РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2021 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Безденежного Д.В.
при секретаре Дзанаевой З.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2174/2021 по иску Дементьева Валерия Николаевича к администрации м.р. Ставропольский Самарской области и Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о включении в списки очередников ветеранов боевых действий, признании права на социальную выплату и её выплате,
УСТАНОВИЛ:
Дементьев В.Н. обратился в Ставропольский районный суд с указанным иском, в котором просит:
1.Признать за Дементьевым Валерием Николаевичем право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий.
2.Обязать Администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области включить Дементьева Валерия Николаевича в список очередников участников ВОВ, ветеранов боевых действий в республике Афганистан и ветеранов боевых действия в республике Чечня, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года.
3.Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области включить Дементьева Валерия Николаевича в список граждан - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий.
4.Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области произвести Дементьеву Валерию Николаевичу социальную выплату на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий из расчета 18 кв. метров общей площади жилого помещения.
Свои требования истец мотивировал тем, что он с 23.11.1990 года, с составом семьи 1 человек, состоит на учете в администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
В период с 14.12.1994 года по 04.04.1995 год Дементьев В.Н. принимал участие в боевых действиях в Чеченской Республике в составе военной части № в должности водителя.
24.09.2004 года Дементьеву В.Н., как ветерану боевых действий, военным комиссариатом Ставропольского района Самарской области было выдано бессрочное удостоверение, исходя из которого он имеет права и льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
С 03.02.2005 года Дементьев В.Н. администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещения, в список очередности участников ВОВ ветеранов боевых действий в республике Афганистан и ветеранов боевых действий в республике Чечня,
При обращении Дементьева В.Н. с заявлением о предоставлении ему жилого помещения за счет средств федерального бюджета как ветерану боевых действий, вставших на учет до 1 января 2005 года, ему было отказано.
12.03.2021 года администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области в адрес Дементьева В.Н. направлен ответ на его обращение, исходя из которого ветераны боевых действий, нуждающиеся в получении жилы помещений, вставшие на учет после 01.01.2005 года обеспечиваются жильем посредством предоставления органами местного самоуправления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
23.03.2021 года Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области в адрес Дементьева В.Н. направлен ответ на его обращение, исходя из которого ему будет предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма администрацией м.р. Ставропольский в порядке очередности, по мере строительства или освобождения муниципального жилищного фонда, так как документы, подтверждающие право на обеспечение жильем как ветерана боевых действий им были представлены 03.02.2005 года.
Считает, что в соответствии с положениями ст.57 ЖК РФ, требований п.п.3 п.1 ст.13, п.п.3 п.1 ст.16, п.1 ст.23.2 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №50ФЗ «О ветеранах», ст.2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», а также положений Федерального закона от 27.11.2002 года №158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», вступившим в законную силу с 01.01.2004 года, он как лицо вставшее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 23.11.1990, а также учитывая, что он принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики в период с 14.12.1994 по 04.04.1995, и является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением выданным 24.09.2004 года, а следовательно у него возникло право на социальные гарантии с учетом требований ФЗ «О ветеранах» имевшихся до 01.01.2005 в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, при этом тот факт что заявление об обеспечении жилым помещением им подано после 01.01.2005 года, не имеет значения. Поскольку ответчиками в удовлетворении его требований было отказано, в рамках рассмотрения соответствующих заявлений, истец был вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании истец Дементьев В.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям в них изложенным, просил иск удовлетворить.
Представитель истца по устному ходатайству Борисова С.В., заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в данном случае не имеет существенного значения факт подачи заявления в администрацию в соответствии с ФЗ «О ветеранах» от 03.02.2005 года, поскольку фактически право на бесплатное обеспечение жильем за счет федерального бюджета как ветерана боевых действий у него возникло до 01.01.2005 года, поскольку еще до этой даты он состоял в списках администрации м.р. Ставропольский в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а звание ветерана боевых действий истцу было присвоено 24.09.2004 года. Необходимость обращения истцу с соответствующим заявление с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветерану боевых действий, ему ни кто из должностных лиц не разъяснял.
Представитель ответчика администрации м.р. Ставропольский Симдянова Ю.А. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в письменно отзыве на исковое заявление, который приобщен к материалам дела. Дополнительно Симдянова Ю.А, пояснила, что изначально истец Дементьев В.Н. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма на основании заявления от 23.11.1990 года, в соответствии с представленным списком администрации сельского поселения, и по состоянию на 22.07.202 года является первым. Кроме того на основании заявления от 03.02.2005 года истец Дементьев В.Н. состоит в списке очередности участников ВОВ, ветеранов боевых действий в р.Афганистан и ветераном боевых действий в Р.Чечня, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Поскольку включение заявителей в список носит заявительный характер, в связи с чем истец не мог и не может быть включен в список очередности с 24.09.2004 года и ранее. Информации о предоставления соответствующих документов, подтверждающих отнесение его к категории «ветеранов боевых действий» в более ранние сроки, то есть до 01.01.2005 года, истцом не представлено и у администрации отсутствуют, в связи с чем он не может быть обеспечен жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе путем выплаты социальной выплаты. В настоящее время у администрации м.р. Ставропольский жилые помещения, свободные от прав третьих лиц, на территории с.п. Луначарский, где проживает истец, отсутствуют, однако по мере освобождения жилых помещений, относящихся к жилищному фонду района, они будут предоставлены в установленном законом порядке.
