№
№
№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 января 2022 года г. Самара
Судья Промышленного районного суда г. Самары Мамакина В.С., рассмотрев с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности АО «Мегафон Ритейл» - Руденко С.А., дело № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «Мегафон Ритейл», №, адрес регистрации: <адрес>,
УСТАНОВИЛ
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, составленному консультантом управления проверочной деятельности департамента регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Кузьминым А.А., ДД.ММ.ГГГГ в 15 ч. 44 мин., в период режима повышенной готовности на территории <адрес>, в помещении салона связи «Мегафон» АО «Мегафон Ритейл» в ТЦ «Апельсин» по адресу: <адрес>А, в нарушение требований п.п. 2.4, 2.5 Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 № 258«О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области», сотрудник салона связи «Мегафон» допустил в помещение и обслуживал посетителя, который не использовал средство индивидуальной защиты органов дыхания (маску).
Действия АО «Мегафон Ритейл» квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель АО «Мегафон Ритейл» Руденко С.А., действующий на основании доверенности, просил прекратить производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ в отношении АО «Мегафон Ритейл» за отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что организацией не допущено нарушений требований нормативно правовых актов РФ об установлении специального режима допуска и нахождения в помещении лиц, не использующих средств индивидуальной защиты. Обществом предприняты все меры по соблюдению требований Постановления Губернатора Самарской области: на входе в салон размещена информация о необходимости соблюдать дистанцию и масочный режим. Фактически состав правонарушения содержится в действиях посетителей, не использующих средства индивидуальной защиты. Просил признать совершенное правонарушение малозначительным и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Судья, заслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 N 417 в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" утверждены Правила поведения обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 1 Правил, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами, принимают законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в частности в первую очередь определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее по тексту - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
В связи с угрозой распространения в Самарской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 года №39 введен режим повышенной готовности.
В развитие приведенного правового регулирования 22.10.2021 Губернатор Самарской области принял постановление №258"О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области", в котором определил дальнейший комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях режима повышенной готовности.
В силу положений п. 2.4 Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 № 258«О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области», граждане обязаны соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование); использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, включая гигиенические) в случаях, предусмотренных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 №31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», организации и индивидуальные предприниматели обязаны не допускать в здания, строения, сооружения, в которых осуществляется их деятельность, граждан, не соблюдающих требования о масочном режиме; органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 №31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», предусмотрена обязанность лиц, находящихся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Методическими рекомендациями «МР 3.1.0140-18.3.1 Профилактика инфекционных болезней. Неспецифическая профилактика гриппа и других острых респираторных инфекций. Методические рекомендации», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 10.12.2018, установлено, что надевать маску следует так, чтобы она закрывала рот, нос и подбородок, и плотно фиксировалась.
При этом следует учитывать, что по аналогии права, под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
В силу положений п. 2.5 Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 №258«О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области», на руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Самарской области возложена обязанность обеспечить выполнение санитарных норм и правил, установленных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), а также актов, принимаемых в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 44 минуты в период действия режима повышенной готовности на территории Самарской области, введенного постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 N 39, при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, АО «Мегафон Ритейл» по месту осуществления деятельности в салоне связи «Мегафон» в торговом центре «Апельсин», расположенном по адресу: <адрес>А, сотрудник салона связи «Мегафон» допустил в помещение и обслуживал посетителя, который не использовал средство индивидуальной защиты органов дыхания (маску), в нарушение пункта 1 Правил поведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 417 и п.п. 2.4,2.5 Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 № 258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории <адрес>», чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина АО «Мегафон Ритейл» в совершении административного правонарушения подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, в том числе:
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, составленным в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ;
- актом обследования объекта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в салоне связи «Мегафон» ТЦ «Апельсин» по адресу: <адрес>А, ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 44 мин. установлен факт неисполнения п.2.4 и п.2.5 постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 № 258 ««О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области»», а именно: продавец салона обслуживал посетителя без маски на лице, следовательно, в помещение салона допущен посетитель без маски на лице.
- фототаблицей к акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ;
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО «Мегафон Ритейл» и другими материалами дела.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом, в рамках выполнения им своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, при этом, нарушений требований закона при составлении протокола не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, исследованные доказательства согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
Доводы о нарушении гражданином, пришедшим в салон связи и не использовавшим средства индивидуальной защиты установленных санитарных норм и необходимости привлечении его к административной ответственности, не исключают наличия и в действиях юридического лица состава вменяемого правонарушения, выразившегося в нарушении требований Постановления Губернатора Самарской области, устанавливающего запрет на допуск в помещения, где они осуществляют свою деятельность, граждан, нарушающих требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доводы представителя юридического лица относительно того, что АО «Мегафон Ритейл» предприняты все меры по соблюдению требований Постановления Губернатора Самарской №258 от 22.10.2021 г., не исключают в действия юридического лица состава административного правонарушения, в связи со следующим.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из системного толкования норм, приведенных выше актов, следует, что организации, в том числе АО «Мегафон Ритейл», обязаны обеспечить выполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Самарской области, установленных Постановлением Губернатора Самарской области от 22.10.2021 № 258, а также иными документами, принимаемыми в соответствии с законодательством РФ в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что АО «Мегафон Ритейл» приняты все зависящие меры по соблюдению требований п.1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №417, требований п.п.2.4,2.5 постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 № 258«О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области»материалы дела не содержат, тогда как возможность для соблюдения действующего законодательства в период действия режима повышенной готовности, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, у данного общества имелась, что свидетельствует о его вине.
АО «Мегафон Ритейл», являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
Собранные по делу доказательства позволяют прийти к выводу о совершении АО «Мегафон Ритейл» вменяемого правонарушения, зафиксированного в акте осмотра с приложенной к нему фототаблицей, где в салоне связи «Мегафон» с очевидностью зафиксирован посетитель без индивидуальных средств защиты органов дыхания (маски). Оснований сомневаться в представленном доказательстве у суда не имеется.
Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотографий доказательством по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает, также КоАП РФ не содержит какого-либо перечня минимальных либо обязательных доказательств, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении, формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом по его усмотрению.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Учитывая, что АО "Мегафон Ритейл", будучи организацией, деятельность которой связана с совместным пребыванием граждан, не выполнило требования правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, допустив нахождение в салоне посетителей, не использующих средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски) в салоне «Мегафон» по адресу: <адрес>, ТЦ «Апельсин», что является не исполнением обязательных для исполнения организациями установленных Постановлением Губернатора Самарской области №258 от ДД.ММ.ГГГГ.мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принятых в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), защиты населения и создания условий для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, действия указанного общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
В силу положений статьи 2.9 КоАП РФ, разъяснений, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из оценки фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также характера совершенного противоправного деяния, эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), которой по решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 года данная ситуация признана пандемией, пренебрежительного отношения общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ на основании статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется.
Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, судья приходит к выводу о совершении АО «Мегафон Ритейл», административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и виновности АО «Мегафон Ритейл», в его совершении.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу привлекаемого к административной ответственности лица, судом не усматривается.
Обстоятельства, исключающие производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, не установлены.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в соответствии со ст.4.3 КоАП РФ, не установлены.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, не установлены.
Оснований для признания совершенного АО «Мегафон Ритейл» административного правонарушения малозначительным не имеется.
Срок давности привлечения АО «Мегафон Ритейл», к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, не истек.
Согласно ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ за совершение правонарушения юридическим лицом предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса).
С учетом указанных выше требований закона, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание последствия материального характера в связи с вынужденным введением ограничительных мер на территории Российской Федерации, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019, суд считает возможным назначить АО «Мегафон Ритейл» наказание в виде предупреждения, что будет отвечать принципам достижения предупредительной цели административного производства, а также справедливости и соразмерности наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - АО «Мегафон Ритейл», №, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения, указав на недопустимость повторного нарушения норм законодательства Российской Федерации об общественном порядке и общественной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.С.Мамакина