Дело № 2-861/2020
УИД: 42RS0037-01-2020-001670-96
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Юрга Кемеровской области 08 июля 2020 года
Юргинский городской суд Кемеровской области
в с о с т а в е:
председательствующего судьи Жилякова В.Г.
при секретаре Мельниченко А.В.
с участием:
представителя истца Дзик О.А.,
представителей ответчиков МУП «Комфорт» Цыгановой О.С., Кобзева С.В.,
представителя ответчика Администрации Юргинского
муниципального округа Долматовой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комфорт», Администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства,
У с т а н о в и л:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Комфорт» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства (л.д. 2-5).
Требования мотивированы тем, что в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Юрге и Юргинском районе из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области поступило обращение <ФИО>4 из ***, на основании которого возбуждено административное расследование. В ходе проведения расследования в период с 30.01.2020 по 12.02.2020 установлено, что по фактическому адресу: *** юридическое лицо МУП «Комфорт» осуществляет основной вид деятельности в соответствии с ОКВЭД 35.30.14 «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными» и, так же деятельность по водоснабжению населения, в соответствии с ОКВЭД 36.00.2 «Распределение воды для питьевых и промышленных нужд»
Таким образом, организацией, ответственной за соблюдение санитарных правил и норм при подачи питьевой воды населению является МУП «Комфорт», должностное лицо директор Лaсец Алексей Владимирович, наделенный полномочиями действовать от имени юридического лица без доверенности согласно выписке из ЕГРЮЛ.
Должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Юрге и Юргинском районе (далее - Территориальный отдел), уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии со статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Ответчика вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования *** от 24.01.2020.
В ходе административного расследования в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ проводилась санитарно-эпидемиологическая экспертиза и отбор проб питьевой воды. Согласно экспертному заключению о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества медицинских, фармацевтических и коммунально-бытовых организаций на соответствие требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов *** *** выявлено, что вода подаваемая МУП «Комфорт» населению *** из артезианских скважин и разводящей сети по *** разводящей сети по ***, согласно результатам лабораторных исследований - протоколами лабораторных исследований *** от 30.01.2020 г. - установлено:
1) качество питьевой воды централизованного водоснабжения из подземного источника - скважина с р/сетью, *** (протокол лабораторных исследований *** от 30.01.2020 прилагается):
- проба питьевой воды по химическим показателям мутность, жесткость, железо, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», п. 3.4. («Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: 3.4.1. обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2)»), п. 3.5. («Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2»). Фактический показатель мутность 15 ЕМФ, гигиенический норматив 2,6 ЕМФ; фактическая концентрация железа составила 2,5 мг/дм3, гигиенический норматив 0,3 мг/дм3; фактическая концентрация марганца составила 0,35 мг/дм3, гигиенический норматив 0,1 мг/дм3.
2) качество питьевой воды централизованного водоснабжения из подземного источника – р/сеть, кран ж/дом ***1 (протокол лабораторных исследований *** от 30.01.2020 прилагается):
- проба питьевой воды по химическим показателям мутность, железо, марганец, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»
п. 3.4. («Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:
п. 3.4.1 обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2)»),
п. 3.5. («Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2»).
Фактический показатель мутность более 15 ЕМФ, гигиенический норматив 2,6 ЕМФ; фактическая концентрация железа составила 9,0 мг/дм3, гигиенический норматив 0,3 мг/дм3; фактическая концентрация марганца составила 0,35 мг/дм3, гигиенический норматив 0,1 мг/дм3.
3) качество питьевой воды централизованного водоснабжения из подземного источника - скважина с p/сетью *** (протокол лабораторных исследований *** от 30.01.2020 прилагается):
- проба питьевой воды по химическим показателям мутность, железо, марганец, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»
п. 3.4. («Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:
п. 3.4.1 обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2)»),
п. 3.5. («Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2»).
Фактический показатель мутность более 15 ЕМФ, гигиенический норматив 2,6 ЕМФ; фактическая концентрация железа составила 9,0 мг/дм3, гигиенический норматив 0,3 мг/дм3; фактическая концентрация марганца составила 0,37 мг/дм3, гигиенический норматив 0,1 мг/дм3.
Таким образом, в ходе административного расследования установлено: по результатам лабораторных исследований, пробы питьевой воды централизованного водоснабжения из скважин с разводящей сетью (***) и разводящей сети *** - 1), по химическим показателям мутность, железо, марганец, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» п. 3.4., п. 3.5.
Составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ в отношении МУП «Комфорт» и направлен на рассмотрение в Юргинский городской суд. Постановлением по делу № 5-50\2020 от 20.04.2020 судьей Юргинского городского суда Кемеровской область Тимофеевой Е.С. МУП «Комфорт» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 тысяч рублей.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
Данные положения Конституции развиваются в ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.08.1993 ***, в которой закреплено, что граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятный условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан.
Так же в ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии» где указано, что граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Таким образом, несоблюдение санитарного законодательства оказывает негативное воздействие на среду обитания человека.
В соответствии с распоряжением Администрации Юргинского муниципального района от 29.01.2019 ***-р "О передачи муниципального имущества на праве хозяйственного ведения МУП «Комфорт»" и часть полномочий органов местного самоуправления передана МУП «Комфорт». В частности полномочия по владению, пользованием и распоряжением переданным имуществом (скважины, водопроводы, водонапорные башни в ***) для осуществления видов деятельности, предусмотренным Уставом предприятия — оказание услуг водоснабжения, распределение воды для питьевых нужд, обеспечение надлежащей эксплуатации и функционирования систем водоснабжения — п. 2.2.8, п. 2.2.9, п. 2.2.11 устава. Так же целью и предметом деятельности предприятия МУП «Комфорт» является реализация муниципальных программ и планов капитального и текущего ремонта объектов водоснабжения — п. 2.2.6 Устава.
В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям; население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены Санитарными правилами СанПиН 2.1.41074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года N 24.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.1.41074-01 предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические показатели.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям.
Исходя из ст.1 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования -это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территории, здании, строении, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболевании и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В нарушении указанных норм МУП «Комфорт» обеспечивало население *** питьевой водой, качество которой не отвечало требованиям СанПин 2.1.4.1074- 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по содержанию жесткости, железа, марганца и мутности, что подтверждено протоколами лабораторных исследований аккредитованной ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Кемеровской области» в ***, полученных в рамках административного расследования.
В соответствии с Положением «О федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322, к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отнесено осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Роспотребнадзор устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды и устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды (п. 5.2.4, 5.2.5).
В силу ч.ч. 2 и 3 Положения «О санитарно-эпидемиологическом надзоре», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2013 года № 476 государственный надзор, осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора), направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Государственный надзор, в числе прочих осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.
Согласно п. 6 Положения «О федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов; пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Надлежащим ответчиком по данному требованию, в силу Устава и Договора о закреплении муниципального имущества с Администрацией Юргинского района, является Муниципальное унитарное предприятие «Комфорт».
Муниципальное образование Юргинский муниципальный район осуществляет вид деятельности - местное самоуправление на основе Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, законов Кемеровской области, Устава и иных муниципально-правовых актов. К вопросам местного значения Юргинского муниципального района относятся:
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Юргинского муниципального района - п. 3 Устава;
- осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установления правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд - п. 34 Устава
Вопросы местного значения, которые на территориях сельских поселений, входящих в состав Юргинского муниципального района, решаются органами местного самоуправления Юргинского муниципального района:
организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации - раздел 2 п. 1 Устава
В силу "Конституции Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N б-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) ст. 130 местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на правах хозяйственного ведения от 01.02.2019 п. 1.1.3 собственником имущества для производства водоснабжения в *** и прочих населенных пунктах в Юргинском районе является Муниципальное образование Юргинский муниципальный район.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пункт 11 муниципальное образование несет бремя содержания имущества для водоснабжения в населенных пунктах Юргинского муниципального района.
В силу ст. 46 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, истец просит понудить Муниципальное унитарное предприятие «Комфорт» и Администрацию Юргинского муниципального округа обеспечить холодное питьевого водоснабжение населению *** надлежащего качества по химическим показателям: мутность 2,6 ЕМ/дм3; концентрация железа 0,3 мг/дм3; концентрация марганца 0,1 мг/дм3, в соответствии с п. 3.4 СанПиН СанПиН 2.1.41074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества"
Установить Ответчикам срок для проведения указанных мероприятий.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области Дзик О.А., действующая на основании доверенности (копия на л.д. 29), поддержала в судебном заседании исковые требования, просила иск удовлетворить, установить срок для проведения указанных мероприятий до 01.07.2022.
Представители ответчика МУП «Комфорт» Кобзев С.В. и Цыганова О.С., действующие на основании доверенности (копии на л.д. 37, 42), в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме, не возражали против удовлетворения.
Представитель ответчика Администрации Юргинского муниципального округа Долматова К.А., действующая на основании доверенности (копия на л.д. 38), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, полагает, что Администрация Юргинского муниципального округа является ненадлежащим ответчиком по делу. В случае удовлетворения требований, просила установить срок для их проведения указанных мероприятий до декабря 2022 года, поскольку в заявке на предоставление субсидий из областного бюджета на 2020-2022 гг., имеется строка по финансированию указанных мероприятий в 2021 году, ранее данные работы не могут быть проведены, в связи с отсутствием финансирования.
Выслушав пояснения представителей истца и ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
Данные положения Конституции развиваются в ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.08.1993 N2 5487-1, в которой закреплено, что граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятный условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан.
Так же в ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N2 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии» указано, что граждане имеют право в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Таким образом, несоблюдение санитарного законодательства оказывает негативное воздействие на среду обитания человека.
В соответствии со ст. 11 указанного Закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям; население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены Санитарными правилами СанПиН 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года N 24.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.1.41074-01 предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические показатели.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Из пояснений представителя истца и письменных материалов дела судом установлено, что в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Юрге и Юргинском районе из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области поступило обращение Паздникова С.А. из с. Варюхино Юргинского района Кемеровской области, на основании которого возбуждено административное расследование (копия на л.д. 8).
В ходе проведения расследования в период с 30.01.2020 по 12.02.2020 установлено, что по адресу: *** юридическое лицо МУП «Комфорт» осуществляет основной виде деятельности в соответствии с ОКВЭД 35.30.14 «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными», а также деятельность по водоснабжению населения, в соответствии с ОКВЭД 36.00.2 «Распределение воды для питьевых и промышленных нужд».
Таким образом, организацией, ответственной за соблюдение санитарных правил и норм при подачи питьевой воды населению является МУП «Комфорт».
Должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Юрге и Юргинском районе, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии со статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования *** от 24.01.2020 в отношении ответчика МУП «Комфорт».
В ходе административного расследования в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ проводилась санитарно-эпидемиологическая экспертиза и отбор проб питьевой воды.
Согласно экспертному заключению (копия на л.д. 17-18) о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества медицинских, фармацевтических и коммунально-бытовых организаций на соответствие требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов № 34/007-ОКГ\12 от 12.02.2020, вода подаваемая МУП «Комфорт» населению *** из артезианских скважин и разводящей сети по *** разводящей сети по ***, согласно результатам лабораторных исследований - протоколами лабораторных исследований *** от 30.01.2020 не соответствует требованиям СанПиН, а именно:
1) качество питьевой воды централизованного водоснабжения из подземного источника ***, скважина с р/сетью, *** (протокол лабораторных исследований *** от 30.01.2020 г. прилагается):
- проба питьевой воды по химическим показателям мутность, жесткость, железо, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», п. 3.4. («Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: 3.4.1. обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2)»), п. 3.5. («Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2»). Фактический показатель мутность 15 ЕМФ, гигиенический норматив 2,6 ЕМФ; фактическая концентрация железа составила 2,5 мг/дм3, гигиенический норматив 0,3 мг/дм3; фактическая концентрация марганца составила 0,35 мг/дм3, гигиенический норматив 0,1 мг/дм3.
2) качество питьевой воды централизованного водоснабжения из подземного источника – р/сеть, кран ж/дом ***1 (протокол лабораторных исследований *** от 30.01.2020 г. прилагается):
- проба питьевой воды по химическим показателям мутность, железо, марганец, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
- п. 3.4. («Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:
- п. 3.4.1. обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2)»),
- п. 3.5. («Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2»).
Фактический показатель мутность более 15 ЕМФ, гигиенический норматив 2,6 ЕМФ; фактическая концентрация железа составила 9,0 мг/дм3, гигиенический норматив 0,3 мг/дм3; фактическая концентрация марганца составила 0,35 мг/дм3, гигиенический норматив 0,1 мг/дм3.
3) Качество питьевой воды централизованного водоснабжения из подземного источника - скважина с p/сетью *** (протокол лабораторных исследований *** от 30.01.2020 г. прилагается).
- проба питьевой воды по химическим показателям мутность, железо, марганец, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
- п. 3.4. («Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:
- п. 3.4.1. обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2)»),
- п. 3.5. («Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2»).
Фактический показатель мутность более 15 ЕМФ, гигиенический норматив 2,6 ЕМФ; фактическая концентрация железа составила 9,0 мг/дм3, гигиенический норматив 0,3 мг/дм3; фактическая концентрация марганца составила 0,37 мг/дм3, гигиенический норматив 0,1 мг/дм3.
Таким образом, в ходе административного расследования установлено, что по результатам лабораторных исследований, пробы питьевой воды централизованного водоснабжения из скважин с разводящей сетью (***) и разводящей сети *** - 1), по химическим показателям мутность, железо, марганец, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» п. 3.4., п. 3.5.
В отношении МУП «Комфорт» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, который направлен на рассмотрение в Юргинский городской суд. Постановлением по делу № 5-50\2020 от 20.04.2020 судьей Юргинского городского суда Кемеровской область Тимофеевой Е.С. МУП «Комфорт» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 тысяч рублей.
В соответствии с распоряжением Администрации Юргинского муниципального района от 29.01.2019 № 30-р "О передачи муниципального имущества на праве хозяйственного ведения МУП «Комфорт»" часть полномочий органов местного самоуправления передана МУП «Комфорт». В частности полномочия по владению, пользованием и распоряжением переданным имуществом (скважины, водопроводы, водонапорные башни в ***) для осуществления видов деятельности, предусмотренным Уставом предприятия — оказание услуг водоснабжения, распределение воды для питьевых нужд, обеспечение надлежащей эксплуатации и функционирования систем водоснабжения - п. 2.2.8, п. 2.2.9, п. 2.2.11 Устава. Так же целью и предметом деятельности предприятия МУП «Комфорт» является реализация муниципальных программ и планов капитального и текущего ремонта объектов водоснабжения — п. 2.2.6 Устава (копии на л.д. 30-34).
В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям; население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены Санитарными правилами СанПиН 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года N 24.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.1.41074-01 предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические показатели.
В соответствии с ч.2 ст.19 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Исходя из ст. 1 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования -это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территории, здании, строении, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболевании и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими нормативами.
В нарушение указанных норм МУП «Комфорт» обеспечивает население *** питьевой водой, качество которой не отвечало требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по содержанию жесткости, железа, марганца и мутности, что подтверждено протоколами лабораторных исследований аккредитованной лаборатории филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Кемеровской области» в г. Юрге, Юргинском районе, полученных в рамках административного расследования.
В соответствии с Положением «О федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322, к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отнесено осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Роспотребнадзор устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды и устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требований к установлению частоты отбора проб воды (п. 5.2.4, 5.2.5).
В силу ч.ч. 2 и 3 Положения «О санитарно-эпидемиологическом надзоре», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2013 года № 476 государственный надзор, осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания Государственный надзор, в числе прочих осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.
Согласно п. 6 Положения «О федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов; пресекать факты нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Суд отклоняет доводы представителя Администрации Юргинского муниципального округа о том, что Администрация Юргинского муниципального округа является ненадлежащим ответчиком, и что надлежащим ответчиком по данному требованию, в силу Устава и Договора о закреплении муниципального имущества с Администрацией Юргинского муниципального округа, является лишь Муниципальное унитарное предприятие «Комфорт».
Согласно подпунктам 3), 4) п. 1 ст. 6 Устава Юргинского муниципального округа (л.д. 19-24) к вопросам местного значения Юргинского муниципального округа отностися владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа, а также организация водоснабжения населения.
Согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 11 федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пункт 11 муниципальное образование несет бремя содержания имущества для водоснабжения в населенных пунктах Юргинского муниципального района.
Из Договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01.02.2019, заключенного между Администрацией Юргинского муниципального района и МУП «Комфорт» усматривается, что скважины водоснабжения, в том числе и *** закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Комфорт» (л.д. 25-28).
Из п. 3.1. указанного Договора следует, что МУП «Комфорт» в пределах заложенного тарифа обязан производить лишь текущий ремонт переданного ему имущества, тогда как из пояснений представителей МУП «Комфорт» в судебном заседании следует, что для обеспечения требуемого качества питьевой воды в *** необходимо устанавливать очистные сооружения, что требует значительных капитальных затрат в рамках проведения капитального ремонта или реконструкции скважин.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Администрация Юргинского муниципального округа, являясь собственником скважин водоснабжения, обязана принимать непосредственное участие в решении и финансировании вопросов, связанных с надлежащим водоснабжением населения Юргинского района Кемеровской области.
При вышеуказанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Суд полагает, что срок для проведения указанных мероприятий, предложенный представителем истца, является обоснованным, поэтому устанавливает ответчикам срок для обеспечения холодным питьевым водоснабжением население *** надлежащего качества по химическим показателям: мутность 2,6 ЕМ/дм3; концентрация железа 0,3 мг/дм3; концентрация марганца 0,1 мг/дм3, в соответствии с п. 3.4 СанПиН СанПиН 2.1.41074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества" до 01 июля 2022 года.
Так как истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчиков в доход местного бюджета.
Так как иск предъявлен в интересах неопределенного круга физических лиц сумма подлежащей уплате государственной пошлины согласно подпункту 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 300 рублей.
Так как сумма государственной пошлины распределяется между ответчиками в равных долях, то на долю каждого ответчика приходится по 150 рублей.
Поскольку в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ Администрация Юргинского муниципального округа освобождена от уплаты государственной пошлины, с ответчика МУП «Комфорт» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 150 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комфорт», Администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства удовлетворить в полном объеме.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Комфорт» и Администрацию Юргинского муниципального округа обеспечить холодное питьевое водоснабжение населению *** надлежащего качества по химическим показателям: мутность 2,6 ЕМ/дм3; концентрация железа 0,3 мг/дм3; концентрация марганца 0,1 мг/дм3, в соответствии с п. 3.4 СанПиН СанПиН 2.1.41074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества".
Установить ответчикам срок для проведения указанных мероприятий до 01 июля 2022 года.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Комфорт» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 150 (сто пятьдесят) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в через Юргинский городской суд течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Юргинского городского суда В.Г. Жиляков
Решение принято в окончательной форме 17 июля 2020 года