Производство № 2-49/2021
Дело (УИД) 28RS0021-01-2020-001272-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сковородино 26 января 2021 г.
Сковородинский районный суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием истца – Сарычевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сарычевой Светланы Васильевны, Хромовой Оксаны Евгеньевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации Неверского сельсовета о признании права переселения из аварийного жилищного фонда,
у с т а н о в и л :
Сарычева С.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Неверского сельсовета о признании права переселения из аварийного жилищного фонда, в обоснование которого указала, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в многоквартирном доме (выписка протокола № заседания МК села Б. Невер от 1980 г.), получила ордер №, который явился основанием для вселения в предоставленное жилое помещение по адресу: <адрес>. 01 октября 2014 года между муниципальным образованием Неверский сельсовет и гражданами Сарычевой С.В., несовершеннолетней ФИО1 был заключен договор № на безвозмездную передачу вышеуказанной квартиры в собственность граждан. До настоящего времени она и несовершеннолетняя ФИО1 проживают по указанному адресу, поддерживая его техническое состояние в силу возможностей. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находится в аварийном состоянии, он признан аварийным на основании акта обследования жилого многоквартирного дома от 30.08.2005. Указанный дом включен в муниципальную программу «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Сковородинского района» утвержденной постановлением администрации Сковородинского района от 12.09.2015 года №, в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области, за период 2019-2025 годов» утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152. Она обратилась в администрацию с заявлением о включении ее и членов ее семьи в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по программе переселения из аварийного жилья. Однако, ей было отказано в предоставлении другого жилого помещения взамен аварийного, обосновывая отказ, администрация ссылается на ч. 8.2. статьи 32 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения. Согласно приведенным нормам закона она имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, и размер которого не может превышать стоимость приобретенного мною жилого помещения в аварийном доме. Считает, что данный отказ нарушает ее жилищные права. Право на переселение из аварийного жилого помещения у нее возникло до вступления в силу закона (ч. 8.2. ст. 32 ЖК РФ), до настоящего времени это право не было реализовано. Согласно Закону РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии. Приобретая в собственность жилое помещение в 2015 году, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права, она не знала, что дом находится в аварийном состоянии и признан таковым в 2005 году, администрация Неверского сельсовета не уведомила о данном обстоятельстве, вопреки вышесказанного заключила договор на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан, чем неправомерно ущемила ее права. Данное жилое помещение является для нее единственным местом жительства. Получив предусмотренные законом выплаты, она не сможет в дальнейшем реализовать свое право на приобретение другого жилья и вселилась в него до признания дома аварийным в 1980 году. На основании изложенного, просит признать за ней, действовавшей от себя и как законный представитель несовершеннолетней ФИО1 право на переселение из аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> обязав администрацию Неверского сельсовета предоставить жилое помещение, взамен аварийного помещения, по региональной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области а период 2019-2025 годов» утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152.
Определением Сковородинского районного суда от 28 декабря 2020 года в качестве соистца по делу привечена Хромова О.Е., которая будет действовать в интересах несовершеннолетней ФИО1.
Истец Сарычева С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание истец Хромова О.Е., действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1, представитель ответчика – администрации с. Невер, представитель третьего лица – администрации Сковородинского района в судебное заседание не явились, согласно представленных ходатайств, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося лиц, участвующих в деле.
Из отзыва администрации с. Невер следует, что администрация Неверского сельсовета не возражает против заявленных требований и подтверждает, что истец действительно длительное время проживает в квартире <адрес>, а именно до признания многоквартирного дома аварийным, с 1980 года.
Из отзыва администрации Сковородинского района следует, что 01 октября 2014 года между муниципальным образованием Неверский сельсовет и гражданами Сарычевой С.В., несовершеннолетней ФИО1 был заключен договор № на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан, расположенной по адресу: <адрес>. Вышеуказанный многоквартирный жилой дом, находится в аварийном состоянии, признан аварийным на основании акта обследования жилого многоквартирного дома от 30.08.2005 года. Согласно ч. 8.2. статьи 32 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, остановленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не молжет превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Ст. 32 ЖК РФ предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение.
При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании ордера № от 16 августа 1980 года Сарычевой С.В. была предоставлена квартира <адрес>.
Также судом установлено, что Сарычева С.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> с 11 декабря 2001 года.