Представитель ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, представил письменную позицию по заявленным требованиями истца, в которой просил в их удовлетворении отказать, а дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица ГКУ Самарской области " Главное управление социальной защиты населения Центрального округа" в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд выслушав истца и его представителя, представителя ответчика администрации м.р. Ставропольский, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 13 ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, предоставление жилых помещений.
Ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах», ветераны боевых действий), нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» (подпункт 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах»).
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005.
Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, зачисляемых в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, при этом порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации, а форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункты 2,4,5,6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем ветеранов боевых действий (пункт 12 Федерального закона «О ветеранах»).
Законом Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Закон № 115-ГД) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области по обеспечению жилыми помещениями ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, указанных в подпункте «б» пункта 2 части 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (далее - Закон № 87-ГД).
Обеспечение жильем в соответствии с Законом № 87-ГД осуществляется путем предоставления ветерану боевых действий социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность согласно Порядку обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 №77.
Из правовой позиции Конституционного суда РФ изложенной в определении №234-О от 04.02.2014 года по рассмотрению жалобы гражданина Пелых И.А. на нарушение его конституционных прав положениями статьи 16 федерального закона "О ветеранах", а фактически п.п.3 п.1, следует, что с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты всех категорий ветеранов подверглась существенным изменениям. В частности, было предусмотрено, что те ветераны боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий и встали на соответствующий учет до 1 января 2005 года, должны были обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а вставшие на указанный учет после 1 января 2005 года подлежали обеспечению жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 11 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ приведенное законоположение было исключено (пункт 10 статьи 17), однако новое правовое регулирование фактически сохранило различия в правилах обеспечения жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, в зависимости от даты их постановки на соответствующий учет - до или после 1 января 2005 года.
Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" (в действующей на сегодняшний день редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Приведенное правовое регулирование, устанавливая в том числе принцип целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем всех ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на 1 января 2005 года, но не обеспеченных им до указанной даты, направлено на выполнение взятых государством в отношении этой категории ветеранов обязательств, исполнение которых, как и ранее, не зависит от предоставления жилья иным гражданам, состоящим в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 990-О-О).
Что же касается ветеранов боевых действий, вставших на учет после 1 января 2005 года, то в силу того же подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" они обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации: согласно частям 2 и 3 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
В судебном заседании установлено, и подтверждается представленными в материалы дела документами, что истец Дементьев Валерий Николаевич в период с 01.07.1994 года по 29.12.1995 проходил срочную военную службу в ВС РФ, при этом в период с 14.12.1994 года по 04.04.1995 года участвовал в боевых действиях в Чеченской республике, что подтверждается копией военного билета.
24.09.2004 года военным комиссариатом Ставропольского района Дементьеву В.Н. было выдано удостоверение серия БК № «Ветеран боевых действий», согласно которому он имеет права и льготы, установленные п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах».
Из представленной администрацией м.р. Ставропольский Самарской области в материалы дела выписки из списка очередности граждан, состоящих в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации м.р. Ставропольский по состоянию на 23.08.2021 года, первым в очереди состоит истец Дементьев В.Н., при этом указана дата подачи заявления 23.11.1990 год.
Согласно Порядку обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 77 (далее - Порядок), формирование списков ветеранов боевых действий, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) по месту жительства (постоянной регистрации) граждан (пункт 2.1), списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утверждаются уполномоченным органом местного самоуправления (пункт 2.2), органы местного самоуправления представляют в министерство информацию о количестве граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Также судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, что Дементьев В.Н. на основании поданного 03.02.2005 года заявления, состоит в списке очередности участников ВОВ, ветераном боевых действий в р. Афганистан и ветеранов боевых действий в р.Чечня, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации м.р. Ставропольский Самарской области, и по состоянию на 23.08.2021 года является первым в очереди.
Согласно п. 5 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (далее - Закон Самарской области) обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после перечисленных в пунктах 2 и 4 ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ.
С учетом установленных в ходе судебного заседания обстоятельств, указанных выше, с учетом вышеприведенных норм права, а также правовой позицией Конституционного суда РФ изложенной выше, суд приходит к выводу, что у истца Дементьева В.Н. отсутствуют правовые основания требования включения его в список очередников участников боевых действий в р.Чечня, как вставшего на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 01.01.2005 года, и как следствие производных от данного требования, о признании за ним права обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения, а также обязании Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области включить его в список граждан претендентов на получение социальной выплаты на приобретения жилого помещения, и обязании Министерства произвести данную социальную выплату, поскольку не смотря на наличие нуждаемости истца в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, о чем указывают соответствующие документы представленный администраций м.р. Ставропольский, с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося именно как ветерана боевых действий, подано Дементьевым В.Н. 03.02.2005 года, и именно с этой даты он поставлен на соответствующий учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, с учетом п.1 ст.57 ЖК РФ, предписывающий порядок исчисления нуждаемости исходя из даты постановки на учет носящий заявительный характер, а потому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дементьева Валерия Николаевича отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ставропольский районный суд в Самарский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2021 года
Судья подпись Д.В. Безденежный
Копия верна
Судья
УИД: 63RS0027-01-2021-002735-26