Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1643/2019 ~ М-1318/2019 от 23.04.2019

              Р Е Ш Е Н И Е

          именем Российской Федерации

21 мая 2019 года                                                                           г. Самара

Судья Советского районного суда г.Самары Навроцкая Н.А.,

при секретаре судебного заседания Шайдуллиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1643/2019 по административному исковому заявлению ИФНС России по Советскому району г.Самары к Антиповой ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Советскому району г. Самара обратилась в суд с административным иском к Антиповой А.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций, указывая, что на налоговом учёте в ИФНС России по Советскому району г. Самары состоит в качестве налогоплательщика Антипова А.Н. (ИНН ). Налоговый орган, руководствуясь положениями п. 2, 3 ст. 52 НК РФ исчислил сумму транспортного налога за период 2014-2015 гг. Расчёт сумм налога указан в налоговом уведомлении, являющимся неотъемлемой частью настоящего заявления. Факт направления уведомления подтверждается реестрами исходящей заказной почтовой корреспонденции (или сведениями из информационного ресурса «Личный кабинет налогоплательщика», размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). В установленный срок Должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов. Налоговым органом было выставлено требование в отношении должника от ДД.ММ.ГГГГ., в котором сообщалось о наличии у него задолженности и установлен срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 53 Советского судебного района г. Самары с заявлением о вынесении судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 53 Советского судебного района г. Самары вынесен судебный приказ № 2а-418/18-53 о взыскании в доход бюджета недоимки по налогам в размере 138201,46 руб. Должник обратился в суд с возражением на судебный приказ, в связи, с чем судебный приказ № 2а-418/18-53 от ДД.ММ.ГГГГ был отменен Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ В связи с частичной уплатой сумма транспортного налога за 2014г. составляет 40032,831 руб. Просит суд восстановить пропущенный срок для обращения с административным исковым заявлением, взыскать с должника Антиповой А.Н. задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в доход бюджета на общую сумму 40032,83 рублей.

Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержала. Заявила ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу заявления о взыскании с Антиповой А.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций.

Ответчик Антипова А.Н. в судебном заседании требования не признала, пояснила. что срок предъявления требования пропущен

Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Статьями 57 Конституции РФ, 3 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В силу п. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

На основании ст. 45 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Налогоплательщиками транспортного налога положениями статьи 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статья 358 НК РФ в качестве объектов налогообложения признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 02.12.2013 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что имущественные налоги (транспортный налог, земельный налог и налог на имущество) должны быть уплачены не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом имущественных налогов является календарный год (ст. 360, 393, 405 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 52 НК установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ. В соответствии с пунктом 2 данной статьи, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суду иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

В силу ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ №41 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога /сбора, пени/ за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента-физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 ст.48 или пунктом 1 ст.115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Установлено, что Антиповой А.Н. на праве собственности принадлежит следующее имущество: транспортное средство – автомобиль грузовой бортовой КАМАЗ 5322120, 1994 года выпуска, г/н , грузовой тягач седельный МАЗ 504В, госномер , автомобиль легковой ТойотаКамри госномер , грузовой тягач седельный SCANIAR124LA4N2NB400 госномер , грузовой тягач ВольвоFH госномер что подтверждается сведениями РЭО ГИБДД У МВД России по г. Самара.

На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Советскому району города Самара Антиповой А.Н. начислен транспортный налог: на КАМАЗ 5322120, 1994 года выпуска, г/н 63 за 2014 год - 13650 руб., за 2015 год - 13650 руб., за 2014 год - 13650 руб.; на автомобиль легковой ТойотаКамри госномер за 2014 год - 6545 руб., за 2015 год - 6545 руб., за 2016 год - 6545 руб.; на грузовой тягач седельный МАЗ 504В, госномер за 2014 год - 15899 руб., за 2015 год - 12674 руб.; грузовой тягач седельный SCANIAR124LA4N2NB400 госномер за 2014 год - 34000 руб., за 2015 год - 34000 руб., за 2016 год - 17000 руб.; грузовой тягач ВольвоFH госномер за 2016г. 10738 руб., а всего в сумме 184896 руб.

Ответчику было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный законом срок, указанный в уведомлениях, Антипова А.Н. обязанность по уплате налога не исполнила.

ДД.ММ.ГГГГ. в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Советскому району города Самара в адрес Антиповой А.Н. направлено требование об уплате задолженности по транспортному налогу, предоставлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка №53 Советского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № 2А-418/18-53 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Самары о взыскании с Антиповой ФИО1 в доход государства, недоимки по транспортному налогу за 2014 в размере 70 094руб. 00 коп., недоимки по транспортному налогу за 2015 в размере 65 938 руб. 83 коп., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год в размере 750 руб. 42 коп., недоимку по налогу на имущество за 2016 в размере 1 412 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплат налога на имущество в размере 6 руб. 21 коп., а всего 138 201 руб. 46 коп.

ДД.ММ.ГГГГ. по заявлению Антиповой А.Н. мировым судьей судебного участка №53 Советского судебного района г. Самара вынесено определение об отмене судебного приказа.

Административный истец – ИФНС России по Советскому району г. Самары 23.04.2019г. обратилась в Советский районный суд г. Самара с вышеуказанным административным исковым заявлением к Антиповой А.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Как отмечалось ранее, судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ, ИФНС по Советскому району г.Самары обратилась в Советский районный суд г. Самары ДД.ММ.ГГГГ г. то есть с пропуском установленного НК РФ срока

По смыслу положений части 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подготовке дела к судебному разбирательству суд может выяснить причины пропуска административным истцом срока обращения в суд; законодателем установление вопроса о причинах пропуска срока по нормам Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации не ставится в зависимость от наличия соответствующего ходатайства противоположной стороны; установление факта пропуска срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Указанное обстоятельство также согласуется с разъяснениями, данными пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" отмечено, что в силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Днем обращения в суд считается день, когда заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".

В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Однако, данное ходатайство не содержит каких-либо уважительных причин, обосновывающих пропуск срока. Оснований считать таковой большой объем претензионно-исковой работы и недостаточное количество времени у сотрудников Инспекции, обновление программного обеспечения не имеется.

Административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций. Введение нового программного обеспечения, сбои в его работе, равно как объем претензионной работы относятся к обстоятельствам организационного характера, в связи с чем не могут быть признаны уважительной причиной пропуска налоговым органом срока обращения в суд. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.

При таких обстоятельствах, суд не может считать пропуск процессуального срока для подачи данного административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, уважительным, а, следовательно, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению.

Исходя из положений ч.5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Советскому району г.Самары к Антиповой ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Советский районный    суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательном виде изготовлено 27.05.2019 года.

Судья:                                                       Н.А. Навроцкая

2а-1643/2019 ~ М-1318/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС по Советскому району г. Самары
Ответчики
Антипова А.Н.
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Навроцкая Н. А.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
23.04.2019Регистрация административного искового заявления
23.04.2019Передача материалов судье
26.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
26.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2019Судебное заседание
27.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2019Дело оформлено
29.07.2019Дело передано в архив
23.04.2019Регистрация административного искового заявления
23.04.2019Передача материалов судье
26.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
26.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2019Судебное заседание
27.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2019Дело оформлено
29.07.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее