Дело № 2-621/2019
24RS0029-01-2019-000576-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2019 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Хабаровой М.В., при секретаре Кетовой М.В.,
с участием прокурора Барановой Т.Ю.,
ответчика Чемодаровой И.И.,
третьего лица Бобровской А.В., действующей в своих интересах и в интересах ФИО2., ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации поселка Козулька Козульского района Красноярского края к Чемодаровой И.И. о выселении с предоставлением маневренного жилого фонда,
УСТАНОВИЛ:
Администрации поселка Козулька Козульского района Красноярского края обратилась в суд к Чемодаровой И.И. о выселении с предоставлением маневренного жилого фонда, указав в обоснование, что жилой дом, расположенный по адресу: Красноярский край, Козульский район, п.г.т. Козулька, <адрес>, в соответствии с решением межведомственной комиссии от 05 мая 2016 г. признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации поселка Козулька от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейшем использовании многоквартирного дома». Вышеуказанный жилой дом включен в Программу переселения граждан из ветхого аварийного жилья на 2025 год. Поселок Козулька участвует в Программе с 3-го этапа (с 2021 года). В январе 2019 года произошло обрушение потолочных перекрытий во втором подъезде многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу. В результате обрушения 1 гражданин получил легкие телесные повреждения. В связи с обрушением потолочных перекрытий, был проведен дополнительный осмотр аварийного здания. Согласно решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности поселка (далее Комиссия) при администрации МО поселок Козулька принято решение о расселении жильцов дома. О добровольном переселении «временно» в маневренный жилой фонд муниципального образования поселок Козулька, расположенный по адресу: п.г.т. Козулька <адрес>, Чемодаровой И.И. проживающая по адресу: <адрес>, была уведомлена в установленном законом порядке, однако от добровольного переселения отказалась. Срок добровольного переселения устанавливался до 28 августа 2019 года. 29 августа 2019 года, в целях обеспечения безопасности и здоровья граждан, проживающих в данном многоквартирном доме, прошло заседание Комиссии, на котором принято решение об обращении в суд с исковым заявлением о принудительном её выселении. Просит принудительно выселить Чемодарову И.И. из аварийного помещения, расположенного по адресу: <адрес>, п.г.т. Козулька, <адрес>, в жилое помещения маневренного фонда муниципального образования <адрес>.
Представитель истца Администрации поселка <адрес> ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования поддерживает.
Ответчик Чемодарова И.И. возражала против удовлетворения требований администрации, не согласна на переселение в общежитие в пгт.Козулька по <адрес>., т.к. в нём нет условий для проживания. Кроме того, её пенсии не хватит рассчитаться за комнату. Просит в иске отказать.
Третье лицо Бобровская А.В., привлеченная определением Козульского районного суда ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица исковые требования считает необоснованными, пояснив, что собственниками 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, пгт.Козулька, <адрес> являются она и её ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Фактически в спорном жилом помещении они не проживают. Просит в иске отказать.
Выслушав ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшей исковые требования неподлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания.
Согласно ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Как было установлено в судебном заседании, что ответчик Чемодарова И.И. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, п.г.т. Козулька, <адрес>, что не оспаривается ответчиком и подтверждается выпиской из домовой книги от 03.09.2019 г.
Кроме того, судом установлено, что собственниками 1/3доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, пгт.Козулька, <адрес> являются третье лицо Бобровская А.В. и её ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о регистрации права долевой собственности.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, п.г.т. Козулька, <адрес>, признан был межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации поселка Козулька Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено на основании заключения районной межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, признать многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, п.г.т. Козулька, <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Провести мероприятия по расселению жильцов указанного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчику для переселения было предложено общежитие по <адрес>, <адрес>, от которой Чемодарова И.И. отказалась.
Заявляя исковые требования, представители истца суду поясняли, что согласно программы, спорный жилой дом включен в Программу переселения граждан из ветхого аварийного жилья на 2025 год. Поселок Козулька участвует в Программе с 3-го этапа (с 2021 года), считают возможным переселение собственников в маневренный фонд, поскольку денежные средства на приобретение для них равноценного жилья не выделены.
Оценивая заявленные доводы, суд приходит к следующему:
В силу частей 1, 3 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Подпунктом 3 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст. 239 ГК РФ).
Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч. 1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч. 6).
В силу положений ст. 32 ЖК РФ, По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Ответчик в судебном заседании заявил о готовности переселиться и заключить соглашение, если будет предназначено взамен другое равноценное жилое помещение.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2018), под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в п. 3 ст. 2 данного федерального закона понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32 и 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением положений ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.
Таким образом, доводы администрации о необходимости переселения ответчика в маневренный фонд в виду чрезвычайности ситуации, являются необоснованными, противоречащими вышеприведенным правовым актам, и направлены на нарушение прав собственника жилых помещений.
Следует обратить внимание на тот факт, что предметом спора является принудительное выселение собственника жилого помещения и членов его семьи, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, в маневренный жилой фонд.
Разрешая указанный спор, на основании совокупности вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что в данном случае законом возможность принудительного выселения собственника из принадлежащего ему жилого помещения не предусмотрена.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В развитие названных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в ч. 10 ст. 32 указывает на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме (признанном аварийным и подлежащим реконструкции), суд вправе, исходя из норм ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 Кодекса об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, а не принудительное переселение собственника в маневренный фонд (ст.95 ЖК РФ).
Применительно к данным отношениям принадлежащая ответчику Чемодаровой И.И. квартира либо подлежит изъятию путем выкупа, либо путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственниками.
Положения ст. 95, 106 Жилищного кодекса Российской Федерации не устанавливают обязанность собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным, подлежащим сносу, по переселению в жилое помещение маневренного фонда.
Возможность принудительного выселения собственника возможна лишь путем изъятия у него жилого помещения в соответствии с правовым механизмом, установленным ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, который в данном случае, исходя из предмета и основания иска, применению не подлежит.
Истцом не представлено доказательств совершения действий, направленных на соблюдение положений ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, суд считает, что на основании установленных обстоятельств дела, в совокупности с нормами материального права, требования истца основаны на не правильном толковании норм материального права, а поэтому подлежат отклонению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации поселка Козулька Козульского района Красноярского края к Чемодаровой И.И. о выселении с предоставлением маневренного жилого фонда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья: Хабарова М.Е.
Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2019 года.