Петрозаводский городской суд Дело № 12-684/17-7
(г. Петрозаводск, ул.Красная, 33)
Р Е Ш Е Н И Е
02 октября 2017 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Деготь Наталия Евгеньевна при секретаре Коваль М.М., рассмотрев жалобу Акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» на постановление государственного инспектора РФ по надзору в области охраны окружающей среды по Республике Карелия – ведущего специалиста-эксперта отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия от 29 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении
Акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – АО «ГУ ЖКХ»), <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора РФ по надзору в области охраны окружающей среды по Республике Карелия – ведущего специалиста-эксперта отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия от 29 июня 2017 года АО «ГУ ЖКХ» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Защитник АО «ГУ ЖКХ» Федоров С.В. с указанным постановлением не согласен, обратился в суд с жалобой, согласно которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку АО «ГУ ЖКХ» не является субъектом вменяемого правонарушения, нарушение допущено по вине иного юридического лица – ПМУП «Автоспецтранс», которое по договору от 01 января 2017 года является исполнителем работ по вывозу ТКО с территории военного городка №13. Кроме того, указывает, что не вывоз мусора со спорной территории в указанный в постановлении период объективными данными не подтверждается, наоборот опровергается справкой командира войсковой части и актом сдачи-приемки оказанных услуг. Также обращает внимание, что в обжалуемом постановлении не указан порядок и сроки обжалования. Просит восстановить срок обжалования постановления, в связи с первоначальным обращением с жалобой в Арбитражный суд РК.
АО «ГУ ЖКХ» и его защитник Федоров С.В. извещены о времени и месте рассмотрения жалобы. Своего защитника Общество в судебное заседание не направило.
Представитель Управления Росприроднадзора по Республике Карелия Чернова Н.А. и заместитель военного прокурора Петрозаводского гарнизона Логинов А.С. доводы жалобы не признали, полагая постановление законным и обоснованным. Разрешение ходатайства о восстановлении срока обжалования оставили на усмотрение суда.
Исследовав доводы жалобы, проверив дело, заслушав лиц, явившихся в суд, прихожу к следующим выводам.
Исходя из положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Согласно ч.2 ст.30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока на обжалование постановления, который составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Причины пропуска заявителем срока, предусмотренного ст.30.3 КоАП РФ, можно признать уважительными, поскольку АО «ГУ ЖКХ» первоначально обратилось с жалобой на постановление в Арбитражный суд Республики Карелия. В связи с чем считаю необходимым восстановить АО «ГУ ЖКХ» срок обжалования постановления.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с ч. 1, ч.2 ст. 51 Закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Из материалов дела следует, что ООО АО «ГУ ЖКХ» 19 апреля 2017 года в 12 час. 00 мин в военном городке № 13 войсковой части 96848 (микрорайон Пески, г. Петрозаводск, Республика Карелия) допустило сброс твердых бытовых, в том числе пищевых отходов на почву, в результате чего вблизи контейнеров имеются неорганизованные свалки твердых бытовых и пищевых отходов, чем нарушило ч.1 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализируя вышеуказанные правовые нормы и представленные документы, прихожу к выводу о том, что АО «ГУ ЖКХ», оказывая услуги по вывозу твердых коммунальных и жидких бытовых отходов с территории казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны РФ для нужд Минобороны РФ в 2016-2017 годах по государственному контракту от 28 октября 2016 г., имело возможность для соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, но необходимых мер по их соблюдению последних не приняло. При этом принимается во внимание, что согласно государственному контракту от 28 октября 2016 года, заключенному между Министерством обороны РФ и АО «ГУ «ЖКХ», АО «ГУ ЖКХ» обязано своевременно и надлежащим образом оказывать услуги в соответствии с требованиями качества, безопасности жизни и здоровья, санитарным нормам и правилам. Однако Обществом допущена несанкционированная свалка твердых бытовых, в т.ч. пищевых отходов непосредственно на почве вблизи контейнеров. Заключение АО «ГУ ЖКХ» с ПМУП «Автоспецтранс» договора возмездного оказания услуг по организации сбора и транспортировке отходов обязанности АО «ГУ ЖКХ» соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления не умаляет, о невиновности АО «ГУ ЖКХ» не свидетельствует, должный контроль со стороны АО «ГУ ЖКХ» за сбором отходов иными лицами не обеспечен. В связи с чем доводы заявителя судья полагает необоснованными.
Таким образом, факт имеющихся нарушений нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, действия АО «ГУ ЖКХ» правильно квалифицированы должностным лицом по ст. 8.2 КоАП РФ.
Данные, свидетельствующие о малозначительности содеянного с учетом его общественной опасности, отсутствуют.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении АО «ГУ ЖКХ» вынесено с соблюдением всех норм КоАП РФ, в установленные законом сроки, порядок и сроки обжалования в постановлении разъяснены.
Составленные в отношении АО «ГУ ЖКХ» материалы дела существенных нарушений, влекущих за собой отмену постановления, прекращение производства по делу не имеют.
Вместе с тем, с учетом положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ и финансового положения юридического лица, учредителем которого является Министерство Обороны РФ, судья полагает возможным снизить назначенное наказание, назначив наказание менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
На основании ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление государственного инспектора РФ по надзору в области охраны окружающей среды по Республике Карелия – ведущего специалиста-эксперта отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия от 29 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» изменить, снизив наказание в виде административного штрафа до 50000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд РК в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Н.Е. Деготь