На основании договора № от 01 октября 2014 года, заключенного между муниципальным образованием Неверский сельсовет и Сарычевой С.В., несовершеннолетней ФИО1, муниципальное образование Неверский сельсовет передал Сарычевой С.В. и ФИО1 безвозмездно в общую долевую собственность (по ? доли) квартиру, общей площадью 56,9 кв.м,, расположенную по адресу: <адрес>.
Сарычева С.В. и ФИО1 являются собственниками по ? доли в общей долевой собственности на жилое помещение – <адрес>, общей площадь. 56,9 кв.м., на основании договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан от 01.10.2014 года №, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.
Из акта обследования жилого многоквартирного дома от 30 августа 2005 года следует, что межведомственной комиссией был обследован многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Жилой дом кирпичный, 24-х квартирный, с центральным отоплением, 1980 года постройки, общей площадью 1079,30 кв.м.. Фундамент жилого дома имеет значительные повреждения, и просадку, в результате чего наблюдается деформация стен. Нижние венцы жилого дома имеют значительные повреждения и поражены гнилью. Потолочное перекрытие имеет угрозу обрушения. Крыльца имеет просадку и разрушения. Оконные и дверные проемы поражены гнилью, требуют замены. Электропроводка требует 100% замены. Наблюдается деформация кирпичной кладки в целом. Сведения о несоответствии установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия: Жилой дом не соответствует санитарным требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности и условиям проживания. Жилой дом является ветхим и непригодным для дальнейшего проживания. Необходимо осуществить мероприятия по переселению жителей из аварийного жилого дома. Комиссия пришла к выводу о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является аварийным и непригодным для дальнейшего постоянного проживания. Требуется переселение жителей ветхого дома.
На основании заключения о признании жилого многоквартирного дома непригодным для проживания № от 30 мая 2020 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> непригоден для постоянного проживания.
Из информации, представленной Комитетом по управлению муниципальным имуществом от 29 декабря 2020 года следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> актом приема-передачи от 01.12.2009 передано в казну муниципального образования Неверский сельсовет в порядке разграничения, на основании Постановления Правительства Амурской области от 11.11.2009 № 517 «О разграничении имущества между муниципальным образованием Сковородинский район и сельским поселением Неверский сельсовет».
Из ответа администрации Сковородинского района на имя Сарычевой С.В., от 13 ноября 2020 года следует, что согласно данным, предоставленным администрацией Неверского сельсовета, Сарычева С.В. стала собственником жилого помещения, признанного аварийным и расположенным по адресу: <адрес> с 13 февраля 2015 года. Учитывая то, что дата признания указанного дома аварийным 30.08.2005 года, Сарычева С.В. имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанную в порядке, установленном частью 7 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения. В случае несогласия с данным решением, оно может быть обжаловано в судебном порядке.
В соответствии с ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ) граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Данная норма вступила в силу 28.12.2019 года. Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.
Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019 года, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.
Поскольку в судебном заседании установлено, что Сарычева С.В. и ФИО1 приобрели право собственности на жилое помещение – <адрес> в 2015 году, то есть после признания дома <адрес> в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу от 30 августа 2005 года, то им в соответствии в вышеуказанными положениями закона не может быть предоставлено другое жилое помещение взамен изымаемого.
Вместе с тем, Сарычева С.В. и ФИО1 как собственники жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитываемого в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения такого жилого помещения.
Из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 15026-МЕ/06 от 17.04.2020 следует, что в Минстрой России поступают запросы регионов относительно определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, приобретенное гражданами после признания многоквартирного дома аварийным, на основании договора дарения либо договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, то есть договора, в котором отчуждение имущества производится бесплатно.
Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Следовательно, по отношению к гражданам, которые не понесли расходы на приобретение жилого помещения, не может быть применено ограничение по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение, установленное частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ.
По мнению Минстроя России, в этих случаях размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества, что следует из совокупного толкования норм ЖК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ). Согласно статье 7 Федерального закона N 135-ФЗ если в нормативном правовом акте отсутствует указание на вид стоимости, то исходя из норм указанной статьи используется рыночная стоимость.
При таких обстоятельствах, судом не усматриваются основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
р е ш и л :
Исковые требования по иску Сарычевой Светланы Васильевны, Хромовой Оксаны Евгеньевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации Неверского сельсовета о признании права переселения из аварийного жилищного фонда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.Б. Федорчук
Решение в окончательной форме принято – 26 января 2021 года.