Петрозаводский городской суд Дело № 10RS0011-01-2021-005464-26 (№ 5-3022/2021)
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 апреля 2021 года город Петрозаводск
(Резолютивная часть постановления
объявлена 27 апреля 2021 года)
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Мамонтовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Аквастар» (далее – ООО «Аквастар», Общество), ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, дата государственной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>
у с т а н о в и л:
<адрес>. на таможенный пост МАПП <данные изъяты> для таможенного оформления прибыл состав транспортных средств «<данные изъяты>», регистрационный номер <данные изъяты>, с полуприцепом <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты>, следующий из Финляндии в Россию под управлением водителя Смирнова А.В., перевозчик - ООО «Аквастар». Для таможенного оформления транспортного средства водителем были представлены документы: карточка допуска на транспортное средство для осуществления международный автомобильных перевозок №, свидетельства о регистрации транспортных средств №, №, заграничный паспорт №, выдан МВД 10003 01.10.2019, в качестве таможенной декларации на транспортное средство были поданы стандартные документы перевозчика. Сведения о наличии товара в таможенный орган не заявлялись, декларирование товаров не производилось. В ходе проведения таможенного контроля (акт таможенного досмотра №) установлено, что в инструментальном ящике грузового автомобиля перемещается товар – запасные части для автомобиля, общим весом 5,35 кг., сведений о которых ООО «Аквастар» на таможенном посту МАПП Люття Карельской таможни не заявило, не задекларировав их по установленной ТК ЕАЭС форме.
В судебное заседание законный представитель ООО «Аквастар» не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении судом извещен надлежащим образом. В представленном суду ходатайстве законный представитель ООО «Аквастар» - директор Киричек П.Ю. просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Указал, что ООО «Аквастар» не является субъектом административного правонарушения, так как обязанность по соблюдению таможенных правил и ограничений возложена на водителя Смирнова А.В., учитывая пояснения водителя о том, что замена запчастей являлась его личной инициативой. Просил учесть, что никаких поручений о ввозе товаров, бывших в употреблении, Смирнов А.В. от администрации ООО «Аквастар» не получал, и в известность ООО «Аквастар» не ставил. Товары перемещались Симрновым А.В в личных вещах не в коммерческих целях. Кроме того, ООО «Аквастар» полагает, что в протоколе неверно указано место совершения правонарушения – таможенный пост МАПП Люття Карельской таможни, тогда как ООО «Аквастар» располагается по адресу: <адрес>.
Представитель Карельской таможни в судебное заседание не явился, административный орган извещен о месте, дате и времени слушания дела надлежащим образом. Ранее в судебном заседании 07 апреля 2021 года представители Карельской таможни Иванов К.К. и Писной М.М., действующие на основании доверенностей, поддержали обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, полагая доказанной вину ООО «Аквастар» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, обозрев видиозаписи на 2 DVD-дисках, изучив ходатайство ООО «Аквастар», содержащее позицию стороны защиты, прихожу к выводу о наличии оснований для привлечения ООО «Аквастар» к административной ответственности по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
На основании ч.2 ст.9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст.104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. По смыслу положений пунктов 3 и 4 статьи 104 ТК ЕАЭС такое декларирование осуществляется в электронной или письменной форме.
В соответствии с ч.2 ст.84 ТК ЕАЭС декларант обязан:
1) произвести таможенное декларирование товаров;
2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;
3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;
4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом;
5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры;
6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
В силу ч.3 ст.84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Статьей 278 ТК ЕАЭС предусмотрено, что транспортные средства международной перевозки, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску при вывозе с таможенной территории Союза временно вывозимых транспортных средств международной перевозки и обратном ввозе на таможенную территорию Союза таких транспортных средств международной перевозки (пп.2 п.1). Декларантом транспортных средств международной перевозки выступает перевозчик (п.2).
Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство. Сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза, а также категорий товаров, указанных в подпункте 2 пункта 7 статьи 272 настоящего Кодекса (п.3), а именно - запасных частей и оборудования, находящихся на транспортном средстве международной перевозки, перемещаемом через таможенную границу Союза, и предназначенных для ремонта и (или) эксплуатации иного транспортного средства международной перевозки, находящегося на таможенной территории Союза или за ее пределами.
В соответствии с п.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 года № 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и инструкции о порядке ее заполнения» (далее – Решение) в случае временного вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза автомобильного транспортного средства международной перевозки, зарегистрированного в государстве - члене Евразийского экономического союза, таможенная декларация на транспортное средство по желанию лица, совершающего таможенные операции, может подаваться в форме документа о государственной регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки, выданного в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза (далее - свидетельство). При ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильного транспортного средства международной перевозки, зарегистрированного в государстве - члене Евразийского экономического союза, в целях завершения его временного вывоза допускается подача таможенной декларации на транспортное средство в форме свидетельства, представленного при таможенном декларировании такого временного вывоза.
Форма таможенной декларации и инструкция по ее заполнению утверждена Решением, согласно которой в графе 10 «Запасные части и оборудование» указывается наличие запасных частей и оборудования, предназначенных для ремонта и эксплуатации ТСМП – «ДА» или «НЕТ» путем проставления в соответствующем поле символа «X».
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры по недопущению нарушений таможенного законодательства, материалы дела не содержат.
Событие инкриминируемого административного правонарушения и виновность ООО «Аквастар» в его совершении подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 26 февраля 2021 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 26 января 2021 года; протоколом изъятия вещей и документов от 26 января 2021 года; актом таможенного досмотра от 26 января 2021 года с фототаблицей; копией свидетельства о поверке № от 02 июля 2020 года; копиями свидетельств о регистрации ТС; копией путевого листа от 18 января 2021 года; актом приема-передачи вещественных доказательств на хранение в СВХ ТП МАПП Люття Карельской таможни; объяснениями Смирнова А.В. от 26 января 2021 года; выпиской из ЕГРЮЛ; заключением эксперта № от 09 марта 2021 года и другими материалами дела об административном правонарушении.
Позицию стороны защиты об ином субъекте административного правонарушения судья находит несостоятельной, поскольку ч.1 ст.16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, когда привлекаемым лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Субъектом ответственности за недекларирование товаров выступает декларант, которым в данном случае является ООО «Аквастар», при этом Смирнов А.В., работающий водителем в ООО «Аквастар» и действующий от имени данного юридического лица, при перемещении через таможенную границу ЕАЭС производил декларирование транспортного средства от имени ООО «Аквастар».
Ссылки законного представителя Киричека П.Ю. на тот факт, что товары перемещались Симрновым А.В в личных вещах не в коммерческих целях, расцениваются судом, как выбранный им способ защиты с целью избежать наказание за совершенное административное правонарушение, учитывая, что при проведении таможенного контроля изъятый сотрудниками административного органа товар был обнаружен в инструментальном ящике грузового автомобиля, регистрационный номер <данные изъяты>, под управлением водителя Смирнова А.В.
Вопреки утверждению законного представителя привлекаемого лица место совершения правонарушения в протоколе об административном правонарушении указано верно - таможенный пост МАПП Люття Карельской таможни (Республика Карелия, г.Костомукша, госграница), поскольку недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, имело место на указанном выше таможенном посту, а не по месту нахождения юридического лица.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив позицию стороны защиты, судья приходит к выводу о доказанности вины ООО «Аквастар» в совершении вменяемого административного правонарушения и квалифицирует его действия по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ – недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Предмет административного правонарушения - товар общим весом 5,35 кг.:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ установлена рыночная стоимость указанного выше товара на территории России на 26 января 2021 года в размере 6963 руб. 00 коп.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи, с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Однако, при изложенных выше обстоятельствах недекларирование товаров ООО «Аквастар» при их перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза является грубым нарушением ТК ЕАЭС, в связи с чем, действия привлекаемого лица признаков малозначительности не содержат, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
В силу ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого лица, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, и приходит к выводу о том, что в отношении ООО «Аквастар» возможно применить административное наказание в виде конфискации в доход государства предмета административного правонарушения.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Аквастар» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде конфискации в доход государства предметов административного правонарушения: товар общим весом 5,35 кг.:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>, находящихся на хранении на складе временного хранения ТП МАПП Люття Карельской таможни (Республика Карелия, г.Костомукша, госграница).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова