Дело № 2-51/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 июля 2017 года с. Яковлевка
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Акимчук В.А.,
при секретаре ФИО1,
с участием помощника военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона Ахмедова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации к ФИО2 о выселении из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения,
установил:
Заместитель военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с исковым заявлением к ФИО3, ФИО2, ФИО3 о выселении из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения, указав в обоснование требований, что в соответствии с распоряжением заместителя Министра имущественных отношений РФ от 14 января 2004 № 85-р «О закреплении имущества за Даубихинской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны РФ» за указанным учреждением на праве оперативного управления закреплено имущество, в том числе, жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, закрытый военный городок «Яковлевка-4». Согласно передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ, утвержденного Министром обороны РФ Сердюковым А.Э., ФГУ «Даубихинская КЭЧ района» Министерства обороны РФ, в лице начальника ФИО5, действующее на основании Устава, передало, а ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, в лице врио руководителя ФИО6, приняло имущество, документацию, а также все права и обязанности ФГУ «Даубихинская КЭЧ района» Министерства обороны РФ, в том числе, согласно приложения к данному акту, объект недвижимого имущества – жилой <адрес>. В соответствии с приказом Министерства обороны РФ от 17 декабря 2010 года № 1871 ФГУ «Даубихинская КЭЧ района» Министерства обороны РФ реорганизован путем присоединения к ФГУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России. В феврале 2017 года 32 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что 7 июня 2011 года между ФГУ «Даубихинская КЭЧ района» Министерства обороны России и ФИО3 был заключен договор найма служебного жилого помещения №, сроком на 5 лет. Согласно пункту 1 договора ФИО3 передано за плату во владение и пользование специализированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности и закрепленное за Министерством обороны РФ, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, общей площадью 61,55 кв м. Вместе с ФИО3 в указанную квартиру вселены следующие члены семьи: супруг – ФИО2, сын – ФИО3 и дочь – ФИО4 По сообщению начальника отдела миграционного пункта ОП № 12 МО МВД России «Арсеньевский», ФИО4 (дочь) снята с регистрационного учета по месту жительства с 18 ноября 2016 года. В соответствии с копией трудовой книжки ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она являлась директором ООО «Берег» и не являлась военнослужащим, либо гражданским персоналом ВС РФ. Какое-либо заседание жилищной комиссии войсковой части 51430 или ФГУ «Даубихинской КЭЧ района» Министерства обороны РФ на предмет выделения вышеуказанного жилья ФИО3 и членам ее семьи не проводилось. Кроме того, установлено, что ФИО3 на дату заключения договора являлась членом семьи военнослужащего войсковой части 51430 – старшего лейтенанта ФИО2, участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Согласно копии корешка государственного жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ серии УВ №, старшему лейтенанту ФИО2 и членам его семьи, а именно: супруге – ФИО3, дочери – ФИО4 и сыну ФИО3, предоставлена за счет средств федерального бюджета социальная выплата в размере <данные изъяты> <данные изъяты> рублей. После получения социальной выплаты, ФИО2 приобретён жилой дом, общей площадью 158,3 кв м, расположенный по адресу: <адрес> а также земельный участок общей площадью 2 100 кв м, расположенный по тому же адресу. В настоящее время ФИО3 является заместителем главы администрации Яковлевского муниципального района, работники которой не являются гражданским персоналом Министерства обороны РФ и на них не распространяется действие отраслевого соглашения между профсоюзами гражданского персонала ВС РФ и Министерством обороны РФ. Специализированные жилые помещения Министерства обороны РФ предназначены для проживания военнослужащих проходящих военную службу, а также лиц гражданского персонала Министерства обороны РФ, в связи с чем ФИО3 не может быть обеспечена служебным жилым помещением. Однако ФИО3 до настоящего времени служебное жилое помещение не освободила. На основании изложенного, просил выселить ФИО3, ФИО2 и ФИО3 из служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения с одновременным снятием с регистрационного учета, обязать ответчиком освободить указанное жилое помещение и сдать его в распоряжение полномочного органа Министерства обороны РФ.
Впоследствии заместитель военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона заявленные исковые требования изменил, в связи с выездом ФИО3 и ФИО3 в <адрес> и снятии с регистрационного учета по спорному жилому помещению, просил выселить ФИО2 из служебного жилого помещения по адресу: <адрес> – 10, без предоставления другого жилого помещения, обязать ФИО2 сдать указанное жилое помещение в распоряжение полномочного органа Министерства обороны РФ, а также сняться с регистрационного учета в установленные законом сроки.
В судебном заседании помощник военного прокурора 32 военной прокуратуры Ахмедов А.М. требования, изложенные в исковом заявлении и уточнении к нему, поддержал в полном объеме по изложенным в них доводам.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания извещен надлежащим образом по адресу места регистрации, причины неявки суду не известны.
ФИО3, ФИО3 в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания извещены надлежащим образом по последнему известному месту жительства и месту регистрации, причины неявки суду не известны
Представитель ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ, надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не прибыл, просил исковые требования прокурора удовлетворить, рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Согласно частям 3 и 5 статьи 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Положениями части 1 статьи 92 ЖК РФ установлено, что служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
Исходя из требований статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно статье 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предусматриваются по договорам безвозмездного пользования.
Договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным ЖК РФ (статья 102 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 ЖК РФ и частью 2 настоящей статьи. В частности, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях инвалидыI или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Указанное в полной мере согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым, в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
Из материалов дела следует, на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений РФ № 85-р от 14 января 2004 года жилой дом № 46 по улице Карпатовская в селе <адрес> закреплен за Даубихинской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны РФ.
ДД.ММ.ГГГГ между Даубихинской КЭЧ и ФИО3 был заключен договор найма служебного жилого помещения №, из которого следует, что изолированное служебное жилое помещение, находящееся в государственной собственности и закрепленное за Министерством обороны РФ, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, предоставлено ФИО3 и членам ее семьи (ФИО2, ФИО3) сроком на пять лет за плату во владение и пользование.
При этом, в качестве основания для заключения договора указано решение жилищной комиссии войсковой части 51430.
Между тем установлено, что заседание жилищной комиссии войсковой части 51430 или ФГУ «Даубихинская КЭЧ» Министерства обороны РФ на предмет выделения вышеуказанного служебного жилого помещения ФИО3 и членам ее семьи не проводилось. Доказательств обратного суду не представлено, в материалах дела отсутствует.
Кроме того, также установлено, что ФИО3 в период заключения договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащим или гражданским персоналом Вооруженный сил РФ не являлась, поскольку как следует из представленной копии трудовой книжки ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она являлась директором ООО «Берег».
Принимая во внимание, что специализированные жилые помещения Министерства обороны РФ предназначены для проживания военнослужащих, проходящих военную службу, а также лиц гражданского персонала Вооруженных сил РФ, обоснованным признается довод истца о том, что ФИО3 не могла быть обеспечена служебным жилым помещением.
Кроме того, заслуживающим внимания признается и то обстоятельство, что ФИО3 на дату заключения вышеуказанного договора являлась членом семьи военнослужащего войсковой части 51430 – старшего лейтенанта ФИО2, которому в соответствии с корешком государственного жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ серии УВ №, с учетом 3 совместно проживающих с ним членов семьи, за счет средств федерального бюджета была предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты> <данные изъяты> рублей для приобретения жилого помещения на территории Приморского края.
В рамках предоставленного государственного жилищного сертификата ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи ФИО2, ФИО3, ФИО3, ФИО4 был приобретен жилой дом общей площадью 158,3 кв м, расположенный по адресу: <адрес> а также земельный участок общей площадью 2 100 кв м, и согласно свидетельств о государственной регистрации права на указанные объекты недвижимости оформлена общая долевая собственность – доля в праве каждого члена семьи составляет ?.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, установлено, что и ФИО2, и ФИО3, и члены их семьи вследствие приобретения на основании государственного жилищного сертификата, предоставленного за счет средств федерального бюджета военнослужащему, жилого дома по адресу: <адрес> утратили право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>
Между тем, согласно сведениям ООО «Главное управление жилищным фондом» (письмо от 14 июня 2017 года № 358) ФИО3 и ФИО3 выписаны по запросу из <адрес> только ДД.ММ.ГГГГ. При этом, ФИО2 до настоящего времени не снят с регистрационного учета, квартира по адресу: <адрес> – не сдана.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд исходит из того, что ответчик ФИО2 утратил право пользования спорным жилым помещением, поскольку фактически спорное служебное жилое помещение было предоставлено его супруге ФИО3 без достаточных к тому оснований, заседание жилищной комиссии, в рамках которого принималось решение о предоставлении ответчику данного жилого помещения, не проводилось, на момент заключения договора найма служебного жилого помещения наниматель – ФИО3 не являлась ни военнослужащим, ни гражданским персоналом, которому в рамках трудовых отношений или в связи с прохождением службы такое помещение могло быть предоставлено.
Принимая во внимание, что ФИО2 стороной договора найма служебного жилого помещения № не являлся, его право пользования носило производный характер от жилищных прав супруги ФИО3, самостоятельного права на проживание в этой квартире у него не возникло.
Учитывая изложенное, поскольку ответчиком утрачены основания пользования спорным жилым помещением, он подлежит выселению без предоставления другого жилья.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Положениями части 1 статьи 103 ГПК РФ установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, принимая во внимание, что военный прокурор 32 военной прокуратуры гарнизона освобожден от уплаты государственной пошлины, суд находит необходимым, в соответствии со статьей 103 ГПК РФ, взыскать государственную пошлину с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации к ФИО2 о выселении из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения – удовлетворить.
Выселить ФИО2 из служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Обязать ФИО2 освободить занимаемое им служебное жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>, и сдать указанное жилое помещение в распоряжение органа Министерства обороны Российской Федерации.
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца поселка <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, в доход бюджета Яковлевского муниципального района Приморского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 5 июля 2017 года.
Председательствующий В.А. Акимчук