РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года г. Самара
Самарский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Бреенковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Задориной В.Д. к УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора о выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий,
УСТАНОВИЛ:
Задорина В.Д. обратилась в суд с иском к Управлению государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) о выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий. В обоснование иска указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она состояла на государственной гражданской службе в УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, из них с ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №/л она была уволена с государственной гражданской службы в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федерального закона №79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) в связи с выходом на государственную пенсию. Ей стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ в Управлении осуществлялась выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий сотрудникам по итогам работы за №. На основании п. № Положения о порядке оплаты труда и дополнительных выплат, утвержденного начальником УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, ей положена выплата премии как работнику, уволенному в связи с уходом на пенсию за фактически отработанное время в расчетном периоде. Учитывая, что она не имела дисциплинарных взысканий, служебный распорядок не нарушала, весь период работала в отделе одна вместо положенных трех сотрудников, просила суд обязать ответчика произвести выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий за фактически отработанное время в расчетном периоде с января по ДД.ММ.ГГГГ и взыскать компенсацию морального вреда № рублей.
Истец Задорина В.Д. в судебном заседании иск уточнила в части взыскания суммы премии, просила взыскать № рублей, в остальной части исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании иск не признал, пояснил, что в соответствии с п. № Положения о порядке оплаты труда и дополнительных выплат премированию не подлежат гражданские служащие, освобожденные от замещаемых должностей и уволенные с гражданской службы до принятия решения о премировании. Истец уволен ДД.ММ.ГГГГ, а приказ о поощрении работников издан ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, премирование в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий является правом, а не обязанностью работодателя.
Выслушав стороны, показания специалиста, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В силу части 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно п.3 ч.1 ст. 33 Федерального закона основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является, в том числе расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона);
В силу ст. 84.1ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Судом установлено, что Задорина В.Д. состояла на государственной гражданской службе в УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, из них с ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №/л Задорина В.Д. уволена с государственной гражданской службы в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с выходом на государственную пенсию.
Установлено, что на момент увольнения истца сотрудники Управления не поощрялись премией за выполнение особо важных и сложных заданий.
Приказом начальника УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора о поощрении работников №/к от ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам Управления назначена к выплате премия за выполнение особо важных и сложных заданий государственных гражданских служащих за апрель ДД.ММ.ГГГГ года, за счет средств экономии по фонду оплаты труда, сложившейся за период с января по апрель ДД.ММ.ГГГГ г., с учетом фактически отработанного времени в указанный период.
Рассматривая требование о взыскании премии за № квартал и № дней апреля ДД.ММ.ГГГГ года, суд приходит к выводу о том, что премирование сотрудников является исключительной прерогативой работодателя, который в данном случае не усмотрел оснований для выплаты истцу премии за данный период за выполнение особо важных и сложных заданий.
Приказом Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ №№, принятым в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, утверждено Положение о порядке премирования и порядке единовременного поощрения государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Согласно пункту № этого положения премирование гражданских служащих Службы производится за выполнение особо важных и сложных заданий и по результатам работы, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Службу в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №, а также в целях повышения материальной заинтересованности и качества выполняемых задач.
Пунктом № названного Положения установлено, что выплата премий производится в пределах утвержденного центральному аппарату Службы фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии и максимальными размерами не ограничивается.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормативными положениями премирование гражданских служащих Ространснадзора является правом представителя нанимателя и производится по его решению при наличии определенных критериев.
Основными критериями при решении вопроса о выплате премии и определении ее размера для гражданских служащих Ространснадзора в соответствии с пунктом № указанного Положения являются конкретный вклад в выполнение особо важных и сложных заданий руководства, оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию, внедрение новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах работы по выполнению особо важных и сложных заданий
При этом периодичность выплаты премии федеральным законодательством не установлена, а представитель нанимателя наделен полномочиями по выбору оснований для начисления премии гражданским служащим и определению ее размеров.
Ввиду того, что основания и порядок премирования гражданских служащих в соответствии с положениями приведенных нормативных актов являются компетенцией представителя нанимателя и зависят, в частности, от количества и качества выполненных гражданским служащим особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Управление Ространснадзора, состояния фонда оплаты труда и других факторов, которые могут оказывать влияние на принятие решения о премировании и его размере в отношении каждого гражданского служащего (работника) персонально, суд полагает доводы истца об отсутствии у ответчика оснований для невыплаты ей премии за № квартал и № дней апреля ДД.ММ.ГГГГ года необоснованными.
Как пояснила допрошенная в качестве специалиста ФИО5, начальник отдела <данные изъяты>, премирование за выполнение особо важных и сложных заданий осуществлялось из фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии. В марте ДД.ММ.ГГГГ года было недостаточно средств для выплаты всем сотрудникам премии. К концу апреля ДД.ММ.ГГГГ года размер премиального фонда был достаточен для распределения между всеми сотрудниками Управления, в связи с чем, она довела до руководителя Управления указанный размер, после чего начальником Управления были установлены размеры премий гражданским служащим Управления в пределах утвержденной к выплате суммы премии с учетом предложений начальников отделов. Учитывая, что Задорина В.Д. уже не являлась работником Управления, в соответствии с п. № Положения о премировании она не вошла в список сотрудников, которым подлежала выплата премии. Кроме того, право поощрять сотрудника к данному виду премии является исключительной прерогативой руководителя Управления, который такого решения в отношении истца не принял.
При этом, суд не принимает доводы истца о том, что ей полагалась выплата премии на основании п. № Положения о порядке оплаты труда и дополнительных выплат федеральным государственным гражданским служащим Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ № (Положение о порядке оплаты труда), согласно которому работникам, проработавшим неполный период, принятый в качестве расчетного для исчисления премии, в связи с уходом на пенсию, выплата премий производится за фактически отработанное время в расчетном периоде. Поскольку в силу п. № данного Положения премированию не подлежат гражданские служащие, освобожденные от замещаемых должностей и уволенные с гражданской службы до принятия решения о премировании. Истец уволен ДД.ММ.ГГГГ, а приказ о поощрении работников издан ДД.ММ.ГГГГ, то есть истец уволен до принятия решения о премировании.
Ссылка истца о том, что ранее действующее Положение о порядке оплаты труда, утвержденное приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, содержало аналогичное право при уходе на пенсию получить спорный вид премии вне зависимости от издания приказа о премировании, несостоятельна, поскольку указанные положения не содержались в п. № данного локального акта в указанной редакции (л.д. 52-56).
Между тем, в локальном нормативном акте – в Положении о порядке оплаты труда, как в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, так и в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, периодичность выплаты премии не установлена, из его содержания следует, что премии за выполнение особо важных и сложных заданий выплачиваются гражданским служащим на основании приказа начальника управления по спискам сотрудников Управления, представленным в Отдел финансового обеспечения.
Однако при расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа (п. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, после увольнения с гражданской службы истец исключен из реестра гражданских служащих государственного органа, а поскольку к моменту ее увольнения начальником Управления не принималось решение о выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе в отношении истца, оснований для взыскания с ответчика указанного вида премии за спорный период у суда не имеется. Поэтому требования истца в заявленном виде об обязании произвести выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий за спорный период не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что трудовые права работника не нарушены работодателем, в связи с чем, вытекающие из него требования о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Задориной В.Д. к УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора о выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья