№73RS0014-01-2021-000178-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2021 года р.п. Николаевка
Николаевский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Яниной И.В.,
с участием прокурора Соколовой М.С.,
при секретаре Прокофьевой И.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1-106/2021 по административному иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов Агентству ветеринарии Ульяновской области, ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о признании незаконным бездействия по реализации полномочий по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению на территории Ульяновской области, по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, выразившегося в необеспечении безопасности сибиреязвенного захоронения – скотомогильника, признании незаконным и отмене распоряжения, возложении обязанности по обеспечению безопасности скотомогильника,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с административным иском обратился межрайонный природоохранный прокурор, просит признать незаконным бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской области в непринятии мер по реализации полномочий по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению на территории Ульяновской области, по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации выразившимся в необеспечении безопасности сибиреязвенных захоронений: скотомогильника, расположенного в р.п. Николаевка Николаевского района Ульяновской области; признать незаконным и отменить распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, <адрес>, <адрес>ов <адрес>, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части скотомогильника в р.<адрес>, обязать административных ответчиков обеспечить безопасность сибиреязвенного захоронения- скотомогильника в р.<адрес> в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 № 56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва» по следующим основаниям.
В ходе прокурорской проверки исполнения федерального законодательства хозяйствующими субъектами при обезвреживании и размещении отходов I и II классов опасности, а также объектов накопленного экологического вреда, сибиреязвенным захоронениям были выявлены следующие нарушения норм федерального законодательства.
Распоряжением руководителя Агентства ветеринарии <адрес> ФИО1 №776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории <адрес>, <адрес>ов <адрес>, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в том числе, скотомогильника в р.<адрес>; начальникам ОГБУ - Центры ветеринарии и безопасности продовольствия, главным специалистам-экспертам - главным государственным ветеринарным инспекторам отдела государственного ветеринарного надзора и ветеринарно-санитарной экспертизы Агентства ветеринарии Ульяновской области поручено организовать и провести мероприятия по ликвидации скотомогильников, как неиспользуемых, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.
Указанное распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями п.7.3. "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) вышеуказанные скотомогильники были оформлены ветеринарно-санитарными карточками.
Ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник или биотермическую яму, расположенную в р.<адрес> содержит сведения, что данное захоронение является сибиреязвенным, животные, павшие от сибирской язвы, (зольный остаток) захоронены в 1959 году.
Ликвидация скотомогильника, прекращение осуществления в отношении него санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению заболеваний людей сибирской язвой в стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктах и на угрожаемых территориях противоречит требованиям законодательства, нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.
В связи с указанными обстоятельствами бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской области по непринятию мер по реализации полномочий по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению на территории Ульяновской области, по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации выразившееся в необеспечении безопасности сибиреязвенных захоронений, является незаконным.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Волжского межрегионального природоохранного прокурора руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области внесен протест № на указанное распоряжение, по результатам рассмотрения которого был отклонен.
В судебном заседании представитель административного истца Соколова М.С. административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске, на требовании о признании незаконным и отмене оспариваемого распоряжения настаивает, поскольку распоряжение Агентства ветеринарии Ульяновской области от № 76-р от 02.04.2021 года о признании утратившим силу распоряжения № 776-р вынесено необоснованно и незаконно, поскольку те нормативные правовые акты, на которые ссылаются в указанном распоряжении, не распространяют свои действия на отношения, которые существовали до их вступления в законную силу в 2021 году. Кроме того, оспариваемое распоряжение № 776-р ранее решением суда было признано незаконным и отменено в части. Таким образом, признание его утратившим силу входит в противоречие с уже состоявшимися решениями судов. Кроме того, такого рода акты вступают в законную силу с момента их издания, то есть утратившим силу распоряжение № 776-р признается со 02.04.2021 года, в то время как прокурор требует признать распоряжение № 776-р незаконным и подлежащим отмене с момента его принятия, то есть с декабря 2019 года. При этом, пропущенным сроком административный истец считает период с момента поступления ответа на протест до 15.05.2020 года. В этот период времени необходимо было направить административное исковое заявление. Информация, на которой основаны требования, получена в июне-июле 2020 года. До получения ответа на запрос из Ставропольского научно-исследовательского противочумного института Роспотребнадзора позиция прокуратуры не была полностью подтверждена материалами дела, в связи с чем направить административное исковое заявление не представлялось возможным. Кроме того, обжалуется бездействие органа, что в соответствии с требованиями законодательства, подлежит обжалованию в течение всего периода наличия необходимых полномочий у органа (организации).
Представитель административного ответчика Агентства ветеринарии Ульяновской области Замалтдинов Р.Р. в судебном заседании административные исковые требования не признал. В возражениях на иск административный ответчик указывает следующее.
Утверждение о наличии в ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник, сведений о захоронении в 1959 году животных, павших от сибирской язвы, необоснованно. Ликвидированное Агентством ветеринарии в декабре 2019 года захоронение было произведено ветеринарными врачами Ульяновской области в 1959 году.
В соответствии с обязательными требованиями действовавшими на тот период нормативных правовых актов трупы животных, павших от сибирской язвы, подлежат сжиганию, уничтожение биологических отходов путём захоронения в землю категорически запрещается. Результатом сжигания является зола, которая не может быть источником сибирской язвы. Золу закапывают в той же яме, где проводилось сжигание, место захоронения дезинфицируют, берут пробы почвы, делают лабораторные исследования для подтверждения отсутствия заражения. Далее контрольно-надзорные мероприятия за местом захоронения не проводятся. Какого-либо документарного подтверждения факта сжигания трупа животного предусмотрено не было.
У Агентства ветеринарии нет оснований подвергать сомнению результаты работ по сжиганию трупов животных, выполненных ветеринарными врачами Ульяновской области.
Запрет на сжигание трупа животного в месте, определённом под строительство скотомогильника, Ветеринарно-санитарными правилами не установлен. Более того, сжигание трупа животного в месте, определённом под размещение скотомогильника, является более безопасным в ветеринарно-санитарном отношении для окружающей среды.
Ветеринарно-санитарные карточки на скотомогильники ведутся по установленной форме, в данном случае, печатный текст, который невозможно изменить, содержит запись, что в скотомогильнике захоронен труп животного. Ветеринарные врачи Ульяновской области в ветеринарно-санитарных карточках на скотомогильники дополнительно вручную вносили информацию, что в данном скотомогильнике захоронены зольные остатки после сжигания трупа животного.
При этом, ветеринарно-санитарные карточки не являются документами строгой отчётности, порядок ведения карточек не установлен, номенклатурой дел Агентства ветеринарии Ульяновской области не предусмотрены.
Ветеринарно-Санитарная карточка является производным документом от журнала эпизоотического состояния района, Журнал ликвидирован.
Агентство ветеринарии считает, что сведения из ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник в р.<адрес> не могут быть достоверным доказательством для утверждения, что в данных скотомогильниках хоронились трупы животных, павших от сибирской язвы.
В Актах инвентаризации указано, что объекты недвижимости и капитального строительства, на земельных участках, указанных в ветеринарно-санитарной карточке, отсутствуют.
Ссылка прокуратуры на несоблюдение Агентством ветеринарии требований, установленных «Санитарно-эпидемиологическими правилами «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 № 56, необоснованна, так как данные обязательные требования относятся к захоронениям, в которых хоронились трупы животных, павших от сибирской язвы, а не зольные остатки (зола) после их сжигания.
По этому же основанию к спорному скотомогильнику не может применяться п.1.4 постановления Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 № 302-П.
Кроме того, указанное постановление Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 № 302-П признано утратившим силу..
В действующих нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере ветеринарии термин «сибиреязвенный скотомогильник», равно как и обязательные требования к его содержанию и использованию отсутствуют. Также действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере ветеринарии не установлено запрета на ликвидацию мест утилизации биологических отходов, в том числе зольных остатков после сжигания трупов животных, павших от сибирской язвы.
Согласно «Правил ликвидации неиспользуемых мест утилизации биологических отходов на территории Ульяновской области», утверждённых постановлением Правительства Ульяновской области от 09.02.2021 № 27-П, местами утилизации биологических отходов признаются места захоронения золы после утилизации умеренно опасных и особо опасных биологических отходов путём сжигания,. Ликвидация мест утилизации биологических отходов осуществляется после проведения экспертизы уровня биологического воздействия указанных мест на среду обитания человека.
Установленный порядок соблюден, безопасность мест утилизации биологических отходов подтверждена по результатам лабораторного исследования 200 проб почвы, отобранных с территории каждого захоронения, проведённых аккредитованной, имеющей соответствующую лицензию организацией - ОГБУ «Симбирский референтный центр по ветеринарии и безопасности продовольствия», результаты указанных лабораторных исследований подвергнуты экспертизе.
Таким образом, все мероприятия по ликвидации спорного места утилизации биологических отходов проведены с соблюдением обязательных требований, установленных действующими в настоящее время нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере ветеринарии.
Требование о признании незаконным бездействия Агентства, выразившегося в необеспечении безопасности сибиреязвенного захоронения необоснованно, так как на территории Ульяновской области более 16 лет отсутствуют случаи заражения животных сибирской язвой, что подтверждает выполнение ветеринарными службами Ульяновской области всех необходимых профилактических мероприятий, предусмотренных государственным заданием. Установление ограждений по всему периметру скотомогильника, исключающие случайный доступ людей и животных, формирование по всему внутреннему периметру канавы, обозначение их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва» в указанных выше мероприятиях отсутствуют.
В настоящее время «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утверждённые Минсельхозпродом Российской Федерации от 04.12.1995 № 13-7-2/469, отменены. Действующие Ветеринарные правила требований по оформлению ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники, а также по установке ограждений по всему периметру скотомогильника, формирования по всему внутреннему периметру канавы не предусматривают Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утверждённые постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 13.05.2010 № 56, утрачивают силу с 1 сентября 2021 года. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4 требований по установке ограждения по всему периметру скотомогильника, формированию по всему внутреннему периметру канавы не предусмотрено.
Кроме того, мероприятия, установленные в оспариваемом Распоряжении № 776-р, исполнены 30.12.2019 года, и с этой даты указанное распоряжение потеряло свою актуальность, так как являлось локальным актом одноразового действия. Требование прокуратуры об отмене Распоряжения N 776-р было целесообразным до проведения работ по ликвидации скотомогильника.
Письмо заместителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №, а также письмо директора Федерального казённого учреждения здравоохранения «Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт» Роспотребнадзора от 18.06.2020 N° 16-30-13/12-926-2020 просит признать недопустимыми доказательствами по следующим основаниям. Утверждение в указанных документах о том, что захоронения зольных остатков павших от сибирской язвы животных считаются сибиреязвенными захоронениями и являются почвенными очагами сибирской язвы, представляющими эпизоотическую и/или эпидемиологическую опасность не соответствуют пункту 2.8.4 Санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утверждёнными постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 13.05.2010 № 56, согласно которому почвенными очагами считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы. Понятия «зольный остаток», нет ни в одном нормативном правовом акте Российской Федерации. Утверждение в указанных документах о возможности сохранения жизнеспособных спор возбудителя сибирской язвы в случае отклонения от правил сжигания трупов в зольном остатке не учитывает, что при отборе проб почвы с целью выявления возбудителя сибирской язвы предписано руководствоваться «МУК 4.2.2413-08.4.2. Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Лабораторная диагностика и обнаружение возбудителя сибирской язвы. Методические указания», утверждённые Роспотребнадзором 29.07.2008. Иных методик отбора проб почвы с целью выявления возбудителя сибирской язвы законодательством не предусмотрено.
В дополнениях к возражениям административный ответчик указывает следующее.
До 2010 года на всех ликвидированных Агентством ветеринарии захоронениях ограждения отсутствовали. Все они были бесхозными.
01.06.2011 Правительство Ульяновской области постановлением № 25/240-П утвердило областную целевую программу «Обеспечение устойчивого благополучия животноводства Ульяновской области на период 2005-2012 годы», в соответствии с пунктом 3.6 которой в качестве мероприятий по обеспечению безопасности 36 скотомогильников, предусмотрено: оформление права собственности муниципальных районов Ульяновской области на земельные участки, на которых расположены сибиреязвенные скотомогильники; наложение бетонного саркофага на сибиреязвенные скотомогильники; огораживание территорий сибиреязвенных скотомогильников; установка стационарных знаков обозначения территорий, на которых были сибиреязвенные скотомогильники; приобретение инсинераторов (трупосжигательных печей).
Ответственными лицами за проведение вышеуказанных мероприятий являются Администрации муниципальных образований Ульяновской области, Департаментом ветеринарии Ульяновской области осуществляется непосредственный контроль за выполнением Программы
Во исполнение Программы, Администрациями муниципальных образований Ульяновской области установлены места захоронений, а также установлены ограждения.
В дальнейшем, в соответствии с надзорными полномочиями, Агентством ветеринарии Ульяновской области 2 раза в год осуществлялся контроль за состоянием захоронений.
В ноябре 2019 года в адрес Правительства Ульяновской области поступило Представление Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 13.11.2019 № 07-32-2019, в соответствии с которым на Правительство Ульяновской области возлагалась обязанность по установлению санитарно-охранных зон по сибиреязвенным захоронениям. Агентством ветеринарии принят наиболее приемлемый вариант развития событий, а именно, ликвидация захоронений золы.
Просит применить ч.2 ст.194 КАС РФ, прекратить производство по делу в связи с тем, что Распоряжением Агентства ветеринарии Ульяновской области от 02.04.2021 № 76-р оспариваемое распоряжение признано утратившим силу.
С 01.01.2020 Агентство ветеринарии Ульяновской области не осуществляет государственный надзор в указанной сфере, данные полномочия закреплены за органами природоохранной прокуратуры, Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Действия административного истца являются попыткой переложения ответственности за бездействие с иных органов, в том числе органов прокуратуры, на Агентство ветеринарии. Требование о признании бездействия Агентства ветеринарии незаконным может быть обусловлено необходимостью оправдать пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением. В полномочия Агентства ветеринарии не входит осуществление мероприятий по огораживанию и оканавливанию скотомогильников.
Действия Агентства ветеринарии по ликвидации спорных скотомогильников проведены в строгом соответствии с Правилами ликвидации неиспользуемых мест утилизации биологических отходов на территории Ульяновской области, утверждёнными постановлением Правительства Ульяновской области от 09.02.2021 № 27-П, которое прошло согласование с прокуратурой Ульяновской области, Управлением Минюста России по Ульяновской области, Законодательным Собранием Ульяновской области.
Агентство ветеринарии Ульяновской области не является подведомственной Роспотребнадзору организацией, вышестоящим органом власти для Агентства ветеринарии является Минсельхоз России, по мнению которого места сжигания трупов животных, павших от сибирской язвы не является сибиреязвенным скотомогильником или захоронением и не несёт опасности.
Достоверное местонахождение спорных объектов истец в исковом заявлении не указывает, что приводит к невозможности его местоопределения, к нецелевому использованию бюджетных средств в случае удовлетворения требований. При этом, после восстановления спорного объекта вокруг него потребуется установка санитарно-защитной зоны, стоимость которой составляет от 3 до 6 млн.руб.
Обращает внимание, что спорный объект не является скотомогильником, сибиреязвенных скотомогильников на территории Ульяновской области нет. Появление термина «скотомогильник» в отношении спорного объекта является результатом терминологической неточности, допущенной при принятии областной целевой программы «Обеспечение устойчивого благополучия животноводства Ульяновской области на период 2005-2012 годы» утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 01.06.2011 № 25/240-П. Спорный объект является стационарно-неблагополучным по сибирской язве пунктом, а не скотомогильником, так как фактически на его территории был выявлен эпизоотический очаг и произведено сожжение трупа животного, павшего от сибирской язвы.
Административный ответчик - руководитель Агентства ветеринарии Ульяновской области – главный государственный ветеринарный инспектор Ульяновской области Пелевина Н.И. административные исковые требования не признала, поддержала изложенные в возражениях Агентства доводы, просит признать ее ненадлежащим ответчиком, поскольку законодательство Ульяновской области не предусматривает издания самостоятельных правовых актов руководителями исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, оспариваемое распоряжение №776-р подписано ею во исполнение поручения Правительства Ульяновской области.
Представитель административного ответчика ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия» Пучкин В.Н., представитель административного ответчика Областного государственного бюджетного учреждения «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» Рузанова Т.Н. административные исковые требования не признали, в возражениях ссылаются на доводы, аналогичные в целом с возражениями Агентства ветеринарии Ульяновской области.
Дополнительно ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия» указывает, что срок действия Санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», на которые ссылается прокурор, в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 31.12.2020года № 2467 истекает 01.03.2021 года.
ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» дополнительно указывает, что отсутствие биологической опасности ликвидированного неиспользованного скотомогильника для окружающей среды подтверждены проведенными лабораторными испытаниями аккредитованной Федеральной службой по аккредитации лабораторией ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия». В соответствии с методическими указаниями «МУК 4.2.2413-08 Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Лабораторная диагностика и обнаружение возбудителя сибирской язвы. Методические указания», (утв. Роспотребнадзором 29.07.2008), Методическими рекомендациями по отбору проб почвы для бактериологического исследования на наличие возбудителя сибирской язвы Минздрава СССР от 27.09.1984г.) пробы почвы на наличие спор сибирской язвы были отобраны с территории сибиреязвенных скотомогильников. Согласно акту отбора почвенных проб № 4 от 21.11.2019 года на месте отбора проб костных остатков животных и других остатков не обнаружено. По результатам исследований указанных проб, проведенных Испытательной лабораторией ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» возбудитель сибирской язвы не выделен. Испытательная лаборатория имеет лицензию на осуществление деятельности с использованием возбудителей 2-4 групп патогенности, санитарно - эпидемиологическое заключение, аттестат аккредитации, персонал испытательной лаборатории аккредитован на техническую компетентность, обладает необходимым образованием, квалификацией, навыками, опытом. Доводы ФГУЗ «Ставропольский научно - исследовательский противочумный институт» Роспотребнадзора являются не состоятельными, не подтвержденными документально. Согласно Методическим рекомендациям по отбору проб почвы для бактериологического исследования на наличие возбудителя сибирской язвы (утв. Минздравом СССР 27.09.1984г) главным требованием для отбора проб почвы для бактериологических исследований для получения достоверных результатов по выявлению возбудителя сибирской язвы является число проб, которое должно составлять не мене 100. При этом, необходимо максимально охватывать исследованиями весь участок очага как по площади, так и по глубине. Указанная правовая норма была строго соблюдена специалистами учреждения при отборе проб почвы с территории спорных скотомогильников. Кроме того, сведения из Кадастра стационарно не благополучных по сибирской язве пунктов и сибиреязвенных захоронений Ульяновской области содержат информацию о захоронении в спорный скотомогильник зольных остатков после сжигания трупов животных, павших от сибирской язвы.
Обращает внимание, что Ставропольским НИИ, финансово заинтересованным в отсутствии конкуренции (конкурентов), проводится мониторинг за возбудителем сибирской язвы среди людей и не имеет отношения к мониторингу за возбудителем сибирской язвы среди животных.
Ни в одном из действующих в настоящее время нормативных правовых актах нет указаний на опасность золы после сжигания трупов животных, павших от сибирской язвы, а также на то, что захоронения золы считаются сибиреязвенными захоронениями. Сгласно разъяснениям Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (письмо от 13.11.2020 № 25/2306), уничтожение методом сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, осуществлённое с соблюдением условий, обеспечивающих инактивацию возбудителя сибирской язвы (до зольного остатка), с последующим подтверждением его безопасности посредством лабораторных исследований, не несёт угрозы распространения возбудителя сибирской язвы. Угроза эпизоотической безопасности, при соблюдении вышеуказанных условий, отсутствует. В судебных заседаниях результаты исследований по экспертизе и экспертные заключения органа инспекции ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и продовольствия» не оспаривались.
Представитель Рузанова Т.Н. в судебном заседании также обращает внимание на то, что в имеющемся в деле архивном документе имеются сведения Ульяновской областной санэпидстанции о наличии на территории Улдьяновской области выявленных в 1959 году неблагополучных по сибирской язве пунктов. Это, в свою очередь указывает на то, что захоронение в Николаевском районе никогда не относилось к базам сибиреязвенных захоронений.
Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, в предварительном судебном заседании представитель Яшкина Е.В. разрешение требований прокурора оставила на усмотрение суда. По имеющейся информации на территории Николаевского района в р.п. Николаевка был скотомогильник с сибиреязвенным захоронением. Но никакой документации нет, в реестре имущества Администрации района и Николаевского городского поселения никогда не состояло и не состоит, никакие акты не подписывались.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель заинтересованного лица Управления Россельхознадзора по Чувашской Республики и Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен. В письменных пояснениях указывает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку ликвидация сибиреязвенных скотомогильников противоречит требованиям законодательства, нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространения сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.
Представитель заинтересованного лица ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, в письменных пояснениях на административный иск указывает, что оспариваемое распоряжение от 20.12.2019 № 776-р издано в нарушение Постановления Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 № 302-П. Итогом исполнения распоряжения явилась незаконная ликвидация сибиреязвенного захоронения, расположенного на территории р.п. Николаевка Николаевского района Ульяновской области (акт о проведении неиспользуемого сибиреязвенного скотомогильника от 24.12.2019). Необходимы проведение следующих мероприятий: отмена оспариваемого распоряжения, включение данных о сибиреязвенном захоронении в реестр скотомогильников Ульяновской области, принятие мер по определению балансодержателя, обустройству и содержанию сибиреязвенного захоронения в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями.
Кроме того с учётом поступивших от административных ответчиков возражений дополнительно указывает следующее.
Ни в одном из действовавших ранее и действующих в настоящее время нормативно-правовых актах в сфере ветеринарии и санитарно-эпидемиологического надзора нет указаний на безопасность золы после сжигания трупов сибиреязвенных животных, а также на то, что захоронения золы не считаются сибиреязвенными захоронениями (СЯЗ) и на них не распространяются ветеринарные и санитарные правила по организации и содержанию СЯЗ, и они могут быть ликвидированы.
В соответствии с распоряжением Департамента ветеринарии Ульяновской области от 29.12.2010 № 183, а также в рамках исполнения областной целевой программы «Обеспечение устойчивости благополучия животноводства Ульяновской области на период 2005-2012 годы» в отношении захоронения, расположенного на территории р.п. Николаевка Николаевского района Ульяновской области, применялись контрольно-надзорные мероприятия, предусмотренные для сибиреязвенных захоронений, о чем свидетельствуют «Акты обследования состояния сибиреязвенного скотомогильника» Департамента ветеринарии Ульяновской области от 22.05.2015, 14.10.2015, 18.05.2016 05.10.2016 и Агентства ветеринарии Ульяновской области от 03.05.2017, 03.10.2017, 22.06.2018, 17.09.2018. Согласно Актам результаты проверок данного захоронения были следующими: «На момент обследования установлено: территория сибиреязвенного скотомогильника 100 м2, по периметру огорожена металлической сеткой Рабица, прикрепленной к металлическим столбам, протяженностью 150 м и высотой 2 м. Непосредственный участок сибиреязвенного захоронения накрыт бетонным саркофагом площадью 4 м2, установлен знак обозначения «Опасно, сибиреязвенный скотомогильник». Угроза затопления данной территории отсутствует, признаков ведения землепользовательских работ не обнаружено».
Таким образом, до издания оспариваемого распоряжения данное захоронение считалось сибиреязвенным, признавалось опасным, оборудованным в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами, в отношении которого регулярно проводились мероприятия по его содержанию в удовлетворительном состоянии.
Основанием для ликвидации данного захоронениям стало экспертное заключение Органа инспекции ОГБУ «Симбирский Референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», выданное на основании отрицательных результатов лабораторных исследований на наличие возбудителя сибирской язвы 100 проб почвы, отобранных на участке площадью 9 м2 сибиреязвенного захоронения, вместе с тем., площадь территории данного сибиреязвенного захоронения составляет 100 м2, т.е. пробы почвы были отобраны не со всей территории СЯЗ.
После вступления в силу Приказа Минсельхоза России от 30.04.2020 № 246, руководствуясь п. 68 данного Приказа, «Журнал для записи эпизоотического состояния района (города)», в котором должны были содержаться данные о вспышке сибирской язвы среди 8 голов сельскохозяйственных животных в р.<адрес> в 1959 году, был ликвидирован. Вместе с тем, в соответствии с п. 7.3 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469) захоронениям присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка по форме, указанной в Приложении вышеуказанных ветеринарно-санитарных правил.
Степень эпидемиологической опасности СЯЗ устанавливается на основании комплексной оценки степени его эпидемиологической опасности в соответствии с порядком, изложенным в методических рекомендациях МР 3.1.0232-21 «Определение эпидемиологической опасности почвенных очагов сибирской язвы» (утв. Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации 01.03.2021). Даже минимальная степень эпидемиологической опасности СЯЗ, включая отрицательные результаты лабораторных исследований проб почвы захоронения, не является основанием для ликвидации СЯЗ вне зависимости от сроков давности его формирования.
В санитарно-эпидемиологических правилах и нормах СанПиН 3.3686- 21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», которые вводятся в действие с 01.09.2021, также содержатся требования относительно СЯЗ. Согласно п.1090, 1092 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках организации мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений: проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников; территориальными органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, организуется контроль проведения работ по ограждению и содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных захоронений.
Методические указания МУК 4.2.2413-08 «Лабораторная диагностика и обнаружение возбудителя сибирской язвы» регламентируют порядок лабораторной диагностики сибирской язвы у людей и животных, в рамках которой, с целью установления связи случая заболевания человека/животного с источником инфекции и факторами передачи. Однако, при оценке степени риска эпидемиологической опасности сибиреязвенных захоронений существует вероятность невыявления возбудителя сибирской язвы на данной территории при исследовании проб почвы СЯЗ. Опыт показывает, что штаммы Bacillus anthracis удается выделить из почвы захоронений не более, чем в 3 % исследований. Поэтому отрицательные результаты исследования проб почвы СЯЗ на наличие возбудителя сибирской язвы не могут достоверно свидетельствовать о безопасности захоронения.
Информация о захоронении зольных остатков содержится в п. 3.9 МР 3.1.0232-21:
«Выделяют следующие способы захоронений Трупов и останков животных, павших от сибирской язвы:
неорганизованные СЯЗ (стихийные захоронения, в т. ч. зарывание в почву без сожжения);
организованные СЯЗ (старые скотомогильники с захоронением в земляных ямах, скотомогильники с захоронением зольных останков без информации о способе сожжения, скотомогильники с захоронением в яме после сожжения в крематории/печи. биотермические ямы).
По способам захоронений (таблица 3) максимальную потенциальную опасность представляют собой «моровые поля», неорганизованные СЯЗ, в т.ч. вновь выявленные и произведенные без участия ветеринарных специалистов. Средняя опасность характерна для СЯЗ, организованных в 1950-1995 гг., а также земляных ям с захоронением зольных останков сожженных животных. Минимальную опасность представляют биотермические ямы (ямы Беккари)».
Представитель заинтересованного лица – Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Административный истец, прося восстановить пропущенный срок на обращение с настоящим исковым заявлением, указывает на наличие уважительных причин, а именно: подготовка и согласование проектов административных исковых заявлений о признании распоряжений руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области незаконными и отмене указанных распоряжений, проведение мероприятий по проверке доводов руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области, направление административных исковых заявлений в Ленинский районный суд г. Ульяновска, которые определениями суда от 16.07.2020 были возвращены прокурору в связи с неподсудностью, апелляционными определениями Ульяновского областного суда от 15.09.2020 года частные представления прокурора на определения районного суда оставлены без удовлетворения, последующее направление 10.10.2020 года административных исковых заявлений с требованиями об отмене Распоряжения №776-р в Карсунский районный суд Ульяновской области, возвращение административного искового заявления в части, касающейся скотомогильника, расположенного в Николаевском районе в связи с неподсудностью, направление 30.12.2020 года административных исковых заявлений в адрес ответчиков и третьих лиц в период до 10.02.2021 в связи с большим объемом материалов дела.
Представители административных ответчиков Агентства ветеринарии Ульяновской области, ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия», представитель заинтересованного лица ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» возражают против восстановления пропущенного административным истцом срока, просят применить последствия пропуска срока, поскольку прокурор на момент вынесения протеста 31.01.2020 года располагал достаточным количеством доказательств, необходимым для обращения с настоящим административным иском в суд. Отклоненный Агентством ветеринарии Ульяновской области протест включал в себя содержание результатов рассмотрения и проверки Прокуратурой всех обстоятельств и документов, которые были приняты Агентством ветеринарии Ульяновской области с момента начала процедуры ликвидации спорного скотомогильника и до момента завершения процедуры его ликвидации. Обращение в суд имело место, 11 месяцев.
Поскольку срок на обращение в суд был пропущен в связи с осуществлением административным истцом действий, направленных на проверку значимых обстоятельств и сбор необходимых доказательств для обоснования административных исковых требований, учитывая совершение прокурором действий по принесению протеста на оспариваемое распоряжение, первоначальное обращение прокурора с административным иском о признании незаконным данного распоряжения в <адрес> районный суд <адрес>, обжалование прокурором в апелляционном порядке определения суда о возвращении административного иска, обращение прокурора в суд с требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также то, что допущенное нарушение санитарно-экологического законодательства и, соответственно выявленное прокурором нарушение прав неопределенного круга лиц, носит длящийся характер, создает возможную угрозу распространения эпидемии в будущем, суд считает возможным восстановить административному истцу пропущенный предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок, полагая указанные выше причины, по которым он был пропущен, уважительными.
Судом установлено, что на территории Ульяновской области в Николаевском районе р.п. Николаевка (на территории Николаевской МТФ) расположен сибиреязвенный скотомогильник.
На данный скотомогильник была оформлена ветеринарно-санитарная карточка в соответствии с требованиями п.7.3. «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469.
Согласно ветеринарно-санитарной карточке №1 на скотомогильник (биотермическую яму) по адресу: <адрес>, р.<адрес> на территории Николаевской МТФ в 100 метрах от фермы, в 1000 м от пастбища и водоема, в 500 м от дороги, огорожен сеткой «Рабица». В 1959 году в скотомогильнике был захоронен зольный остаток после сжигания 8 трупов КРС, павших от сибирской язвы.
Согласно базе данных сибиреязвенных захоронений в Ульяновской области, указанный скотомогильник является сибиреязвенным.
13.11.2019 Волжским межрегиональным природоохранным прокурором в адрес Правительства Ульяновской области было направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений на территории Ульяновской области.
20.12.2019 распоряжением Агентства ветеринарии Ульяновской области от №776-р «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории <адрес> <адрес>ов <адрес>, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в том числе скотомогильника в р.<адрес>.
На основании данного распоряжения были организованы и проведены мероприятия по ликвидации указанного скотомогильника, как неиспользуемого и безопасного в ветеринарно-санитарном отношении.
Согласно акту о проведении ликвидации неиспользуемого сибиреязвенного скотомогильника (захоронения золы после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы) от ДД.ММ.ГГГГ сибиреязвенный скотомогильник в р.<адрес> был ликвидирован.
На указанное распоряжение Агентства ветеринарии Ульяновской области от 20.12.2019 №776-р Волжским межрегиональным природоохранным прокурором 31.01.2020 был принесен протест, по результатам рассмотрения которого Агентство ветеринарии Ульяновской области в ответе от 14.02.2020 указало на недостоверность приведенных в протесте сведений, сославшись на то, что, в частности, в скотомогильнике в р.<адрес> имело место захоронение зольных остатков после сжигания трупов животных, павших от сибирской язвы, в связи с чем скотомогильник не является почвенным очагом сибирской язвы. По результатам проведенных лабораторных испытаний возбудитель сибирской язвы на территории скотомогильника не обнаружен.
В соответствии со ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.
Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п.2.1 Санитарных правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56 сибирская язва (Anthrax) представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II-й группе патогенности. Болезнь у человека чаще всего протекает в кожной форме, в отдельных случаях осложняется сибиреязвенным сепсисом; может развиться генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной и кишечной формах.
Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи), больные сибирской язвой. Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах (п.2.3 СП 3.1.7.2629-10).
Почвенными очагами сибирской язвы считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, «моровые поля») (п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно п.2 ст.2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст.6 названного Федерального закона).
Согласно постановлению правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области», принятому во исполнение Закона РФ от 14.05.1993 №4979-I «О ветеринарии», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 3, 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшему на дату принятия оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии Ульяновской области, земляные скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы, (сибиреязвенные скотомогильники) не подлежат ликвидации независимо от сроков давности.
В силу приведенных норм права у административного ответчика Агентства ветеринарии по Ульяновской области отсутствовали основания для принятия оспариваемого распоряжения от 20.12.2019 №776-р о ликвидации неиспользуемого скотомогильника на территории р.п. Николаевка Николаевского района Ульяновской области. Учитывая, что оспариваемое распоряжение противоречит требованиям Санитарно-эпидемиологических правил "СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 N 56, Федеральному закону от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации суд приходит к выводу, что указанное распоряжение Агентства ветеринарии Ульяновской области является незаконным, в этой части административный иск подлежит удовлетворению.
При этом, поскольку Распоряжением Агентства ветеринарии Ульяновской области от 02.04.2021 № 76-р оспариваемое распоряжение признано утратившим силу, оснований для отмены недействующего распоряжения в судебном порядке не имеется, в этой части административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Суд не находит оснований для прекращения производства по делу, отказа в удовлетворении административных исковых требований, как об этом просит Агентство ветеринарии Ульяновской области в связи с самостоятельной отменой оспариваемого распоряжения, так как прекращение производства по административному делу в случае, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, в соответствии с частью 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является правом, а не обязанностью суда, и предполагает установление в каждом конкретном случае оснований для прекращения производства по делу, что является исключительной прерогативой суда, принимающего решение, и вытекающей из принципа самостоятельности судебной власти. В данном случае, как установлено, в ходе рассмотрения дела, на основании оспариваемого распоряжения, к выводу о незаконности которого приходит суд, был в нарушение требований законодательства ликвидирован сибиреязвенный скотомогильник, мероприятия по обеспечению его безопасности до настоящего времени не проведены. При этом суд учитывает, что оспариваемое распоряжение признано органом, его издавшим, утратившим силу не с момента издания, а фактически с 02.04.2021 года.
Довод административных ответчиков, заинтересованного лица ФКУЗ «Симбмрский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о том, что в спорном скотомогильнике захоронена зола сожженных животных, которая не представляет опасности, что следует из протоколов лабораторных испытаний и заключений, которые имеются в материалах дела, ликвидированное место захоронения не является сибиреязвенным скотомогильником, суд считает несостоятельными, поскольку они противоречат материалам дела и приведенным нормам права.
Факт захоронения в спорном скотомогильнике трупов животных, павших от сибирской язвы, установлен имеющейся в деле ветеринарной карточкой. Ссылка Агентства ветеринарии Ульяновской области на то, что в соответствии с требованиями санитарного законодательства захоронение животных, павших от сибирской язвы, производилось путем сжигания, не свидетельствует о наличии оснований для ликвидации спорного сибиреязвенного скотомогильника, поскольку в соответствии с п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила» захоронения зольных остатков павших от сибирской язвы животных считаются сибиреязвенными захоронениями, являются почвенными очагами сибирской язвы, представляющими эпизоотолого-эпидемиологическую опасность и не подлежат ликвидации вне зависимости от срока давности формирования захоронения.
При отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут сохраняться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы.
Согласно имеющимся в деле Актам обследования состояния сибиреязвенного скотомогильника» площадь территории данного сибиреязвенного захоронения составляет 100 кв.м. В этой связи лабораторные исследования, по результатам которых установлено отсутствие сибиреязвенного микроба в почве захоронений и на которые ссылается сторона административных ответчиков, не может однозначно свидетельствовать о безопасности захоронений, поскольку отсутствуют основания считать, что пробы взяты во всех возможных местах локализации спор.
Прекращение осуществления в отношении зольного захоронения, оставшегося после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, мероприятий, предусмотренных п.7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», влечет ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки и как следствие ухудшение безопасных условий жизнедеятельности человека.
Указанных выводов поддерживаются и ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора, имеющий лицензию на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, а также Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), по мнению которых необходимо проведение мероприятий в установленном порядке по определению балансодержателей захоронений, обустройству в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями содержания, установлению их санитарно-защитных зон. Как отмечено ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора, степень эпидемиологической опасности сибиреязвенного захоронения устанавливается на основании комплексной оценки степени его эпидемиологической опасности в соответствии с порядком, изложенным в методических рекомендациях МР 3.1.0232-21 «Определение эпидемиологической опасности почвенных очагов сибирской язвы», утвержденными Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации 01.03.2021. Комплексная оценка эпидемиологической опасности почвенного очага сибирской язвы позволяет ранжировать степень его опасности от низкой до высокой с определением объема необходимых профилактических (противоэпидемических) мероприятий. Результаты лабораторных исследований проб почвы являются только составляющей этой оценки по критерию «биологические факторы риска». Даже минимальная степень эпидемиологической опасности сибиреязвенного захоронения, включая отрицательные результаты лабораторных исследований проб почвы захоронения, не является основанием для ликвидации сибиреязвенного захоронения вне зависимости от сроков давности его формирования.
Суд при этом не усматривает оснований для признания письма заместителя руководителя Роспотребнадзора от 22.06.2020 № 09-93112- 2020-05, письма директора ФКУЗ «Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт» Роспотребнадзора от 18.06.2020 N° 16-30-13/12-926-2020 недопустимыми доказательствами, как об этом просит административный ответчик, не усматривает противоречий между содержащимися в них утверждениями и разъяснениями Департамента ветеринарии Российской Федерации в письмах от 13.11.2020 года № 25/2306 и от 17.06.2014 года, поскольку в последних говорится о безопасности зольного остатка при условии лабораторного этому подтверждения, а таких данных о результатах лабораторного исследования по скотомогильнику в р.<адрес> суду не представлено, результаты лабораторного исследования почвы достаточным доказательством безопасности зольного остатка служить не могут.
Довод административных ответчиков о том, что, что в настоящее время не предусмотрено ведение ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники, не опровергает установленные судом обстоятельства и выводы суда о том, что спорные захоронения являются сибиреязвенными и не подлежали ликвидации.
Как видно из Актов обследования состояния сибиреязвенного скотомогильника от 22.05.2015, 14.10.2015, 18.05.2016 05.10.2016 и Агентства ветеринарии Ульяновской области от 03.05.2017, 03.10.2017, 22.06.2018, 17.09.2018 г.г., в соответствии с распоряжением Департамента ветеринарии Ульяновской области от 29.12.2010 № 183, в рамках исполнения областной целевой программы «Обеспечение устойчивости благополучия животноводства Ульяновской области на период 2005-2012 годы» в отношении сибиреязвенного захоронения, расположенного на территории р.п. Николаевка Николаевского района Ульяновской области, применялись контрольно-надзорные мероприятия, предусмотренные для обеспечения безопасности указанного сибиреязвенного захоронения. На момент обследований территория сибиреязвенного скотомогильника по периметру была огорожена металлической сеткой «Рабица», непосредственный участок сибиреязвенного захоронения накрыт бетонным саркофагом, установлен знак «Опасно, сибиреязвенный скотомогильник».
