Дело № 2-149/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 марта 2018 года с. Долгодеревенское
Сосновский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.В.
при секретаре Вадзинска К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Боронкина Е.Г., Альмухаметовой К.В. к Главному управлению лесами по АДРЕС об установлении границы земельного участка, признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Боронкин Е.Г., Альмухаметова К.В. обратились в суд с иском к Главному управлению лесами Челябинской области (далее – ГУ лесами Челябинской области) в котором просят:
установить границы земельного участка площадью 30 773 кв.м, расположенного по АДРЕС, с кадастровым №, существовавших по состоянию на 23 мая 2016 года,
признать права собственности Боронкина Е.Г. на 1/3 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым №, Альмухаметовой К.В. - на 2/3 доли;
установить границы земельного участка площадью 20 227 кв.м, расположенного по АДРЕС, с кадастровым №, существовавших по состоянию на 23 мая 2016 года,
признать права собственности Боронкина Е.Г. на 1/3 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым №, Альмухаметовой К.В. - на 2/3 доли.
В качестве основания иска указано, что на основании постановления главы администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 июня 1993 года № 496 АОЗТ «Митрофановское» выдан государственный акт о предоставлении 12490 га в коллективную собственность бесплатно. Постановлением главы администрации Сосновского района Челябинской области от 09 июня 1994 года № утвержден список собственником земельных долей АОЗТ «Митрофановский». На основании указанного постановления Л.А.Ф. является собственником земельной доли площадью 5,1 га в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения. 06 сентября 2010 года Л.А.Ф. в отношении выделяемого земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый №, участок был отнесен к категории земельных участков сельскохозяйственного назначения. Право собственности Л.А.Ф. на указанный участок зарегистрировано 13 октября 2010 года. 25 ноября 2010 года между Л.А.Ф. и С.К.Ю. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым №. 23 декабря 2010 года между С.К.Ю. и К.Э.А., Альмухаметовой К.В. был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка, по условиям которого К.Э.А. купил 1/3 доли, Альмухаметова К.В. - 2/3 доли земельного участка. 10 августа 2012 года между К.Э.А. и Боронкиным Е.Г. заключен договор купли-продажи земельного участка, по условиям которого К.Э.А. продал, а Боронкин Е.Г. купил 1/3 доил земельного участка с кадастровым №. Истцы осуществили раздел указанного земельного участка на земельные участки с кадастровыми № и №. Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 23 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований К.Л.А., С.Н.Б., Боронкина Е.Г., Альмухаметовой К.В. к Главному управлению лесами Челябинской области об установлении границы земельных участков, признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми № и № отказано, в части удовлетворены исковые требования прокурора Сосновского района, признан недействительным выдел земельного участка с кадастровым № в счет выделения земельной доли из АОЗТ «Митрофановское», признать незаконным раздел земельного участка с кадастровым № на земельные участки с кадастровыми № и №, сняты с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами № и №, указанные участки истребованы из незаконного владения Боронкина Е.Г. и Альмухаметовой К.В., прекращено право собственности на участки. Основанием для удовлетворения требований прокурора послужил вывод суда о том, что исходный и образованные при его разделе земельные участки относятся к землям лесного фонда, являются собственностью Российской Федерации, не передаются в частную собственность в силу приямого указания закона. Во исполнение решения право собственности истцов на спорные земельные участки было прекращено, сведения об участках исключены из ГКН. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ (далее – Федеральный закон № 280- ФЗ) были вынесены изменения в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона № 280 - ФЗ граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Поскольку право общей долевой собственности истцов было прекращено на вышеуказанном основании, данный факт имел место до принятия и вступления в силу Федерального закона № 280- ФЗ, который определил правила установления принадлежности земельного участка к категории земель населенных пунктов и лесного фонда, истцы имеют право на признание в судебном порядке права собственности на принадлежавший им на праве общей долевой собственности земельный участок.
Истцы Боронкин Е.Г., Альмухаметова К.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия.
Представитель истца Боронкина Е.Г. – Бочарова Ю.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ лесами Челябинской области Булыщенко В.И. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 4-12 том 2).
Истец Альмухаметова К.В., представители третьих лиц Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Из материалов дела суд установил, что К.Л.А., С.Н.Б., Боронкин Е.Г., Альмухаметова К.В. обращались в суд с иском к Главному управлению лесами Челябинской области о признании отсутствующим права собственности РФ на земельный участок с кадастровым №, расположенный по АДРЕС.
В обоснование указывали, что 28 мая 2013 года между Боронкиным Е.Г., Альмухаметовой К.В, (продавцы) и К.Л.А., С.Н.Б. (покупатели) был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, по условиям которого покупатели приобрели в собственность в равных долях земельный участок с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 51000 кв.м, расположенный по АДРЕС. К.Л.А., С.Н.Б., Боронкин Е.Г., Альмухаметова К.В. обратились в Управление Росреестра по Челябинской области с заявление о государственной регистрации перехода права собственности. 18 марта 2014 года Управление Росреестра сообщило об отказе в государственной регистрации прав, поскольку по сведениям Главного управления лесами по Челябинской области земельный участок с кадастровым № расположен на землях лесного фонда Шершневского лесничества и находится в федеральной собственности.
Прокурор Сосновского района Челябинской области обращался в суд с иском к Латыпову А.Ф., С.К.Ю., Боронкину Е.Г., К.Э.А., Альмухаметовой К.В., К.Л.А., С.Н.Б., в котором просил:
признать недействительным выдел земельного участка с кадастровым №, площадью 51000 кв.м., расположенного по АДРЕС в счет выделения земельной доли из АОЗТ «Митрофановское»;
признать ничтожным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым № от 25 ноября 2010 года, заключенный между Л.А.Ф. и С.К.Ю.;
признать ничтожным договор купли-продажи долей на земельный участок с кадастровым № от 23 декабря 2010 года, заключенный между С.К.Ю., и К.Э.А. (1/3 доли), Альмухаметовой К.В. (2/3 доли);
признать ничтожным договор купли-продажи 1/3 доли на земельный участок с кадастровым № от 10 августа 2012 года, заключенный между К.Э.А. и Боронкиным Е.Г.;
признать незаконным раздел земельного участка с кадастровым № на земельные участки с кадастровыми № и №;
прекратить право собственности Боронкина Е.Г. на 1/3 доли на земельный участок с кадастровым №;
прекратить право собственности Боронкина Е.Г. на 1/3 доли на земельный участок с кадастровым №;
прекратить право собственности Альмухаметовой К.В. на 2/3 доли на земельный участок с кадастровым №;
прекратить право собственности Альмухаметовой К.В. на 2/3 доли на земельный участок с кадастровым №.
исключить из Единого государственного земельного кадастра запись о земельном участке с кадастровым №;
исключить из Единого государственного земельного кадастра запись о земельном участке с кадастровым №;
истребовать из незаконного владения Боронкина Е.Г., Альмухаметовой К.В. земельный участок с кадастровым №;
истребовать из незаконного владения Боронкина Е.Г., Альмухаметовой К.В. земельный участок с кадастровым №;
истребовать из незаконного владения Боронкина Е.Г., Альмухаметовой К.В. земельный участок с кадастровым №.
Вышеуказанные исковые заявления были объединены в одно производство, гражданское дело №.
Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 23 мая 2016 года, вступившим в законную силу 02 сентября 2016 года, в удовлетворении исковых требований К.Л.А., С.Н.Б., Боронкина Е.Г., Альмухаметовой К.В. к Главному управлению лесами Челябинской области об установлении границы земельных участков, признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми № и № отказано, в части удовлетворены исковые требования прокурора Сосновского района, признан недействительным выдел земельного участка с кадастровым № в счет выделения земельной доли из АОЗТ «Митрофановское», признать незаконным раздел земельного участка с кадастровым № на земельные участки с кадастровыми № и №, сняты с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми № и №, указанные участки истребованы из незаконного владения Боронкина Е.Г. и Альмухаметовой К.В., прекращено право собственности на участки.
Указанным решением суда установлено и подтверждается материалами настоящего дела, что на основании постановления главы администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 июня 1993 года № 496 АОЗТ «Митрофановское» выдан государственный акт о предоставлении 12490 га в коллективную собственность бесплатно.
Постановлением главы администрации Сосновского района Челябинской области от 09 июня 1994 года № 508 утвержден список собственником земельных долей АОЗТ «Митрофановский».
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Л.А.Ф. являлся собственником земельной доли площадью 5,1 га в праве собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым № на основании вышеуказанного постановления № 508 от 09 июня 1994 года.
С целью образования земельного участка путем выдела доли в праве общей собственности из земель АОЗТ «Митрофановское» Л.А.Ф. было проведено межевание земельного участка. 27 июля 2010 года ООО НПП «Урал» подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем выдела доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым №, при этом местоположение выделяемого земельного участка с ГУ лесами не согласовывалось.
В результате выдела образован земельный участок с кадастровым № площадью 51000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный по АДРЕС, участок поставлен на кадастровый учет 06 сентября 2010 года.
По договору купли-продажи земельного участка от 25 ноября 2010 года Л.А.Ф. продал С.К.Ю. земельный участок с кадастровым №.
По договору купли-продажи земельного участка от 23 декабря 2010 года С.К.Ю. продал К.Э.А. 1/3 доли и Альмухаметовой К.В. 2/3 доли на земельный участок с кадастровым №.
По договору купли-продажи земельного участка от 10 августа 2012 года К.Э.А. продал Боронкину Е.Г. 1/3 доли земельного участка с кадастровым №.
28 мая 2013 года Боронкин Е.Г. и Альмухаметова К.В. заключили договор купли-продажи, по условиям которого продают земельный участок с кадастровым № К.Л.А. и С.Н.Б.
13 марта 2013 года ЧОБУ Шершневское лесничество обратилось в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о приостановлении постановки на кадастровый учет земель в квартале 47 выделах 1-6, 15, 23, 29, 23, 25 Кременкульского участкового лесничества Шершневского лесничества, просили также остановить регистрацию права собственности на земли лесного фонда, поставленных на кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения, в том числе, земельный участок с кадастровым №.
