Дело № 2-1045/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2016 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Макаренко Н.О.,
при секретаре Еремеевой Н.С.,
с участием представителей истца Ушаковой Н.С., Хоружик Е.Е., представителей ответчика Стамати Д.В. и Жарова А.С. Логвиной Н.В., Камыниной О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области к Стамати Д.В., Жарову П.С. об обязании принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) путем рекультивации земельного участка,
установил:
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Стамати Д.В., Жарову П.С., в котором с учетом уточнения исковых требований просит обязать ответчиков принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) по адресу: Томская область, Томский район, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, общей площадью 1 Га, общий объем 1000 м? путем рекультивации земельного участка.
В обоснование заявленных требований указывает, что Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области на основании обращения ОГКУ «Томскавтодор» (исх. № 112 от 04.02.2016) проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды. Проверкой установлено, что гражданином Стамати Д.В. и гражданином Жаровым П.С. на собственном земельном участке на землях населенного пункта, разрешенное использование: для жилищного строительства по адресу: Томская область, Томский район, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, допущено несанкционированное размещение промышленных отходов. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом МПР России № 445 от 18.07.2014 допущен сброс следующих видов отходов: мусор от сноса и разборки зданий несортированный - 4 класса опасности, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный - 4 класса опасности, отходы от жилищ крупногабаритные - 5 класс опасности, отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - 4 класс опасности, древесные отходы, от сноса и разборки зданий несортированные - 4 класс опасности. Общая площадь несанкционированного размещения отходов составила 1 Га, общий объем 1000 м?.
Впоследствии истец уточнил обоснование заявленных требований, указав, что Стамати Д.В. и Жаровым П.С. на земельном участке в черте населенного пункта на водосборной площадке реки Томь произведено захоронение отходов,общей площадью 1Га, общим объемом 1000м3, по адресу: Томская область, Томский район, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, кадастровый номер: <номер обезличен>, ухудшающее санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного поселения, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга граждан - жителей Зоркальцевского сельского поселения Томского района Томской области и иных граждан, пребывающих в поселении, на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. По сути гражданином Стамати Д.В. и гражданином Жаровым П.С. организован несанкционированный полигон отходов. Истец полагает, что Стамати Д.В., Жаров П.С. обязаны выполнить мероприятия по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) путем рекультивации земельного участка.
Представитель истца Ушакова Н.С. действующая по доверенности от 20.06.2016, в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнения подержала в полном объеме, просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель истца Хоружик Е.Е., действующая по доверенности от 16.10.2015, в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что вред почвенному слою земельного участка, принадлежащего на праве собственности ответчикам, нанесен уже тем, что отходы размещены, а впоследствии захоронены на земельном участке.Полагает, что ответчиками не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих вывоз отходов на полигон ТБО. Так, представитель истца считает, что факт вывоза отходов на полигон не может быть подтвержден представленными ответчиками договором на вывоз боя кирпича от 29.04.2016, договорами о выполнении услуг по приему с целью накопления и обработки твердых коммунальных отходов, поскольку в договорах отсутствует указание на объем вывозимого кирпича, договорами не предусмотрен вывоз строительных материалов, вышедших из эксплуатации, не имеется доказательств вывоза и по другим видам отходов, как то: мусор от сноса разработки зданий несортированный - 4 класса опасности, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный - 4 класса опасности, отходы от жилищ крупногабаритные - 5 класса опасности и других. Считает, что представленное ответчиками заключение ФГБУ «Станция агрохимической службы «Томская» по результатам исследования почвогрунта не может являться доказательством надлежащего состояния почвенного слоя, поскольку почвогрунт проанализирован только на тяжелые металлы, не представлено документов об аккредитации учреждения, проводимого исследования, не представлено доказательств по рекультивации земли.
Ответчики Стамати Д.В., Жаров П.С., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в суд не явились, об отложении судебного заседания не просили.
Представитель ответчиков Логвина Н.В. и Камынина О.Е. действующие на основании доверенностей 29.04.2016, в судебном заседании исковые требования не признали, полагая, что истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований. Суду пояснили, что ответчиками нарушение чьих-либо прав и законных интересов не допускалось, отходы на земельном участке ответчиков отсутствуют. Координаты расположения несанкционированного размещения отходов (свалки), указанные истцом, не соответствуют координатам расположения земельного участка, принадлежащего ответчикам; в материалах административного производства место расположения свалки в каждом документе указано по-разному, в связи с чем, полагает, что не доказан факт расположения свалки на земельном участке ответчиков. Считают, что доводы истца о размещении ответчиками на собственном земельном участке отходов 4 класса опасности опровергаются представленными ответчиками в материалы дела актом обследования земельного участка от 11.05.2016, обследованием, проводимым в ходе выездного судебного заседания 25.05.2016, договором от 29.04.2016 о вывозе боя кирпича, актами об оказанных услугах от 29.04.2016 и от 26.05.2016, заключением по результатам исследования почвогрунта, отобранного с земельного участка ответчиков, согласно которому почвогрунт не содержит вредных элементов в превышающем предельно-допустимой концентрации. Также считают недоказанным и факт размещения отходов именно 4 класса опасности. Полагают, что рекультивация земель с видом разрешенного использования - для жилищного строительства, не предусмотрена.
Представитель третьего лица ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» Жуков В.А., действующий по доверенности от 01.04.2016, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о разбирательстве дела в свое отсутствие или отложении судебного заседания на более поздний срок не просил. В представленном письменном отзыве указал, что полагает исковые требования обоснованными.
Выслушав представителей истца Ушакову Н.С., Хоружик Е.Е., представителей ответчиков Логвину Н.В., Камынину О.Е., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 ГПК РФ, статьи 11, 12, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее Департамент) действует на основании Положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 23.11.2007 № 153, является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и государственный экологический надзор, в связи чем, на основании ст. 46 ГПК РФ обратился в суд с соответствующим иском.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Главным природным ресурсом и главным компонентом, основной составляющей окружающей природной среды, является земля.
Согласно ст. 9 Конституции Российской федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Действующим законодательством требования в сфере охраны окружающей среды установлены федеральным законом «Об охране окружающей среды», прочими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области, в том числе Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».
В силу статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 1 названного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 № 361-ФЗ) установлено, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Под требованиями в области охраны окружающей среды (далее также - экологические требования) в соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду. Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц осуществляется на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой деятельности. Природоохранные требования, т.е. предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами или нормативными актами, направлены на обеспечение экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об обращении с отходами производства и потребления» правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены, в том числе, в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Под несанкционированными местами размещения отходов принято понимать территории, не предназначенные для размещения отходов (раздел 2 Методических рекомендаций по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях Российской Федерации, актуализированных и направленных письмом Росприроднадзора от 23.05.2012 №ВК-03-03-36/6231; письмо МПР России от 11.07.1995 №01-11/29-2002 «О Временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации»).
Усматривается, что несанкционированными местами размещения отходов являются несанкционированные свалки (неразрешенные и необустроенные в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ территории, на которых размещаются отходы); места, запрещенные для размещения отходов в силу прямого указания на это федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в том числе запрещается: сброс отходов производства и потребления на почву, размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, реакционных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ (в ред. от 29.12.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ,
связанных с нарушением земель.
Как следует из материалов дела, Стамати Д.В., Жарову П.С. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок категории: земли населенных пунктов, для жилищного строительства, площадью 309333 кв.м., расположенный по адресу: Томская область, Томский район, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 70/029/001/2016-347 по состоянию на 12.02.2016, свидетельства о государственной регистрации права серии 70-АВ 509914 от 19.12.2013, свидетельства о государственной регистрации права серии 70-АВ 509915 от 19.12.2013
Как следует из акта проверки № 2-4 от 29.02.2016 Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, проведенной с участием специалиста по градостроительству и землепользованию администрации Зоркальцевского сельского поселения по обращению директора ОГКУ «Томскавтодор», выявлено несанкционированное место размещения отходов производства и потребления по адресу: Томская область, Томский район, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, кадастровый номер:<номер обезличен> (в границах населенного пункта), общая площадь несанкционированного размещения отходов составила 1 Га, общий объем 1000 м?. Основными образующими видами отходов являются: отходы от жилищ крупногабаритные - 5 класс опасности, отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - 4 класс опасности, древесные отходы, от сноса и разборки зданий несортированные - 4 класс опасности.
Расположения свалки определены навигатором Garmin eTrex Venture HC: 56?56.936Е084?89.113 (точка 647).
К акту приложен фотоматериал, на котором запечетлен мусор, находящийся под покровом снега (л.д.17-23 том 1).
Аналогичное установлено протоколом об административном правонарушении № 2-24 от 29.02.2016 Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, согласно которому Стамати Д.В., 29.02.2016 в Томской области Томского района, д.Петрово, земельный участок расположен на юго-восточной части кадастрового квартала, допущено несанкционированное размещение промышленных отходов 4 класса опасности в д.Петрово. Расположение свалки определены навигатором Garmin eTrex Venture HC: 56?56.936Е084?89.113 (точка 647), общая площадь несанкционированного размещения отходов составила 1 Га, общий объем 1000 м? (л.д.7 том 1).
Постановлением о назначении административного наказания № 2-24 от 01.03.2016 Стамати Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (л.д.11 том 1).
Из объяснений Стамати Д.В. от 29.02.2016 следует, что в 2013 году он оформил 1/2 доли земельного участка по адресу: Томская область, Томский район, д.Петрово, расположенного в юго-восточной части кадастрового квартала. На земельном участке проводит работы по планировке участка, выравнивая и поднимает территорию строительными материалами, вышедшими из эксплуатации. На день производства по делу об административном правонарушении проводит работы по уборке отходов. К 10.04.2016 планирует ликвидировать отходы с территории в полном объеме (л.д.16 том 1).
Обращаясь в суд с заявленными требованиями с учетом их уточнения о ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) путем рекультивации земельного участка, истец ссылается на обстоятельства захоронения ответчиками отходов,общей площадью 1 Га, общим объемом 1000м3, по адресу: Томская область, Томский район, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, кадастровый номер: <номер обезличен>, (точка 647), что ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного поселения, нарушает гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга граждан - жителей Зоркальцевского сельского поселения Томского района Томской области и иных граждан, пребывающих в поселении, на благоприятную окружающую среду.
Вместе с тем, исследовав представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о недоказанности указываемых истцом обстоятельств о несанкционированным размещении отходов (захоронении отходов) на земельном участке ответчиков, которые не безопасны для здоровья населения и среды обитания.
Как следует из материалов дела, пояснений представителей ответчиков, Стамати Д.В. и Жаров П.С. обратились в администрацию Зоркальцевского сельского поселения, в результате чего 11.05.2016 комиссией в составе Управляющего делами, специалистов администрации, произведено обследование земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, земельный участок находится в юго-восточной части кадастрового квартала, в результате которого установлено, что на данном земельном участке отсутствуют элементы твердых и бытовых отходов. Результаты обследования зафиксированы в соответствующем акте (л.д.128 том 1) с приложением фотоматериала, на котором изображен земельный участок со следами его разравнивания. Элементов твердых и бытовых отходов на данном земельном участке из фотоматериала не усматривается (л.д.129-132).
Не установлено наличия таковых судом и в процессе выездного судебного заседания 25.05.2016, по результатам которого к материалам дела приобщен фотоматериал, на котором изображен земельный участок со следами его разравнивания. Каких-либо отходов, или мусора на земельном участке не наблюдается.
Обосновывая заявленные требования, истцом предположительно, без предоставления соответствующих доказательств по правилам ст.ст. 55, 56 ГПК РФ сделан вывод о захоронении некогда имеющихся на земельном участке отходов, что ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку.
Однако имеющиеся в материалах дела договор № 3 от 01.02.2016, заключенный между ООО «ЭКМО» и ООО «ЦО Волна», договор на вывоз боя кирпича от 29.04.2016, заключенный между ООО «ЦО «Волна» и Стамати Д.В., акт № 00000001 от 29.04.2016, акт № 000023 от 26.05.2016 подтверждают пояснения представителей ответчиков о вывозе мусора с земельного участка на полигон ТБО, и опровергают доводы представителей истца о захоронении отходов на земельном участке, в отсутствие доказательств об обратном.
При этом суд критически относится к доводам представителя истца о том, что перечисленные выше документы не могут подтверждать вывоз отходов и мусора, поскольку в договорах отсутствует указание на объем вывозимого кирпича, договорами не предусмотрен вывоз строительных материалов, вышедших из эксплуатации, не имеется доказательств вывоза и по другим видам отходов, как то: мусор от сноса разработки зданий несортированный - 4 класса опасности, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный - 4 класса опасности, отходы от жилищ крупногабаритные- 5 класса опасности и других, полагая их надуманными и бездоказательственными.
Напротив, заключением и протоколом испытаний № 1 ФГБУ «Станция агрохимической службы «Томская» от 23.06.2016, представленной представителем ответчика подтверждается, что результаты проведения исследования почвогрунта с земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> путем отобрания в соответствии с актом отбора проб от 15.06.2016 и анализа на тяжелые металлы, не превышают предельно - допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно- допустимых концентраций (ОДК) данных элементов. Сделан вывод, что данный почвогрунт является безопасным для хозяйственного использования (л.д.1 том 2).