То обстоятельство, что координаты спорного скотомогильника не определены на местности, вопреки мнению представителей Агентства ветеринарии Ульяновской области, ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», не является препятствием исполнению настоящего решения суда, не свидетельствует о законности оспариваемого распоряжения о ликвидации скотомогильника. Описание местоположения спорного скотомогильника имеется у административного ответчика, ранее проводившего надзорные мероприятия по обеспечению его безопасности, по отбору проб почвы с территории скотомогильника подведомственной организацией, и принявшего решение о его ликвидации, что свидетельствует о наличии необходимой информации о месте нахождения спорного сибиреязвенного захоронения.
Доводы административных ответчиков о том, что в настоящее время изменился порядок ликвидации неиспользуемых скотомогильников, не может служить основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований поскольку,, как указано выше, распоряжение и действия по ликвидации скотомогильника были приняты в нарушение действовавшего правового регулирования, запрещающего ликвидацию сибиреязвенных скотомогильников и биотермических ям независимо от сроков давности захоронений.
Остальные доводы административных ответчиков правового значения для разрешения требований прокурора не имеют, основанием к отказу в удовлетворении административного иска не являются.
Довод Агентства ветеринарии по Ульяновской области об отсутствии оснований для возложения обязанности по ограждению скотомогильника, формированию по всему его внутреннему периметру канавы не учитывает положений ч.ч. 2 и 3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о том, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает в решении на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии по Ульяновской области от 20.12.2019 №776-р о ликвидации неиспользуемого скотомогильника, об удовлетворении административных исковых требований в этой части, у суда имеются основания для возложения на данного административного ответчика обязанности по обеспечению безопасности спорного скотомогильника в соответствии с требованиями СП 3.1.7.2629-10. При этом суд принимает во внимание следующее.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п.7.1 СП 3.1.7.2629-10 организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений: проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва»; принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).
Как следует из п. 1.1 Положения об Агентстве ветеринарии Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 № 1/19-П Агентство ветеринарии Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим задачи в области ветеринарии и уполномоченным от имени Ульяновской области в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области, осуществляющим полномочия собственника имущества областных государственных бюджетных учреждений ветеринарии, являющихся организациями, входящими в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Согласно п. п. 2.5, 2.6, 2.25 данного Положения Агентство организует ликвидацию скотомогильников в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 № 302-П «Об утверждении Порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области», реализует полномочия по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, реализует в процессе осуществления деятельности, связанной с профилактикой и борьбой с заразными болезнями животных, в том числе общими для человека и животных, проведением ветеринарно-санитарных мероприятий, а также с обеспечением биологической безопасности продукции животного и растительного происхождения, мероприятия, направленные на выявление и оценку рисков, управление ими. В этой связи, вопреки утверждению административных ответчиков об обратном, именно Агентство ветеринарии Ульяновской области является уполномоченным органом государственной власти Ульяновской области, которому надлежит совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений.
Суд также не усматривает оснований для исключения из числа административных ответчиков руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевину Н.И., поскольку в соответствии с 4.1.2, 4.2.1, 4.2.4. Положения об Агентстве ветеринарии Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 N 1/19-П, руководитель Агентства осуществляет общее руководство деятельностью Агентства, издает приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, дает указания и организует контроль за их исполнением, несет персональную ответственность за полное и своевременное выполнение возложенных на Агентство функций и полномочий.
В то же время, суд не находит оснований для удовлетворения требования о возложении обязанности по обеспечению безопасности спорного скотомогильника к ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия», поскольку надлежащим ответчиком по данному требованию, как указано выше, является Агентство ветеринарии по Ульяновской области, как орган исполнительной власти, в полномочия которого входит организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений на территории Ульяновской области в силу п.7.1 названных СП 3.1.7.2629-10.
Согласно уставу ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия» подведомственно Агентству ветеринарии Ульяновской области, которое от имени Правительства Ульяновской области осуществляет полномочия учредителя в отношении данного учреждения. В этой связи в удовлетворении требований прокурора к данному административному ответчику следует отказать.
Руководствуясь ст.178 КАС РФ суд, с учетом позиции лиц, участвующих в деле, полагает разумным установить срок исполнения решения – до 01.07.2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 188, 218 - 228 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Восстановить Ульяновскому межрайонному природоохранному прокурору срок на обращение с административным исковым заявлением в суд.
Административное исковое заявление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории <адрес>, <адрес>ов <адрес>, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части скотомогильника в р.<адрес>.
Признать незаконным бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской области по непринятию мер по обеспечению безопасности сибиреязвенного захоронения: скотомогильника, расположенного в р.<адрес>.
Обязать Агентство ветеринарии Ульяновской области обеспечить безопасность сибиреязвенного захоронения - скотомогильника, расположенного в р.п. Николаевка Николаевского района Ульяновской области, в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 № 56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва», установить срок исполнения решения в указанной части до 01 июля 2021 года.
В удовлетворении административных исковых требований об отмене распоряжения руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 776-р от 20.12.2019 года в части, относящейся к скотомогильнику, расположенному в р.<адрес>, а также в удовлетворении административных исковых требований к ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о возложении обязанности по обеспечению безопасности сибиреязвенного захоронения Ульяновскому межрайонному природоохранному прокурору отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через Николаевский районный суд.
Судья И.В. Янина
В окончательной форме решение изготовлено 27.04.2021 года