Уведомлением от 04 июня 2013 года Управление Росреестра проинформировало о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним по договору от 28 мая 2013 года, поскольку вышеуказанный земельный участок накладывается на земли лесного фонда.
В ходе рассмотрения гражданского дела № проведена судебная землеустроительная экспертиза, согласно заключению эксперта ООО «С*» Г.М.С. земельный участок с кадастровым №, разделенный на земельные участки с кадастровыми № и №, полностью расположен в пределах границ лесного фонда согласно материалам лесоустройства по Кременкульскому участковому лесничеству 1998 года; границы земельного участка с кадастровым №, установленные по координатам из кадастровой выписки о земельном участке, налагаются на границы выделов № и № квартала № Кременкульского участкового лесничества, границы которых установлены по материалам лесоустройства по Кременкульскому участковому лесничеству 1998 года.
Разрешая заявленные требования по делу №, суд пришел к выводу, что земельные участки с кадастровыми № и №, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым №, полностью расположены на землях лесного фонда, то есть на землях, не относящихся к долевой собственности участников долевой собственности АОЗТ «Митрофановское», следовательно, выдел земельного участка с кадастровым № на землях лесного фонда, является незаконным.
Разрешая исковые требования в рамках настоящего дела, суд учитывает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П).
Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает, что леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий; границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством; лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения), а имущественные отношения, связанные, в частности, с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (статьи 3, 6 и 8).
Идентификация, учет и регистрация лесных участков в соответствии с действующим законодательством осуществляется следующим образом: документированная информация о таких участках относится к общедоступной информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, - информации ограниченного доступа) и содержится в государственном лесном реестре, ведение которого, а также внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 2, 3, 9 и 10 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации); ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
Для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» также было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Подпункт 3 пункта 6 ст. 5 устанавливает, что положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Как установлено судом, земельные участки с кадастровыми № и № были образованы из земельного участка с кадастровым №, выделенного в счет земельной доли из общедолевых земель АОЗТ «Митрофановское», оборот которых регулируется Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно представленным в суд таксационным описаниям Кременкульского участкового лесничества 1986 и 1998 годов, Шершневского лесничества лесоустройства Шершневского лесничества лесоустройства 2014 года, планшетам лесоустройства 1998 года земельный участок с кадастровым № был полностью расположен в квартале 50 на выделах 2, 3, 4 и был включены в таксационные описания 1986 года как «ландшафт, поляна» либо «болота», в таксационных описаниях 1998 и 2014 годов – квартал 46 выдел 3 (л.д. 15-32 том 2), что изначально исключало возможность его использования как земли сельскохозяйственного назначения.
Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда с кадастровым №, лесов первой группы (зеленых зон), общей площадью 125650000 кв.м, расположенных по адресу: Кременкульское лесничество Челябинский лесхоз (в том числе и расположенном в квартале 46 Кременкульского лесничества Челябинского лесхоза) зарегистрировано в установленном порядке 05 марта 2004 года. Земельные участки с кадастровыми № и № являются частью указанного федерального земельного участка и расположены внутри его границ, при этом из собственности Российской Федерации не изымались, перевод из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения либо в земли населенных пунктов либо иных категорий, не осуществлялся.
В соответствии с пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается, определяются на основании закона и в установленном им порядке. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Как указано в пункте 2 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным и Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Сохранение целевого использования земельных участков - один из принципов, на которых, согласно подпункту 1 пункту 3 статьи 1 указанного Закона, основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих Определениях от 21 сентября 2017 года N 1793-О и N 1794-О указал, что установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в Едином государственном реестре недвижимости только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Рассматривая иски публично-правовых образований об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения к гражданам, чье право собственности на такие участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, суды должны - исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов при определении правового статуса субъектов этих отношений, критериев соразмерности и пропорциональности - оценивать возможность защиты прав добросовестных приобретателей в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в статье 302 ГК Российской Федерации законоположений, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.
Оценив в совокупности представленные материалы, суд приходит к выводу, что земельные участки с кадастровыми № и № образованы на землях, которые изначально не могли быть отнесены к сельскохозяйственным, не использовались в качестве сельскохозяйственных и не могли быть использованы по целевому назначению.
Оснований для применения Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в редакции от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ не имеется.
При этом суд учитывает, что истцы не являются добросовестным приобретателем спорных участков, поскольку не проявили должной разумной осторожности и осмотрительности, при которых могли узнать о расположении участков на территории лесного фонда и об отсутствии у продавцов права на распоряжение федеральной собственностью.
Кроме того, решение Сосновского районного суда Челябинской области от 23 мая 2016 года, вступило в законную силу 02 сентября 2016 года, исковое заявление поступило в суд 19 октября 2017 года, то есть по истечении года, в течение которого истцы вправе требовать в судебном порядке признания их прав на спорные земельные участки с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
На основании изложенного, исковые требования предъявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Боронкина Е.Г., Альмухаметовой К.В. к Главному управлению лесами по Челябинской области об установлении границ земельных участков с кадастровыми № и №, признании права собственности на указанные земельные участки отказать полностью.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: