Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-146/2018 ~ М-104/2018 от 16.04.2018

Дело № 2-146/2018г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗУБЦОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

г.Зубцов «13» июня 2018 года

В составе председательствующего судьи Половова С.О.

при секретаре Буряковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:

Листратенкова ФИО8 к Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области о признании права на получение земельного участка и признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Листратенков А.А. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района тверской области о признании права на получение земельного участка и признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.

В обосновании иска истец указал, что 09 апреля 2018 года он обратился в Администрацию муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» о выделении земельного участка под строительство дома (ИЖС) в муниципальном образовании «Городское поселение – город Зубцов» площадью от 1000 кв.м.

Истец является инвалидом 3 группы, что подтверждается справкой МСЭ серии МСЭ-2012 № полученной 04.02.2014 года. Инвалидность установлена бессрочно.

В соответствии с абзацем 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведение подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Данное право так же закреплено в п. 17Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг».

Ответом от 12 апреля 2018 года исх. № Администрация муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» отказала в выделении земельного участка в связи с тем, что инвалид на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий не состоит, с соответствующим заявлением в Администрацию не обращался, документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий не представлено. Данная причина оправдывающая отказ, не является законной.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья 36 Конституции РФ гарантирует гражданам право иметь в частной собственности землю.

К числу гарантий государства по отношению к инвалидам относятся и положения ст. 17 Федерального Закона РФ от 24.11.1995г. № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Согласно ст.ст. 11,29 Земельного кодекса РФ обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержаться в ст. 30.1 ЗК РФ.

Согласно п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Аукцион представляет собой продажу земельного участка с публичных торгов, при котором продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда право на первоочередное получение земельного участка предполагает предоставление при отсутствии торгов. Земельным кодексом РФ не предусмотрены льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. То есть при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не должны проводиться.

Предоставление участков инвалидам является исключением из общего правила, закрепленного Земельным кодексом РФ, с учетом сложившийся судебной практики правовой позиции, высказанной Верховным Судом РФ.

Просит признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» изложенный в письме от 12 апреля 2018 года исх. №, в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязать Администрацию муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» в течении 5 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу предоставить истцу земельный участок под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) в муниципальном образовании «Городское поселение – город Зубцов» площадью от 1000 кв.м.

Истец Листратенков А.А. в судебном заседании иск поддержал по основаниям, изложенным в нем, суду показал, что 09 апреля 2018 года он обратился в Администрацию муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» о выделении земельного участка под строительство дома (ИЖС) в муниципальном образовании «Городское поселение – город Зубцов» площадью от 1000 кв.м. Поскольку он является инвалидом 3 группы, то имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подробного и дачного хозяйства и садоводства. 12 апреля 2018 года Администрация муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» отказала в выделении земельного участка в связи с тем, что инвалид на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий не состоит, с соответствующим заявлением в Администрацию не обращался, документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий не представлено. Просит признать вышеуказанный отказ Администрации МО «Городское поселение – город Зубцов» незаконным и обязать ответчика в течении 5 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу предоставить истцу земельный участок под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) в муниципальном образовании «Городское поселение – город Зубцов» площадью от 1000 кв.м.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области Самохвалова Т.М. в судебном заседании исковые требования не признала, суду показала, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствиями с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901,инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Таким образом, действующим законодательством право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов и связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц в улучшении жилищных условий.

Следовательно, данным правом могут воспользоваться инвалиды, которые в установленном порядке поставлены на учет и признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту своей регистрации.

Решением Совета депутатов муниципального образования Городское поселение-город Зубцов Зубцовского района Тверской области от 13.03.2018г. № 207 установлена учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 8 м2 общей площади. В свою очередь, истец имеет в собственности ? долю в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 39,4 м2. Таким образом доля в праве на жилое помещение приходящееся на Листратенкова А.А. составляет 9,85 м2.

Принимая во внимание, что истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обеспеченность жилой площадью превышает учетную норму жилого помещения, установленную Решением Совета депутатов от 13.03.2018 г. Администрация правомерно отказала Листратенкову А.А. в предоставлении бесплатного земельного участка под ИЖС. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Изучив материалы дела, выслушав истца Листратенкова А.А., представителя ответчика Самохвалову Т.М., суд пришел к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Согласно пунктам 17, 18 указанных Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направлена на защиту категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов, и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

С учетом изложенного, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в ухудшении жилищных условий. Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно справке серии МСЭ – 2012 № от 04.02.2014 года Листратенков А.А. является инвалидом третьей группы. Инвалидность установлена бессрочно.

Листратенков А.А. обратился к главе МО «Городское поселение – город Зубцов» с заявлением о выделении ему земельного участка под строительство дома в муниципальном образовании «Городское поселение – город Зубцов» площадью от 1000 кв.м.

Согласно ответа Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области от 12.04.2018 года исх. № Листратенкову А.А. отказано в предоставлении земельного участка под ИЖС, в связи с тем, что последний на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий не состоял, с соответствующим заявлением в Администрацию не обращался, документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий не представил.

Согласно справке МУП «Коммунальное хозяйство города Зубцова» от 16.04.2018 года Листратенков А.А. зарегистрирован по адресу: Тверская ФИО3, <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН от 8 мая 2018 года № № Листратенкову А.А. принадлежит 1\4 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: тверская ФИО3, <адрес> общей площадью 39, 4 кв.м. Доля в праве на жилое помещение приходящееся на Листратенкова А.А. составляет 9, 85 кв.м.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области от 13.03.2018 года № 207 установлена учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 8 кв.м. общей площади.

Таким образом, размер жилой площади, принадлежащей Листратенкову А.А. на праве собственности, превышает учетную норму жилого помещения, установленную решением Совета депутатов от 13.03.2018 года № 207.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области от 12.04.2018 года исх. № 1551 в предоставлении Листратенкову А.А. земельного участка под ИЖС является законным и обоснованным, поскольку на момент обращения истца в Администрацию муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области истцом не представлено документов, подтверждающих факт нуждаемости в улучшении жилищных условий и постановки в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Имеющее значение для дела обстоятельство как нуждаемость истца в улучшении жилищных условий судом не установлено и не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Листратенкова А.А. к Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области о признании права на получение земельного участка и признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области о признании права на получение земельного участка и признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, Листратенкову ФИО9 – отказать.

В удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов», изложенного в письме от 12 апреля 2018 года исх. № 1551, в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, Листратенкову ФИО10 – отказать.

В удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области об обязании Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения в законную силу предоставить Листратенкову ФИО11 земельный участок под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) в муниципальном образовании «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области площадью от 1000 кв.м., Листратенкову ФИО12 – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 июня 2018 года.

Председательствующий:

Дело № 2-146/2018г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗУБЦОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

г.Зубцов «13» июня 2018 года

В составе председательствующего судьи Половова С.О.

при секретаре Буряковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:

Листратенкова ФИО8 к Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области о признании права на получение земельного участка и признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Листратенков А.А. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района тверской области о признании права на получение земельного участка и признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.

В обосновании иска истец указал, что 09 апреля 2018 года он обратился в Администрацию муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» о выделении земельного участка под строительство дома (ИЖС) в муниципальном образовании «Городское поселение – город Зубцов» площадью от 1000 кв.м.

Истец является инвалидом 3 группы, что подтверждается справкой МСЭ серии МСЭ-2012 № полученной 04.02.2014 года. Инвалидность установлена бессрочно.

В соответствии с абзацем 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведение подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Данное право так же закреплено в п. 17Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг».

Ответом от 12 апреля 2018 года исх. № Администрация муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» отказала в выделении земельного участка в связи с тем, что инвалид на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий не состоит, с соответствующим заявлением в Администрацию не обращался, документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий не представлено. Данная причина оправдывающая отказ, не является законной.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья 36 Конституции РФ гарантирует гражданам право иметь в частной собственности землю.

К числу гарантий государства по отношению к инвалидам относятся и положения ст. 17 Федерального Закона РФ от 24.11.1995г. № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Согласно ст.ст. 11,29 Земельного кодекса РФ обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержаться в ст. 30.1 ЗК РФ.

Согласно п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Аукцион представляет собой продажу земельного участка с публичных торгов, при котором продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда право на первоочередное получение земельного участка предполагает предоставление при отсутствии торгов. Земельным кодексом РФ не предусмотрены льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. То есть при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не должны проводиться.

Предоставление участков инвалидам является исключением из общего правила, закрепленного Земельным кодексом РФ, с учетом сложившийся судебной практики правовой позиции, высказанной Верховным Судом РФ.

Просит признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» изложенный в письме от 12 апреля 2018 года исх. №, в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязать Администрацию муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» в течении 5 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу предоставить истцу земельный участок под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) в муниципальном образовании «Городское поселение – город Зубцов» площадью от 1000 кв.м.

Истец Листратенков А.А. в судебном заседании иск поддержал по основаниям, изложенным в нем, суду показал, что 09 апреля 2018 года он обратился в Администрацию муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» о выделении земельного участка под строительство дома (ИЖС) в муниципальном образовании «Городское поселение – город Зубцов» площадью от 1000 кв.м. Поскольку он является инвалидом 3 группы, то имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подробного и дачного хозяйства и садоводства. 12 апреля 2018 года Администрация муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» отказала в выделении земельного участка в связи с тем, что инвалид на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий не состоит, с соответствующим заявлением в Администрацию не обращался, документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий не представлено. Просит признать вышеуказанный отказ Администрации МО «Городское поселение – город Зубцов» незаконным и обязать ответчика в течении 5 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу предоставить истцу земельный участок под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) в муниципальном образовании «Городское поселение – город Зубцов» площадью от 1000 кв.м.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области Самохвалова Т.М. в судебном заседании исковые требования не признала, суду показала, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствиями с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901,инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Таким образом, действующим законодательством право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов и связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц в улучшении жилищных условий.

Следовательно, данным правом могут воспользоваться инвалиды, которые в установленном порядке поставлены на учет и признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту своей регистрации.

Решением Совета депутатов муниципального образования Городское поселение-город Зубцов Зубцовского района Тверской области от 13.03.2018г. № 207 установлена учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 8 м2 общей площади. В свою очередь, истец имеет в собственности ? долю в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 39,4 м2. Таким образом доля в праве на жилое помещение приходящееся на Листратенкова А.А. составляет 9,85 м2.

Принимая во внимание, что истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обеспеченность жилой площадью превышает учетную норму жилого помещения, установленную Решением Совета депутатов от 13.03.2018 г. Администрация правомерно отказала Листратенкову А.А. в предоставлении бесплатного земельного участка под ИЖС. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Изучив материалы дела, выслушав истца Листратенкова А.А., представителя ответчика Самохвалову Т.М., суд пришел к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Согласно пунктам 17, 18 указанных Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направлена на защиту категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов, и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

С учетом изложенного, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в ухудшении жилищных условий. Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно справке серии МСЭ – 2012 № от 04.02.2014 года Листратенков А.А. является инвалидом третьей группы. Инвалидность установлена бессрочно.

Листратенков А.А. обратился к главе МО «Городское поселение – город Зубцов» с заявлением о выделении ему земельного участка под строительство дома в муниципальном образовании «Городское поселение – город Зубцов» площадью от 1000 кв.м.

Согласно ответа Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области от 12.04.2018 года исх. № Листратенкову А.А. отказано в предоставлении земельного участка под ИЖС, в связи с тем, что последний на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий не состоял, с соответствующим заявлением в Администрацию не обращался, документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий не представил.

Согласно справке МУП «Коммунальное хозяйство города Зубцова» от 16.04.2018 года Листратенков А.А. зарегистрирован по адресу: Тверская ФИО3, <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН от 8 мая 2018 года № № Листратенкову А.А. принадлежит 1\4 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: тверская ФИО3, <адрес> общей площадью 39, 4 кв.м. Доля в праве на жилое помещение приходящееся на Листратенкова А.А. составляет 9, 85 кв.м.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области от 13.03.2018 года № 207 установлена учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 8 кв.м. общей площади.

Таким образом, размер жилой площади, принадлежащей Листратенкову А.А. на праве собственности, превышает учетную норму жилого помещения, установленную решением Совета депутатов от 13.03.2018 года № 207.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области от 12.04.2018 года исх. № 1551 в предоставлении Листратенкову А.А. земельного участка под ИЖС является законным и обоснованным, поскольку на момент обращения истца в Администрацию муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области истцом не представлено документов, подтверждающих факт нуждаемости в улучшении жилищных условий и постановки в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Имеющее значение для дела обстоятельство как нуждаемость истца в улучшении жилищных условий судом не установлено и не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Листратенкова А.А. к Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области о признании права на получение земельного участка и признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области о признании права на получение земельного участка и признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, Листратенкову ФИО9 – отказать.

В удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов», изложенного в письме от 12 апреля 2018 года исх. № 1551, в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, Листратенкову ФИО10 – отказать.

В удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области об обязании Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения в законную силу предоставить Листратенкову ФИО11 земельный участок под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) в муниципальном образовании «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области площадью от 1000 кв.м., Листратенкову ФИО12 – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 июня 2018 года.

Председательствующий:

1версия для печати

2-146/2018 ~ М-104/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Листратенков Александр Александрович
Ответчики
Администрация МО "Городское поселение - город Зубцов"
Суд
Зубцовский районный суд Тверской области
Судья
Половов Сергей Олегович
Дело на странице суда
zubcovsky--twr.sudrf.ru
16.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2018Передача материалов судье
17.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2018Судебное заседание
29.05.2018Судебное заседание
13.06.2018Судебное заседание
18.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2018Дело оформлено
19.07.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее