Дело № 12-6/2021
№
РЕШЕНИЕ
с. Краснотуранск 17 февраля 2021 года
Судья Краснотуранского районного суда Красноярского края Швайгерт Андрей Александрович
при секретаре: Голубевой В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности – Акционерного общества племзавод «Краснотуранский» действующую на основании доверенности № Петушковой Е.А. на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Скипор М.В. от 14.08.2020 г. юридическое лицо – Акционерное общество племзавод «Краснотуранский» Краснотуранского района Красноярского края привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Согласно постановлению, правонарушение выразилось в том, что согласно акту № о лесном пожаре от 20.04.2020 было установлено, что по сообщению полученному от местного населения, 15.04.2020 в 16 час. 30 мин. был обнаружен низовой беглый средней интенсивности лесной пожар в 1,7 км от населенного пункта с. Сарушка, в 23,6 км от Краснотуранской ПХС на площади 0.5 га.площадь лесного пожара на момент его ликвидации составила 2.0 га.причиной лесного пожара послужил переход огня с земель иных категорий.
15.04.2020 г. государственным инспектором Антоновым А.Г. совместно с лесничим Краснотуранского сельского участкового лесничества КГБУ «Краснотуранское лесничество» Казаковым В.С. осуществлен осмотр места возникновения лесного пожара, произошедшего в квартале № выделах №, №, № «Беллыкский» Краснотуранского сельского участкового лесничества КГБУ «Краснотуранское лесничество» и прилегающей к нему территории.
В ходе осмотра установлено, что пожар возник около автодороги Краснотуранск-Беллык, в 1 км от отворота на село Сарушка в направлении с. Беллык, распространялся по заросшему сухой травянистой растительностью земельному участку сельскохозяйственного назначения, из за отсутствия противопожарных барьеров огонь беспрепятственно перешел в лесной выдел, расстояние до ближайшего населенного пункта с. Сарушка Краснотуранского района составляет 1,8 км. Преобладающая произрастающая порода на участке лесного фонда, пройденного огнем представлена берёзой. Высота нагара на стволах деревьев достигала от 0,1 до 0,4 метра. В лесном фонде горел сухой травостой прошлого года и частично лесная подстилка. Огонь прошел по средневозрастным березовым насаждениям. Местность представлена северным склоном. На месте возгорания предметов, автотранспорта, следов пребывания людей не обнаружено. Объектов и сооружений на месте пожара нет. На прилегающем к лесному фонду участке не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров, а также отсутствует минерализованная полоса не менее 0,5 метра или иные противопожарные барьеры, что является нарушением пункта 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах», согласнокоторому в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединение индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают её очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно ответу Администрации Краснотуранского района от ДД.ММ.ГГГГ № земли, примыкающие к кварталу № выделам №, 12, 13, с-з «Беллыкский» Краснотуранского сельского участкового лесничества КГБУ «Краснотуранское лесничество», земельный участокявляется многоконтурным и находится в общей долевой собственности граждан, имеет кадастровый №, собственников земельного участка № входящего в состав многоконтурного участка, до размежевания, определить не возможно.
Согласно информации, полученной из публичной кадастровой карты на сайте, установлено, что земельный участок, примыкающий к кварталу № выделам №, №, №, с-з «Беллыкский» Краснотуранского сельского участкового лесничества КГБУ «Краснотуранское лесничество», имеет кадастровый №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, об объекте недвижимости от 18.04.2020 г. № участок с кадастровым номером №, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, находится в аренде у АО племзавод «Краснотуранский».
Согласно приказу Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 01.04.2020 №, на территории Краснотуранского лесничества Красноярского края с 01.04.2020 объявлен пожароопасный сезон 2020 года, следовательно, противопожарные мероприятия должны были быть запланированы до указанной даты и осуществляться на протяжении всего указанного опасного периода.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут владельцы имущества.
Ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законном основании. АО племзавод «Краснотуранский» осуществляет полномочия владения, пользования и распоряжения земельным участком с кадастровым номером №, в силу закона общество обязано было осуществлять надлежащую заботу об указанном имуществе, устранять различные угрозы и опасности, нарушение которых повлекло возникновение и распространение 15.04.2020 г. лесного пожара в вышеуказанном месте.
Вышеуказанное постановление обжалуется защитником юридического лицаАО племзавод «Краснотуранский» действующим на основании доверенности № Петушковой Е.А., которая в жалобе указала на то, что АО племзавод «Краснотуранский» не было надлежащим образом уведомлено о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, представителю Общества не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. Был нарушен срок административного расследования, так как протокол об административном правонарушении в отношении Общества был составлен 25.06.2020 г., тогда как срок предварительного расследования после его продления, истек 20.06.2020 г. Постановление просит отменить, производство по делу прекратить (л.д. 55-56).
Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – АО племзавод «Краснотуранский» о времени и месте судебного заседания было надлежащим образом уведомлено. В судебное заседание представителя не направило, ходатайств об отложении рассмотрении дела в суд не направило, доказательств уважительности причин неявки представителя не представило. В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ принято решение о рассмотрении дела без его участия.
Административный орган, вынесший обжалуемое постановление КГКУ «Лесная охрана» представителя в судебное заседание не направил, судом принято решение о рассмотрении без его участия.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для её удовлетворения и отмене обжалуемого постановления не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности в лесах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества влесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно статье 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В силу положений части 1 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров.
Законодателем в части 3 статьи 53 ЛК РФ закреплено, что правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу положений вышеуказанного законодательства Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» (далее по тексту Правила) были определены и утверждены правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан влесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организаций, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухойтравянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса. Либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № «Технический регламент о требованиях правил пожарной безопасности» принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты.
В соответствии с пунктом 15 статьи 2 указанного закона под объектом защиты принимается имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, к которому установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности да предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Согласно пункту 34 статьи 2 данного закона производственные объекты - это объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 78 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О противопожарном режиме» установлено, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановлении, на основании вышеуказанного законодательства, а также в силу сведений, содержащихся в исследованных доказательствах, а именно: акте о лесном пожаре от ДД.ММ.ГГГГ №; акте осмотра места возникновения лесного пожара и площади пройденной огнем от ДД.ММ.ГГГГ №; схеме лесного пожара №; фототаблице; объяснении начальника Краснотуранской ПХС Яковлева М.С. от №;ответе Администрации Краснотуранского района от ДД.ММ.ГГГГ №; выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 08.05.2020 №, оценив исследованные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, установило, что также нашло свое подтверждение и в суде апелляционной инстанции, что при использовании АО племзавод «Краснотуранский» земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на расстоянии 1,8 км.от населенного пункта с. Сарушка Краснотуранского района Красноярского края допустило нарушение вышеуказанного законодательства в том числе и п. 9(1) Правил пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах»не обеспечением очистки от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров, а так же отсутствуем минерализованной полосы шириной не менее 0,5 метра или иных противопожарных барьеров до наступления пожароопасного сезона 2020 г., повлекло распространению 15.04.2020 г. лесного пожара в квартал № выделы №, №, № с-з «Беллыкский» Краснотуранского сельского участкового лесничества КГБУ «Краснотуранское лесничество», путемперехода огня с земель иных категорий.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, мотивировало свои выводы о том, что административный орган имел доказательства и достаточные данные для установления у юридического лица – АО племзавод «Краснотуранский» вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Оснований не согласиться с этими выводами не имеется.
Довод жалобы о том, что Общество не было надлежащим образом уведомлено о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также о продлении срока административного расследования, Обществу должностным лицом не были направлены уведомления о возбуждении административного расследования с разъяснением прав, не принимается судом во внимание как доказательство необходимости удовлетворения жалобы по следующим основания.
Статьей 28.7 КоАП РФ предусмотрено, что в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении (часть 3).
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (часть 3.1).
Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен (часть 5)
Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему (часть 5.2).
Из исследованного судом Определения № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении админ6истративного расследования вынесенного 20.04.2020 г. государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» Антоновым А.Г. (л.д. 41) следует, что административное расследование было возбуждено по факту лесного пожара произошедшего на территории государственного лесного фонда в квартале №, выделах №, №, № «Беллыкский» Краснотуранского сельского участкового лесничества КГБУ «Краснотуранское лесничество», а не в отношении АО племзавод «Краснотуранский» и/или иного лица.
Из безномерного определения о продлении срока проведения административного расследования вынесенного 20.05.2020 г. заместителем руководителя КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. (л.д. 20) установлено, что срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушениипо факту лесного пожара произошедшего на территории государственного лесного фонда в квартале №, выделах №, №, № с-з «Беллыкский» Краснотуранского сельского участкового лесничества КГБУ «Краснотуранское лесничество», был продлен на 1 месяц, то есть до 20.06.2020 г. При этом продлевалось административное расследование не в отношении конкретного лица, а по факту.
Из системного толкования положений ст. 28.7 КоАП РФ, во взаимосвязи со ст. 25.1 КоАП РФ следует, что права разъясняются лицу в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В данном же случае административное расследование в отношении АО племзавод «Краснотуранский» не возбуждалось, а как следствие у должностного лица, проводившего такое расследование, отсутствовало основание по уведомлению АО племзавод «Краснотуранский» о проведении такого расследования и разъяснении прав.
Также суд не принимает во внимание как доказательства необходимости удовлетворения жалобы указанный в нем довод о том, что протокол об административном правонарушении в отношении Общества был составлен 25.06.2020 г. уже за сроками административного расследования, которые истекли 20.06.2020 г.
Так судом апелляционной инстанции признано наличие вины Общества в совершении вмененного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, так как им не были приняты все зависящие меры по соблюдению требований в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно в части соблюдения Лесного и Противопожарного законодательства, при этом не представлено доказательств объективной невозможности выполнения нарушенных правил и норм.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении юридическому лицу – АО племзавод «Краснотуранский» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, вынесено заместителем руководителя КГКУ «Лесная охрана» в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, содержит все необходимые требования и соответствует предъявляемым к постановлениям требованиям, предусмотренным ст. 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения, личности виновного, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 3.8, 4.1 КоАП РФ.
В случаях, если после выявления административного правонарушения, в том числе, в области лесного и пожарного законодательствав области охраны окружающей среды и природопользования, необходимо осуществление экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, признано целесообразным на основании статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проводить административное расследование. Административным органом такая целесообразность установлена.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения установлены в статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом апелляционной инстанции установлено, что административным органом не было допущено нарушений вышеуказанных требований Кодекса при возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования и составлении протокола об административном правонарушении. Телеграфным сообщением (телеграммой) от 19.06.2020 г., которое Обществом было получено 19.06.2020 г. (л.д. 13, 14), Общество вызвано на составление протокола об административном правонарушении на 25.06.2020, что не оспаривает и самим Обществом.
Само по себе нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. О чем также было указано Верховным Судом Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из исследованного в судебном заседании протокола № об административном правонарушении (л.д. 10-11) следует, что он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данного вида правонарушения и им подтверждается факт совершения АО племзавод «Краснотуранский» правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Существенными нарушениями Административного Законодательства признаются такие нарушения требований статей КоАП РФ, которые путем лишения или стеснения гарантированных законом прав участников процесса, мешают всесторонне разобрать дело или могут повлиять на постановление законного или обоснованного решения судом, должностным лицом или административным органом. Судом не установлено таких нарушений вышеуказанных норм Административного Законодательства.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что в действиях юридического лица – АО племзавод «Краснотуранский» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7-30.10 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление № заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Скипор М.В. от 14.08.2020 г. вынесенное в отношении юридического лица – Акционерного общества племзавод «Краснотуранский» Краснотуранского района Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника юридического лица АО племзавод «Краснотуранский», действующей на основании доверенности Петушковой Е.А., без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья: А.А. Швайгерт