Судья Уварова О.А. Дело <данные изъяты>
УИД 50RS0<данные изъяты>-61
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Цуркан Л.С.,
судей Шишкина И.В., Гулиной Е.М.,
при помощнике судьи Кузнецовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 декабря 2019 года апелляционную жалобу Емельяновой Е. Ю. на решение Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Емельяновой Е. Ю. к ГУ – УПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании зачесть период работы в стаж, назначить досрочную страховую пенсию в связи с лечебной деятельностью,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения представителя истца Федотикова Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Емельянова Е.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты>, которым просила: признать незаконным решение от <данные изъяты> об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать засчитать период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности медицинской сестры в здравпункте «А/О Сергиево-Посадский трикотаж» в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения – с <данные изъяты>.
Требования мотивированы тем, что <данные изъяты> она обратилась в ГУ-УПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности на основании п.п.20 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от <данные изъяты> Согласно заключения по документам пенсионного дела, ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием права на указанный вид пенсии. По результатам документальной проверки период работы с 08.11.1995г. по 08.06.1998г. в должности медицинской сестры в здравпункте «А/О Сергиево-Посадский трикотаж» был исключен из специального стажа, в связи с отсутствием наименования учреждения «здравпункт», «А/О Сергиево-Посадский трикотаж» в Списке <данные изъяты> от <данные изъяты> Ответчик так же указал на отсутствие с <данные изъяты> кода условий труда и ставки в сведениях персонифицированного учета. С отказом в назначении пенсии не согласна, поскольку в спорный период она работала медицинской сестрой в медицинском здравпункте АО «Сергиево-Посадский трикотаж» на полную ставку, осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья в качестве единственного специалиста. Считает, что спорный период должен быть засчитан в ее специальный стаж.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал, ответчик иск не признал.
Решением Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении заявленных исковых требований Емельяновой Е.Ю. отказано.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе истец просит его отменить и принять по делу новое судебное решение.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
В данном случае таких нарушений судом не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от <данные изъяты> N 400-ФЗ), вступившим в силу с <данные изъяты>
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от <данные изъяты> N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета М. Р. от <данные изъяты> N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета М. С. от <данные изъяты> N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до <данные изъяты>
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Между тем такое наименование учреждений, как открытое акционерное общество и закрытое акционерное общество, осуществляющее медицинскую деятельность, в приведенных нормативных правовых актах не указано.
Судом верно установлено, что <данные изъяты> Емельянова Е.Ю. обратилась в ГУ-УПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям предусмотренным п.п. 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ.
Согласно заключению по данным пенсионного дела от <данные изъяты> рекомендовано отказать в досрочном назначении страховой пенсии в связи с отсутствием права на указанный вид пенсии. Специальный стаж истца на момент обращения составил 27 лет 08 месяцев и 11 дней.
Период работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в здравпункте «АО «Сергиево-Посадский трикотаж» исключен ответчиком из специального стажа истца, поскольку «здравпункт» не отнесен к учреждениям здравоохранения, поименованным в Списках, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет
Также период с <данные изъяты> по <данные изъяты> исключен и специального стаж в связи с отсутствием кода условий труда и ставки в сведениях персонифицированного учета, что противоречит п.2 ст.14 ФЗ №400-ФЗ от <данные изъяты>.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца спорного периода работы, суд пришел выводу, что по своей организационно-правовой форме здравпункт АО «Сергиево-Посадский трикотаж» учреждением здравоохранения либо структурным подразделением медицинского учреждения, не является.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Устанавливая в Федеральном законе от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 1920-О).
Обязанность доказывания наличия права на досрочное назначение трудовой пенсии, в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возложена на истца, однако последним не представлены относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что в спорные периоды работы он был занят определенной профессиональной деятельностью, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в данном случае с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно ч. 1,2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.
Поскольку без учета спорного периода работы у истца на дату обращения в пенсионный орган, необходимый специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с положениями п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», не образуется, суд пришел к выводу об отсутствии права у истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.
Имеющие правовое значение обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в оспариваемой части и дополнительного, судом допущено не было, оснований для отмены либо изменения решений суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от
<данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Емельяновой Е. Ю., - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи