Решение по делу № 5-1051/2019 от 25.09.2019

              Дело № 5-1051/2019

              УИД 78RS0015-01-2019-006348-86

                                                                     Резолютивная часть постановления

                                                           в соответствии с частью 1 статьи

                                                                    29.11 КоАП РФ вынесена и оглашена

                         ДД.ММ.ГГГГ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

              ДД.ММ.ГГГГ год                                                            Санкт-Петербург

        Судья Невского районного суда Санкт-Петербурга В.В. Черникова,

              с участием защитников Зыбиной С.Н. и Кошелева А.А.,

              прокурора И.А. Пантюкова,

              рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Невского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, зал ,

              материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:

              Барышниковой Н. Н., <адрес>

    УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в неустановленное время Барышникова Н.Н., являясь должностным лицом – главным бухгалтером местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ , подписала ДД.ММ.ГГГГ последнее платежное поручение на оплату услуг по организации питания малоимущих, не относящейся к ведению органов местного самоуправления, то есть оплатила денежные обязательства на сумму 798700 рублей из средств местного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ из статьи расходов 954 1006 5050000323 (мероприятия в области социальной политики) в целях, не соответствующих целям, определенным решением муниципального совета МО о местном бюджете от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ год, средства которого подлежат направлению на решение вопросов местного значения, а также в целях, не соответствующих целям, определенным иными документами, являющимися правовым основанием предоставления указанных средств, а именно Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге». При этом в действиях Барышниковой Н.Н. не содержится признаков уголовно-наказуемого деяния. То есть Барышникова Н.Н. совершила административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании защитники Барышниковой Н.Н. Зыбина С.Н. и Кошелев А.А. пояснили, что Барышникова Н.Н. вину в совершении вмененного административного правонарушения не признает, представили письменные возражения (позицию) с письменными документами (л.д. 65-169).

Согласно позиции защитников Барышниковой Н.Н., ВМО СПб МО является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий. Из положения пункта 5 абзаца 3 статьи 20 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ усматривается, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Решением представительного органа ВМО МО от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение об организации и осуществлении адресной социальной помощи гражданам МО , в котором предусмотрена социальная помощь в форме бесплатного питания. Финансирование муниципальных программ по реализации мер муниципальной социальной помощи отдельным категориям граждан, осуществляются за счет собственных средств местного бюджета, а не из финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов. Вышеуказанное Решение ВМО МО с приложением Положения было направлено в прокуратуру <адрес> Санкт-Петербурга и получено последними ДД.ММ.ГГГГ Протеста прокуратуры на Решение МО не поступало.

Расходы на питание для малоимущего населения в 2018 году расходовались из предусмотренных на эти цели собственных средств местного бюджета.

Кроме того, в 2012 году Невским районным судом Санкт-Петербурга по двум гражданским делам по заявлению прокуратуры <адрес> о признании недействующими нормативных актов - решений Муниципального Совета Муниципального образования «Об утверждении Положения «Об оказании гражданам адресной социальной поддержки по программе «Социальная химчистка» и «Социальная парикмахерская» было отказано. Санкт-Петербургским городским судом решения Невского суда Санкт-Петербурга были оставлены без изменения, а апелляционные представления прокурора <адрес> Санкт-Петербурга без удовлетворения. По аналогии принятых решений Невским судом Санкт-Петербурга принято решение о предоставлении малоимущему населению бесплатного питания.

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении прокуратура ссылается на статью 38 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ и указывает, что согласно этой норме, осуществление расходов из местных бюджетов на финансирование полномочий, входящих в компетенцию органов государственной власти Санкт-Петербурга, не допускается, за исключением случаев, установленных законами Санкт-Петербурга. Положение выше приведенной позиции противоречит статье 20 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», которая дает право органам местного самоуправления устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет собственных средств местного бюджета.

Барышникова Н.Н. как главный бухгалтер руководствуется в своей деятельности приказам и распоряжениями руководства.

Нецелевое использование бюджетных средств возникает тогда, когда коды бюджетной классификации расходов в платежных документах при оплате выполненных услуг не соответствуют полностью или частично кодам бюджетной классификации указанным в Решении МС «Об утверждении бюджета.. .» или муниципальных программах на текущий финансовый год.

