Дело № 2а-1-639/2022
УИД 73RS0024-01-2022-000920-61
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 ноября 2022 года р.п. Ишеевка Ульяновского района
Ульяновской области
Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Трифоновой А.И., при секретаре судебного заседания Маскиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, Управление) обратилось в суд с административным иском к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, администрации МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
В обоснование исковых требований указано, что во исполнение протокола совещания по вопросу обеспечения населения регионов Приволжского федерального округа качественной питьевой водой (в рамках контроля за ходом исполнения пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20.02.2019 №Пр-245), пункта 5.3. решения Коллегии Роспотребнадзора от 22.02.2022 «Об итогах деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2021 году и задачах на 2022 год» по организации мониторинга 100%-ного охвата населенных пунктов субъектов Российской Федерации исследуемых проб питьевой воды, по предписанию Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области были отобраны пробы питьевой воды для лабораторных испытаний. В ТО Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Ульяновском районе поступили протоколы испытаний из филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области в Ульяновском районе» №28771, 28755, 28762 от 25.07.2022, 28542 от 22.07.2022, из которых усматривается неудовлетворительное качество питьевой воды в с. Старое Алейкино, с. красное Сюндюково, с. Васильевка, с. Русская Беденьга в Ульяновском районе Ульяновской области. Согласно сведениям ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области в Ульяновском районе» выявлены отклонения от обязательных гигиенических нормативов в следующих пробах питьевой воды нецентрализованного водоснабжения: в протоколах испытаний №28771 от 25.07.2022, место отбора – колодец в с. Старое Алейкино, №28755 от 25.07.2022, место отбора – колодец в с. Красное Сюндюково у дома 38, отражены отклонения от таблицы 3.5 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее по тексту решения также СанПиН 1.2.3685-21) по показателю обобщенных колиморфных бактерий и по показателю «нитраты»; в протоколе №28762 от 25.07.2022, место отбора – колодец в с. Васильева отражены отклонения от таблицы 3.5 СанПиН 1.2.3685-21 по показателю обобщенных колиморфных бактерий; в протоколе испытаний № 28542 от 22.07.2022, место отбора – колодец в с. русская Беденьга, ул. Полевая, имеются отклонения от таблицы 3.5 СанПиН 1.2.3685-21 по показателю «нитраты». На основании изложенного в адрес МУ «Администрация МО «Ульяновский район» были направлены запросы о водоснабжающих организациях, собственниках и балансодержателях источников водоснабжения, социально-значимых объектах и количестве жителей в указанных выше селах. Из поступивших ответов следует, что социально-значимых объектов в указанных селах не имеется. Количество жителей в с. Старое Алейкино – 6 человек, с Красное Сюндюково – 25 человек, с. Васильевка – 10 человек, с. Русская Беденьга – 228 человек. твет на уведомление о несоответствии проб питьевой воды нормативам качества из МУ «Администрация МО «Ульяновский район» не поступил. Несоответствие качества воды санитарно-эпидемиологическим требованиям по микробиологическим показателям является риском возникновения угрозы жизни и здоровья населения. Обобщенные колиморфные бактерии и нитраты являются указывают на микробное заражение питьевой воды. Употребление воды такого качества может привести к возникновению острых кишечных инфекционных заболеваний, таких как ротавирусные, норовирусные инфекции, дизентерия, вирусный гепатит А, брюшной тиф и пр.
Ссылаясь на положения п. 4 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14, п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 9 ст. 7, ст.10 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункты 71-74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644, указывает, что обязанность по обеспечению условий, необходимых для организации водоснабжения населения, возложена на органы местного самоуправления. Согласно пунктам 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Обеспечение населения качественной и безопасной питьевой водой является конечной целью выполнения требований санитарного законодательства. Невыполнение приведенных требований санитарного законодательства нарушает право граждан на охрану здоровья. МУ «Администрация МО «Ульяновский район» не обеспечивает условия, необходимые для организации подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
На основании изложенного Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просит признать противоправным бездействие надлежащего ответчика - МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области и Администрации МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области по непринятию надлежащих мер по обеспечению населения с. Старое Алейкино, с. Васильевка, с. Красное Сюндюково, с. Русская Беденьга в Ульяновском районе Ульяновской области качественной питьевой водой, а именно, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; обязать надлежащего ответчика - МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, Администрацию МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области обеспечить выполнение требований ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а именно: обеспечить жителей с. Старое Алейкино, с. Васильевка, с. Красное Сюндюково, с. Русская Беденьга в Ульяновском районе Ульяновской области качественной питьевой водой, в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
В судебном заседании представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Рыжова Е.П. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчиков МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области Новичкова Т.Б., Администрации МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области Амерханова А.Р., извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Представили ходатайства об отложении судебного заседания, в удовлетворении которых судом отказано.
Ранее представитель ответчика МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области Новичкова Т.Б., административные исковые требования не признала. Пояснила, что полномочия муниципального района по содержанию и ремонту систем водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах п. Красное Сюндюково, с. Русская Беденьга переданы на основании соглашения администрации МО «Ундоровское сельское поселение». В населенных пунктах с. Старое Алейкино и с. Васильевка проживает небольшое число жителей, которые пользуются водой из собственных колодцев. Каких-либо жалоб, обращений относительно качества воды от жителей данных населенных пунктов в администрацию не поступало. Кроме того, Администрацией планируется заключение договора на очистку колодцев в указанных селах. Просила обратить внимание, что ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не устанавливает обязанность по обеспечению качества питьевой воды, а таблица 3.5 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» не относится к нецентрализованным системам водоснабжения.
Представитель администрации МО «Ундоровское сельское поселение» Амерханова А.Р. ранее в судебном заседании подтвердила, что в п. Красное Сюндюково, с Русская Беденьга водоснабжение населения организовано посредством колодцев. Полномочия по очистке и ремонту колодцев осуществляет администрация МО «Ундоровское сельское поселение», регулярно осуществляет проверку путем визуального осмотра колодцев на предмет разрушений и заиливания. 31.10.2022 администрацией поселения заключен договор с ООО «СОЮЗ-К» на комплекс услуг по очистке колодцев в с. Русская Беденьга. ул.Полевая, около д. 10, ул. Курганы около дома №9; п. Красное Сюндюково, около дома №38 (колодцев, качество воды в которых не соответствует нормативам согласно проведенным исследованиям).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает необходимым исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области удовлетворить частично.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон №416-ФЗ).
В силу п. 4 ст. 2 указанного Федерального закона под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Централизованная система холодного водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц;
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2 статьи 23 Федерального закона №416-ФЗ).
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон №52-ФЗ) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В силу ч. 3 ст. 1 указанного выше Федерального закона требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Согласно Положению об Управлении Роспотребнадзора по Ульяновской области в полномочия указанного органа входит осуществление государственного надзора за соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 введены в действие Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», которыми установлены, в том числе нормативы качества и безопасности воды.
Так, в таблице 3.6 СанПиН 1.2.3685-21 определены санитарно-микробиологические и паразитологические показатели безопасности воды систем нецентрализованного питьевого водоснабжения. Норматив по показателю «обобщенные колиморфные бактерии (КОЕ/100 см3) – отсутствие.
Согласно таблице 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков» величина ПДК для нитратов (NO3-) - 0,45.
Часть 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит организацию на территориях сельских поселений водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, к вопросам местного значения муниципального района.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в населенных пунктах – с. Старое Алейкино, с. Васильевка, с. Красное Сюндюково, с. Русская Беденьга в Ульяновском районе Ульяновской области водоснабжение жителей осуществляется посредством колодцев общего пользования, то есть организована нецентрализованная система холодного водоснабжения.
На основании предписания Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области в Ульяновском районе» в июле 2022 года отобраны пробы воды в общественных колодцах в с. Старое Алейкино, с. Васильевка, с. Красное Сюндюково, с. Русская Беденьга.
Как следует из протоколов исследований №28542 от 22.07.2022, №№28771, 28755, 28762 от 25.07.2022, качество питьевой воды в с. Старое Алейкино, с. Красное Сюндюково, с. Васильевка, с. Русская Беденьга в Ульяновском районе Ульяновской области не соответствует приведенным выше санитарно-гигиеническим требованиям, а именно, установлено несоответствие по показателю обобщенных колиморфных бактерий и превышение ПДК по показателю «нитраты». Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено и не опровергнуто ответчиком, что обязанность обеспечить население качественной питьевой водой МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области не выполнена.
Установлено, что между МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области и Администрацией МО «Ундоровское сельское поселение» заключено соглашение, согласно которому администрации сельского поселении передана часть полномочий по решению вопросов местного значения, а именно, строительство, ремонт (очистка) колодцев в населенных пунктах п. Красное Сюндюково, с. Русская Беденьга.
Вместе с тем, указанное соглашение заключено на срок с 01.01.2022 по 31.12.2022. В силу пункта 5.1 муниципальный район осуществляет контроль за исполнением передаваемых полномочий. Установление факта неосуществления поселением переданных ему полномочий является основанием для одностороннего расторжения соглашения.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что обязанность по организации водоснабжения населения не ограничивается строительством и ремонтом колодцев, суд полагает, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является МУ «Администрация МО «Ульяновский район», обязанная надлежащим образом организовать водоснабжение населения сельских поселений на территории муниципального района в силу закона.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к водой МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального района, выразившегося в непринятии достаточных мер по обеспечению населения с. Старое Алейкино, с. Васильевка, с. Красное Сюндюково, с. Русская Беденьга в Ульяновском районе Ульяновской области качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд также считает необходимым возложить на МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области обязанность обеспечить жителей с. Старое Алейкино, с. Васильевка, с. Красное Сюндюково, с. Русская Беденьга в Ульяновском районе Ульяновской области качественной питьевой водой, а именно, привести в соответствие требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» качество воды общественных колодцев, расположенных в с. Старое Алейкино, с. Васильевка, с. Русская Беденьга (на ул. Полевой) и в с. Красное Сюндюково (у д. 38) в Ульяновском районе Ульяновской области.
То обстоятельство, что в иске указано на необходимость привести качество питьевой воды в соответствие с требованиями таблицы 3.5 СанПиН 1.2.3685-21, устанавливающей санитарно-микробиологические и паразитологические показатели безопасности воды систем централизованного питьевого водоснабжения, основанием для отказа в иске не является. Показатели по обобщенным колиморфным бактериям и ПДК по нитратам для систем централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения одинаковы.
Суд также учитывает, что административный истец, указав в просительной части иска на ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», соответствующие требования о возложении на администрацию обязанности осуществлять производственный контроль качества питьевой воды не сформулировал, по итогу просил обеспечить население с. Старое Алейкино, с. Васильевка, с. Красное Сюндюково, с. Русская Беденьга в Ульяновском районе Ульяновской области качественной питьевой водой. Суд рассматривает административный иск в пределах заявленных требований.
Административными ответчиками представлены договоры с ООО «СОЮЗ-К» на очистку колодцев в с. Старое Алейкино, с. Васильевка, с. Русская Беденьга (на ул. Полевой) и в с. Красное Сюндюково (у д. 38) в Ульяновском районе Ульяновской области. Данное обстоятельство также не может служить основанием для отказа в административном иске, поскольку на дату рассмотрения дела судом обязанность обеспечить жителей названных сел качественной питьевой водой не выполнена. Доказательств обратного не представлено.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, выразившееся в непринятии достаточных мер по обеспечению населения с. Старое Алейкино, с. Васильевка, с. Красное Сюндюково, с. Русская Беденьга в Ульяновском районе Ульяновской области качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Возложить на муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области обязанность обеспечить жителей с. Старое Алейкино, с. Васильевка, с. Красное Сюндюково, с. Русская Беденьга в Ульяновском районе Ульяновской области качественной питьевой водой, а именно, привести в соответствие требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» качество воды общественных колодцев, расположенных в с. Старое Алейкино, с. Васильевка, с. Русская Беденьга (на ул. Полевой) и в с. Красное Сюндюково (у д. 38) в Ульяновском районе Ульяновской области.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А. И. Трифонова
Срок изготовления решения суда в окончательной форме – 17 ноября 2022 года.