При этом довод представителя истца Хоружик Е.Е. о том, что у ФГБУ «Станция агрохимической службы «Томская» отсутствуют документы по аккредитации и его заключение ввиду этого не является надлежащим доказательством по делу, суд находит несостоятельным, поскольку представленный в обоснование данного довода скриншот с экрана официального сайта ФГБУ «Станция агрохимической службы «Томская» с изображением Аттестата аккредитации сроком действия по 07.06.2016, в отсутствие иных доказательств, не является достаточным и бесспорным подтверждения отсутствия такового на момент проведения исследования. При этом суд обращает внимание, что в данном случае предоставлено отображение лишь одной страницы сайта, а потому вызывает сомнение отсутствие размещения лицензии с новым установленным сроком действия на иных вкладках данного сайта.
Суд также учитывает, что в ходе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство о назначении экологической экспертизы для подтверждения обстоятельств, заявленных последним о наличии отходов под грунтом (захоронение отходов), неблагоприятного воздействия на почвенный слой земельного участка, необходимости проведения рекультивации земельного участка, однако впоследствии от производства данной экспертизы сторона истца отказалась.
Помимо этого, как следует из представленного стороной ответчика в материалы дела ответа ФГБОУ «Томский государственный архитектурно - строительный университет» от 11.05.2016, при обработке географических координат земельного участка, где по мнению истца располагается свалка, а именно: 56?56.936Е084?89.113 (точка 647) выявлено, что данная точка расположена в 55 километрах по направлению север-восток к с. Итатка Томского района Томской области от земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, и располагается на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>, не имеющего к ответчикам никакого отношения (л.д.134 том 1).
При этом сторонами не оспаривается, подтвердил в судебном заседании представителя истца Комякова Е.В., что установление географических координат произведено оборудованием, которое не прошло поверку в установленном законном порядке.
Также суд учитывает, что стороной истца конкретно не определен участок, на котором по мнению истца имеет место быть размещение отходов, учитывая, что ответчикам на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 309333 кв.м, а также существуют соседние землепользователи, а потому указание на участок размещения отходов общей площадью 1 Га, общий объем 1000 м? является недостаточным для определения юридически значимых обстоятельств, в частности, подтверждения обстоятельств размещения отходов на земельном участке, принадлежащем исключительно ответчикам.
При таких данных, с учетом вышеприведенного, в отсутствие достаточных и неопровержимых доказательств об обратном, суд считает не установленным, что на земельном участке Томская область, Томский район, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, кадастровый номер:<номер обезличен>, принадлежащем на праве собственности ответчикам Стамати Д.В. и Жарову П.С., имеется несакционированное размещение отходов (свалка) как поверх земли, так и их захоронение.
В связи с чем, довод представителя истца о презумции экологической опасности планируемой деятельности ответчиками, в данном случае необоснован.
Согласно положениям ст. 1 Земельного кодекса РФ в числе основных принципов земельного законодательства закреплены принципы учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, а также приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Из ст. 13 Земельного кодекса РФ следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Согласно п.1 постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы 1136) (далее Основные положения) (зарегистрированы в Минюсте РФ 29.07.1996 № 1136).
Согласно п. 3 указанных Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяиственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов (п. 5 Основных положений).
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка (п. 6 Основных положений).
Из анализа вышеизложенным норм права следует, что основанием для рекультивации земель является факт нарушения сбросом отходов экологического баланса участка земли.
Однако, учитывая установленные выше судом обстоятельства об отсутствии факта захоронения отходов на земельном участке (с учетом заявленных требований), принадлежащего ответчикам, а также в отсутствие данных о нарушении почвенного слоя данного земельного участка, суд полагает, что необходимости проведения рекультивации на земельном участке, испрашиваемом истцом, также не имеется, поскольку последним не приведены доказательства о неблагоприятном состоянии почвы земельного участка ответчиков в соответствии с его целевым назначением и существенного влияния на окружающую среду и гигиенические условия жизни населения.
При этом суд полагает, что иные доказательства, представленные стороной истца, которым не дана оценка при постановлении решения, бесспорными и достаточными для подтверждения заявленных требований не являются.
Учитывая изложенное, в отсутствие доказательств об обратном, прийти к выводу о наличии нарушений санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки в Зоркальцевском сельском поселении Томского района Томской области и иных граждан, пребывающих в поселении, нарушений благоприятной окружающей среды, вредного негативного воздействия на человека, эксплуатацией земельного участка, принадлежащего ответчикам, необходимости приведения земли в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, не представляется возможным. В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований суд не находит, в их удовлетворении надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области к Стамати Д.В., Жарову П.С. об обязании принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), путем рекультивации земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.О. Макаренко