В данном случае код бюджетной классификации платежных поручений при оплате за организацию питания малоимущих жителей - 954 1006 5050000323 244 226 полностью соответствует разделу 1006 «другие вопросы в области социальной политики» - решения МС от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении местного бюджета...» (стр. 11 местного бюджета: получен прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ) и соответствует разделу - 1006 «другие вопросы в области социальной политики» - ст. 2 «организация питания малоимущих граждан» в муниципальных программах на 2018 год (распоряжение местной администрации от ДД.ММ.ГГГГ , получены прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, все правоустанавливающие и платежные документы содержат один и тот же код бюджетной классификации расходов бюджетной системы РФ - 954 1006 5050000323 244 226.

Кроме того, при несовпадении кодов бюджетной классификации платежных поручений, кодам классификации в Решении об утверждении бюджета Федеральное казначейство, которое осуществляет кассовое исполнение бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербурга, не исполнит платеж, т.к. программное обеспечение Казначейства не пропустит оплату при несоответствии кодов, либо отсутствии денежных средств на расходных статьях бюджета (статья 166.1 БК РФ). Казначейство исполнило проплату по всем платежным поручениям «За организацию питания малоимущих жителей МО » по указанным кодам. Значит, цели оплаты соответствовали целям, установленным Решением об утверждении бюджета ВМО СПб МО ДД.ММ.ГГГГ год.

Следовательно, нецелевое использование бюджетных средств в местной администрации ВМО СПб МО , главным бухгалтером местной администрации Барышниковой Н.Н. не допускалось, событие административного правонарушения отсутствовало.

Прокурор Пантюков И.А. обстоятельства, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, подтвердил.

Выслушав объяснения защитников Барышниковой Н.Н., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает вину Барышниковой Н.Н. установленной и доказанной.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельстваобстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельстваобстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с положениями статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

       Вина Барышниковой Н.Н. подтверждается следующими доказательствами:

- постановлением заместителя прокурора Невского района Санкт-Петербурга Р.А. Давлетшина от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении в отношении Барышниковой Н.Н. дела об административном правонарушении по статье 15.14 КоАП РФ (л.д. 1-5);

- отчетом о результатах контрольного мероприятия «Выборочная проверки формирования и исполнения бюджета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ ДД.ММ.ГГГГ-2018 годы» от ДД.ММ.ГГГГ , рассмотренным и одобренным Коллегией Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга протокол от ДД.ММ.ГГГГ , п. 2.1 (л.д. 7-10);

- решением Главы муниципального образования Теплых И.Г. от ДД.ММ.ГГГГ К о назначении на должность главного бухгалтера – руководителя финансово-экономического отдела местной администрации МО МО Барышникову Н.Н. (л.д. 11);

- приказом главы местной администрации муниципального образования муниципальный округ Санкт-Петербурга Девяткина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ -п о предоставлении права подписи расчетных (платежных) и кассовых документов с ДД.ММ.ГГГГ Девяткину А.В. и Барышниковой Н.Н. (л.д. 12);

- муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между местной администрацией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ (Заказчик) и АО «Комбинат социального питания «Волна» (Подрядчик), согласно которому Подрядчик обязуется оказать услуги по организации питания малоимущих жителей МО , а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в соответствии с условиями контракта (л.д. 15-20);

- платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-26);

- письмом Комитета финансов Санкт-Петербурга на имя заместителя прокурора Невского района Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22).

Суд не согласен с позицией Барышниковой Н.Н. и ее защитников по следующим основаниям.

          Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, составляет нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Пунктом 5 статьи 86 БК РФ установлено, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. При этом органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

В силу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 38 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» (далее-Закон Санкт-Петербурга ) осуществление расходов из местных бюджетов на финансирование полномочий, входящих в компетенцию органов государственной власти Санкт-Петербурга, не допускается, за исключением случаев, установленных законами Санкт-Петербурга.

Статьей 10 Закона Санкт-Петербурга установлен исчерпывающий перечень вопросов местного значения муниципальных образований в Санкт-Петербурге.

В частности согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга к вопросам местного значения относится оказание натуральной помощи малообеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно, в виде обеспечения их топливом.

В установленный статьей 10 Закона Санкт-Петербурга перечень вопросов местного значения не входит организация питания для малоимущих граждан.

В соответствии с положениями Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге», организация социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге относится к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга. В соответствии с Приложением к данному Закону, в перечень социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, входит обеспечение бесплатным горячим питанием.

Таким образом, расходование средств бюджета муниципального образования МО на организацию питания для малоимущих граждан не соответствует требованиям бюджетного законодательства.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между местной администрацией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ и АО «Комбинат социального питания «Волна» заключен муниципальный контракт , согласно которому АО «Комбинат социального питания «Волна» обязуется оказать услуги по организации питания малоимущих жителей МО , а МО обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в соответствии с условиями контракта.

В рамках данного контракта МО были оплачены оказанные услуги платежными поручениями из средств местного бюджета по коду бюджетной классификации 954 1006 5050000323 226 (другие вопросы в области социальной политики) (л.д. 23-26).

МО не имело права в 2018 году устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Письменную позицию Барышниковой Н.Н. (с представленными документами), озвученную ее защитниками, суд признает защитной позицией по делу, избранной с целью уйти от наказания за совершение административного правонарушения.

То обстоятельство, что прокуратура Невского района не опротестовала Решение представительного органа ВМО МО от ДД.ММ.ГГГГ и Положение об организации и осуществлении адресной социальной помощи гражданам МО , не свидетельствует об их законности.

Решения Невского районного суда Санкт-Петербурга по гражданским делам по искам прокуратуры, рассмотренным в 2012 году, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.

Ссылка защитников Барышниковой Н.Н. на статью 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) основана на неправильном толковании норм права.

Организация питания малоимущих жителей муниципального образования не включена в перечень вопросов местного значения муниципальных образований, установленных для каждого из вида муниципальных образований статьями 14, 15, 16 Федерального закона № 131-ФЗ. При этом перечень вопросов местного значения любого из видов муниципальных образований не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон.

         Согласно абзацу 2 части 5 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Однако финансирование полномочий, предусмотренное частью 5 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ.

     Вместе с тем существуют нормы бюджетного законодательства, прямо запрещающие муниципальным образованиям устанавливать и исполнять некоторые расходные обязательства. В частности, финансовые полномочия органов местного самоуправления могут быть ограничены в зависимости от уровня дотационности бюджета муниципального образования.

       Так, согласно пункту 4 статьи 136 БК РФ, в муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов объема доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, а также в муниципальных образованиях, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет, начиная с очередного финансового года обязаны подписывать и выполнять соглашения с финансовым органом субъекта Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.

       В соответствии с распоряжением Комитета финансов Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ -р ВМО МО включено в перечень внутригородских муниципальных образований, указанных в пункте 4 статьи 136 БК РФ на 2018-2019 годы. Однако МО не заключило с Комитетом финансов Санкт-Петербурга соглашение о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (л.д. 22).

       Таким образом, включение в бюджет МО расходов на осуществление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан (организация питания для малоимущих граждан) противоречит требованиям бюджетного законодательства, так как нарушает принцип сбалансированности бюджета.

          Ссылка защитников на то, что Барышникова Н.Н. в своей деятельности подчиняется приказам и распоряжениям руководства, неправомерна. Барышникова Н.Н. как должностное лицо (главный бухгалтер - руководитель финансово-экономического отдела местной администрации МО МО ), несущее самостоятельную финансовую ответственность, имела возможность и должна была не подписывать незаконные платежные поручения.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Суд квалифицирует действия Барышниковой Н.Н. по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении наказания суд учитывает степень общественной опасности, характер совершенного административного правонарушения, данные о личности виновного.

С учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, в целях достижения задач законодательства об административных правонарушениях и предупреждения совершения новых административных правонарушений, исходя из принципа справедливости и соразмерности, суд считает необходимым назначить Барышниковой Н.Н. административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

Руководствуясь статьями 15.14, 29.10-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

        Признать Барышникову Н. Н. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (Двадцать тысяч) рублей.

        Согласно части 1.1 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях сумму административного штрафа правонарушителю перечислить в бюджет по следующим реквизитам:

    Получатель штрафа: УФК по СПб (прокуратура Санкт-Петербурга)

ИНН 7826661945

КПП 783801001

ОКАТО 40262563000

Счет получателя 40 в Северо-Западном главном управлении ЦБ РФ

БИК 044030001

КБК 415 1 16 90010 01 6000 140

ОКТМО 40303000

    Назначение платежа: административный штраф по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

        Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

        Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Санкт-Петербургский городской суд через Невский районный суд Санкт-Петербурга.

                Судья                       В.В. Черникова

5-1051/2019

Категория:
Административные
Истцы
Прокурор Невского района
Ответчики
БАРЫШНИКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Другие
Зыбина Светлана Николаевна
Суд
Невский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Черникова Виктория Владимировна
Статьи

15.14

Дело на сайте суда
nvs.spb.sudrf.ru
25.09.2019Передача дела судье
26.09.2019Подготовка дела к рассмотрению
29.10.2019Рассмотрение дела по существу
09.12.2019Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
29.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее