вспомогательной школе-интернат - учителем математики).
23.08.2008 года Бровко В.А. была уволена с ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с ликвидацией организации.
С 18.08.2008 года по 23.01.2009 года Бровко В.А. была зарегистрирована в ЦЗН Койгородского района в качестве безработной и получала пособие по безработице.
Из записей трудовой книжки также следует, что с 24.01.2009 по 20.01.2010 Бровко В.А. осуществляла педагогическую деятельность в ГУ РК «Детский противотуберкулезный санаторий «Кажим» в должности воспитателя.
10.03.2009 Бровко В.А. обратилась в УПФР в Койгородском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости как педагог.
На основании п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 10.03.2009 Бровко В.А. назначена трудовая пенсия.
01 апреля 2009 года Управлением социальной защиты населения Агентства РК по социальному развитию по Койгородскому району истцу было выдано удостоверение серии РК № 027659, в соответствии с которым Бровко В.А. имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.18 Закона РК «О социальной поддержке населения в РК» (л.д.5).
Как следует из объяснений ответчика от 05.01.2019 года, Бровко В.А. предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику государственного образовательного учреждения в соответствии со ст.18 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» с мая 2007 года по август 2008 года включительно. Основанием для выдачи удостоверения серии РК № 027659 о праве на меры социальной поддержки от 01.04.2009 являлась копия трудовой книжки с записью о приеме на работу на должность воспитателя ГУ РК «Детский противотуберкулезный санаторий «Кажим». Меры социальной поддержки были назначены только на период работы в должности воспитателя.
Отказывая истцу в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ответчик сослался на п.3 ст.18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ (в ред. от 27.12.2017) «О социальной поддержке населения в Республике Коми, в соответствии с которым меры социальной поддержки распространяются на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, проработавших в государственных образовательных организациях Республики Коми и муниципальных образовательных организациях в Республике Коми, находящихся в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, не менее 10 лет и уволенных в связи с ликвидацией образовательной организации, сокращением численности или штата работников образовательной организации до назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), которым выплачивается пенсия, назначенная в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", при условии, что на момент увольнения они имели право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки.
Однако на момент возникновения спорных правоотношений, а именно, на момент выхода истца на пенсию, действовала другая редакция Закона (от 23.12.2008), которая устанавливала, что меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками государственных образовательных учреждений Республики Коми, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы не менее 10 лет в соответствующих учреждения. При этом из данной нормы следует, что получение указанных льгот педагогическими работниками не было связано с основанием увольнения и назначения пенсии. Для осуществления выплаты являлась совокупность следующих условий: выход на пенсию и стаж работы не менее 10 лет в соответствующих учреждениях, пользование мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения в период работы и проживание в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.
Как было установлено судом, Бровко В.А. имеет соответствующий педагогический стаж, при работе в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей получала льготы по оплате коммунальных услуг, предоставляемые педагогическим работникам. Данными мерами социальной поддержки после увольнения не могла пользоваться вынужденно, не по своей воле, по причине ее увольнения в связи с ликвидацией, что не может являться основанием к лишению истицы мер социальной поддержки (т.е. ухудшать ее положение), предоставляемых ей ранее, при работе в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при том, что в силу п.2 ст.28 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» фактически ее трудовой стаж не прерывался.
Учитывая наличие у истицы соответствующего педагогического стажа работы, получение ею льгот по оплате коммунальных услуг при работе в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по август 2008 года включительно), невозможность пользоваться указанной мерой социальной поддержки в период с 18.08.2008 по 23.01.2009), когда она состояла на учете в Центре занятости, по объективным причинам, не зависящим от нее причинам (ликвидация организации), трудоустройство с 24.01.2009 года в ГУ РК «Детский противотуберкулезный санаторий «Кажим» в должности воспитателя, в связи с чем ей было выдано удостоверение о праве на меры социальной поддержки, факт назначения Бровко В.А. пенсии за выслугу лет до достижения пенсионного возраста с 10.03.2009 года, суд считает, что за Бровко В.А., как педагогического работника, работавшего и проживающего в сельской местности, сохраняется право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных ст.18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ.
При таких обстоятельствах, решение ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» № 04/1981 от 30.10.2018 года об отказе в предоставлении Бровко В.А. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории педагог-пенсионер является незаконным и на ответчика следует возложить обязанность по предоставлению истцу этих мер.
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Исковые требования Бровко Валентины Александровны удовлетворить.
Признать незаконным решение ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» № 04/1981 от 30.10.2018 года об отказе в предоставлении Бровко Валентине Александровне мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории педагог-пенсионер.
Обязать ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» предоставить Бровко Валентине Александровне меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории педагог-пенсионер.
Взыскать с ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» в пользу Бровко Валентины Александровны возврат госпошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми (с.Койгородок, ул.Мира, д.1п) в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Л.А.Батова
Мотивированное решение составлено 19.02.2019